Важное в философии это проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей. 21 страница
- Динамическое.
- Разумное.
- Статическое.
- Совершенное.
- Естественное.
3.В центре внимания основанной Пифагором школы было то, что, по мнению философа, лежит и в основе всего сущего, это.
- Порядок.
- Бог.
- Разум.
- Число.
- Цифра.
4.В своём учении о восприятии Эмпедокл развивал мысль о том, что исходящие из вещей излияния проникают в отверстия органов чувств по принципу.
- Противоположности сходятся.
- Подобное познаётся подобным.
- Всё познаётся в сравнении.
- Одно дополняет другое.
- Причинно – следственных связей.
5.Река забвения в древнегреческой мифологии.
- Аид.
- Харон.
- Стикс.
- Рубикон.
- Лета.
6.У стоиков «пневма» как основа человеческой души и часть души космической, а также основа разума представляет собой смесь основных природных стихий.
- Воды и воздуха.
- Воды и огня.
- Огня и воздуха.
- Земли и огня.
- Воздуха и земли.
7.Один из столпов александрийской школы, этот философ происходил из еврейской семьи, а свои философские произведения редактировал в форме комментария к «Пятикнижию» Моисея. В его сочинениях слились еврейские представления и греческая стоическая философия.
- Филон.
- Апостол Павел.
- Маймонид.
- Августин Блаженный.
- Августин Аврелий.
8.В их картине мира постоянно взаимодействуют два взаимоисключающих начала, восходящих к миру высшего духовного эона (Христа) и греховного эона (Демиурга). Это.
- Ессеи.
- Манихеи.
- Гностики.
- Богомилы.
- Киники.
9.Согласно Василиду, «сначала от нерождённого отца родился Нус, а от него Логос – Суждение, а от Суждения - …».
- Мудрость и Сила.
- Сила и Эманация.
- Ангелы и Первое Небо.
- Первое и все другие Небеса.
- Разум и Истина.
10.Для гностика Василида «духовные избранники» противопоставляются язычникам, то есть.
- Психики – Пневматикам.
- Плотские – Психикам.
- Соматики – Пневматикам.
- Пневматики – Соматикам.
- Истинные – Заблудшим.
11.Официальная христианская церковь к концу 2 века по отношению к гностикам заняла следующую позицию.
- Сменила гнев на милость и позволила им развивать свою философию.
- Вела ожесточённую борьбу.
- Постепенно восприняла их символику.
- Включила гностические обряды в церковный культ.
- Объявила официальной философией христианства.
12.Материя – это тьма, обязанная своим существованием угасанию света божественного первоединства – считали.
- Плотин, неоплатоник.
- Мани, родоначальник манихейства.
- Василид, гностик.
- Цельс, апологет.
- Джордж Беркли, субъективный идеализм.
13.Плотин считал, что Единое – это источник бытия, всего сущего в мире. Это чистое и простое единство, исключающее множественность, а также.
- Мысль.
- Дух.
- Воля.
- Абсолют.
- Разум.
14. «Эманация» в неоплатонизме – это.
- Творение бытия Богом.
- Непрерывное излучение Единым из себя всего бытия.
- Световое излучение Единого, которое можно описать в терминах натурфилософии.
- Единовременное истечение Единого в природу.
- Создание Единым человеческих личностей.
15.Теоретической основой попытки Юлиана Отступника отвергнуть христианство и реставрировать языческую религию признаётся.
- Манихейство.
- Гностицизм.
- Неоплатонизм.
- Апологетика.
- Схоластика.
16.В эпоху упадка античной философской мысли основные её мировоззренческие итоги были подведены в доктрине.
- Эпикуреизма.
- Стоицизма.
- Кинизма.
- Перипатетизма.
- Неоплатонизма.
17.Главным логиком в направлении неоплатонизма был.
- Плотин.
- Прокл.
- Порфирий.
- Платон.
- Перикл.
18.Апологеты во 2 веке.
- Являлись сторонниками Юлиана Отступника.
- Защищали, оправдывали христианское вероучение.
- Впервые раскрыли стремление души к первоединству.
- Рассматривали противоположность духа и материи.
- Являются основателями и идейными вдохновителями реформации в католицизме.
19.Квинт Тертуллиан провозгласил.
- «Христианское откровение упраздняет мудрость мира сего».
- «Верую, потому что нелепо».
- «Божественное и дьявольское постоянно борются между собой».
- «Ищите и обрящете».
- «Существовать, значит быть воспринимаемым».
20. «Строматы» (буквально – «цветные ковры») – это произведение, включающее в себя множество цитат из трудов греческих философов для реабилитации греческой философии в глазах христиан. Оно было собрано.
- Юлианом Отступником.
- Юстином Мучеником.
- Филоном Александрийским.
- Климентом Александрийским.
- Августином Блаженным.
Список рекомендуемой литературы
1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.
2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.
3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.
4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.
5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.
Семинар №11.
Тема: Социальная философия. Философия культуры
1.Предмет социальной философии. 2.Феномен общества. 3.Гензис общества. 4.Антропосоциогенез. 5.Усложнение жизни общества. 6.Политика. 7.Государство. 8.Идея общественного договора. 9.Гражданское общество. 10.Идея разделения власти. 11.Разделение государства и общества. 12.Социальная структура общества. 13.Динамика общества. 14.Экономические основания общества. 15.Социальный модернизм. 16.Труд как необходимость. 17.Редуцирование бытия человека к труду. 18.Труд как призвание. 19.Производительный и непроизводительный труд. 20.Женский труд. 21.Гендерные аспекты разделения труда. 22.Феномен экономического отчуждения. 23.Феномен социального отчуждения. 24.Открытое общество. 25.Закрытое общество. 26.Массовое общество. 27.Индустриальное и постиндустриальное общества. 28.Феномен информационного общества. 29.Пути и перспективы развития казахстанского общества.
1.Понятие культуры. 2.Предмет философии культуры. 3.Генезис культуры. 4.Культура и природа. 5.Культура и человек. 6.Основные сферы культуры. 7.Проблемы типологии культуры. 8.Культура и этнос. 9.Культура и язык. 10.Мультикультурализм. 11Молодёжная субкультура. 12.Массовая культура. 13.Феномен массовой культуры. 14.Сущность инвективы. 15.Происхождение оппозиции «пристойное – непристойное». 16.Формы непристойности. 17.Ненормативная лексика как социокультурный феномен. 18.Эротическое искусство и порнография: сходство и различие. 19.Культура и цивилизация. 20.Культура в условиях глобализации. 21.Формирование экологической культуры. 22.Состояние и перспективы развития культуры в Казахстане: культурфилософские аспекты.
Контрольный тест
1.Стремясь объединить христианство с неоплатонизмом, он впервые употребил философско-аллегорическое истолкование Библии:
- Климент Александрийский.
- Аммоний Саккас.
- Плотин.
- Ориген.
- Августин Блаженный.
2.Пресвитер Арий в начале 4 века в Александрии продолжал традиции:
- Юстина Мученика.
- Оригена.
- Филона Александрийского.
- Климента Александрийского.
- Юлиана Отступника.
3.Арий объявил Иисуса Христа:
- Единосущным Богу-Отцу.
- Подобносущим Богу-Отцу.
- Неединосущим Богу-Отцу.
- Разносущим с Богом-Отцом.
- Иисус Христос и есть Бог-Отец.
4.Учение Ария, так называемое арианство, в результате жестокой борьбы в лоне церкви по вопросам основ христианской теологии:
- Легло в основу никейского символа веры.
- Было отвергнуто официальной церковью и объявлено ересью.
- Было частично принято церковью и естественно вошло в христианскую теологию под названием субординациализма.
- Было не принято церковью, но поддержано императором Константином.
- Превратилось в одно из течений протестантской религии.
5.Основной догмат христианского вероучения относительно Бога гласит:
- Нет Бога выше Аллаха.
- Бог есть Единое.
- Бог есть Всё и всё есть Бог.
- Есть три Бога: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух.
- Бог, будучи единым и единственным, существует в трёх ипостасях.
6.Один из отцов церкви, Григорий Нисский (4 век):
- Попытался разработать систему правоверного богословия.
- Опроверг догмат Троицы.
- Обосновал положение о том, что разум выше веры.
- Доказал тождество сущности (усии) и ипостаси.
- Является основателем монашеского движения.
7.Он был рождён в семье римского чиновника, учился риторике у скептиков, затем был приверженцем манихейства, но, перейдя в христианство, стал виднейшим из отцов западной церкви:
- Иероним Блаженный.
- Амвросий Медиоланский.
- Аврелий Августин.
- Василий Кессарийский.
- Фома Аквинский.
8.Согласно небесной иерархии Псевдо-Дионисия Ареопагита:
- Ангелы существуют на ступени серафимов и херувимов.
- Архангелы – на уровне господства и силы.
- Власть – на уровне херувимов и престолов.
- Начала – на уровне архангелов и ангелов.
- начала – на уровне херувимов и серафимов.
9.В «Церковной Иерархии» Псевдо-Дионисия Ареопагита:
- Монахи находятся на уровне епископов.
- Оглашенные – на уровне священников и дьяконов.
- Члены христианской общины – на уровне разумных существ.
- Епископы – на уровне священников и дьяконов.
- Патриарх и папа римский – на уровне апостолов.
10.Манлий Северин Боэций (506 века) в своём завершающем произведении «Об утешении философией» продемонстрировал:
- Решающее на него влияние христианской идеологии.
- Влияние на него платоновского диалога «Тимей».
- Влияние Аристотелевой концепции познавательной способности человеческого ума.
- Влияние на него неоплатоника Порфирия.
- Необходимость манихейства для дальнейшего развития христианской теологии.
11.С точки зрения Аврелия Августина, время – это только:
- Прошлое.
- Будущее.
- Вечность.
- Иллюзия.
- Настоящее.
12.В «Антигоне» Софокла Герг Вильгельм Фридрих Гегель усматривал основное противоречие античного общества – между:
- Личностью и обществом.
- Обществом и природой.
- Семьёй и государством.
- Личностью и богами.
- Долгом и совестью.
13.Свою «субъективизацию диалектики» Серен Кьеркегор выводил из рассуждений:
- Гераклита Эфесского.
- Зенона.
- Сократа.
- Платона.
- Аристотеля.
14.В онтологии Иоанна Скота Эриугены, который первым поставил фундаментальные проблемы соотношения Бога и Мира, исследователи усматривают:
- Арианство.
- Стоицизм.
- Панпсихизм.
- Манихейство.
- Пантеизм.
15.Его называли « первым отцом схоластики» и «Карлом Великим схоластической философии»:
- Ансельм Кентерберийский.
- Иоанн Росцелин.
- Иоанн Скот Эриугена.
- Пьер Абеляр.
- Фома Аквинский.
16.Крупнейший представитель восточного аристотелизма:
- Аль-Кинди.
- Ибн-Баджа.
- Абай Кунанбаев.
- Ибрай Алтынсарин.
- Аль-Фараби.
17.Кто из философов эпохи Возрождения считал целью разума проникновение в глубину явлений и закономерностей природы, познание её божественности:
- Николай Кузанский.
- Джордано Бруно.
- Галилео Галилей.
- Иоганн Кеплер.
- Николай Коперник.
18.Философ, характеризовавший человека как «мыслящий тростник»:
- Бенедикт Спиноза.
- Джон Локк.
- Платон.
- Блез Паскаль.
- Дэвид Юм.
19.Поклонение какому центральному божеству навсегда сохранилось в мировоззрении казахов:
- Тэнгри.
- Солнцу.
- Умай.
- Луне.
- Земле.
20.Форма знания, требующая дальнейшего обоснования и проверки:
- Проблема.
- Теория.
- Гипотеза.
- Факт.
- Аксиома.
Список рекомендуемой литературы
1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.
2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.
3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.
4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.
5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.
Семинар №12.
Тема: Философия любви. Философия религии
1.Феномен любви. 2.Любовь как глубинное экзистенциональное переживание. 3.Любовь как «предмет» философского постижения. 4.Эрос как человеческая страсть. 5.Образы любви в разных культурных эпохах. 6.Драма человеческого существования. 7.Мистерии древних цивилизаций. 8.Грех и раскаянье. 9.Агапэ. 10.Любовь романтическая и плотская. 11.Разные лики любви. 12.Религиозный экстаз и мирское чувство. 13.Любовь к Богу. 14.Любовь к Богу в суфизме. 15.Метафизика любви. 16.Материнская любовь. 17.Отцовская любовь. 18.Братская любовь. 19.Любовь мужчины и женщины.
1.Границы предмета философия религии. 2.Философия религии и теология. 3.Философия религии и религиоведение. 4.Специфика религиозного отношения к миру. 5.Социокультурные предпосылки возникновения религии. 6.Концепции происхождения религии. 7.Религии теистические и нетеистические. 8.Анонимные божества. 9.Нравственное содержание религии. 10.Вера и знание. 11.Вера и суеверие. 12.Атеизм и антирелигиозность. 13.Религиозное чувство. 14.Священные предметы. 15.Священнодействие. 16.Священные книги. 17.Священные люди. 18.Священные места. 19.Священное пространство и числа. 20.Символы символов и религии. 21.Феномен чуда в религии. 22.Рай и ад. 23.Конфессиональная форма религиозности. 24.Проблемы диалога конфессий и религиозная толерантность. 25.Религиозный фанатизм, фундаментализм и экстремизм. 26.Связь религии и политики: история и современность. 27.Религиозно-политический терроризм. 28.Угроза международного религиозно-политического терроризма: поиски мировоззренческих оснований его предотвращения.
Контрольный тест
1.Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том:
- Исследовать социальную действительность.
- Исследовать природу.
- Найти рационалистические доказательства веры.
- Сформировать христианскую философию в противовес языческой.
- Систематизировать Священное Писание.
2.В схоластике провозглашалось различие между:
- Верой и разумом.
- Наукой и теологией.
- Теологией и философией.
- Философией и наукой.
- Теософией и теологией.
3.Иоанн Скот Эриугена признавал:
- Только положительную (позитивную) теологию.
- Негативную теологию.
- И позитивную и негативную теологию одновременно.
- Необходимость отказаться от различия между позитивной и негативной теологией.
- Ортодоксальную теологию.
4.Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению:
- Платона об идеях.
- Аристотеля о сущности вещей.
- Плотина об эманациях.
- Иммануила Канта об антиномиях.
- Порфирия о характере родов и видов.
5.Девиз Ансельма Кентерберийского:
- Вера не требует разума.
- Вера и разум неразлучны.
- Разум ищет веру.
- Вера ищет разум.
- Вера и разум явления несовместимые.
6.Ансельм Кентерберийский доказывал, что существоание относительных вещей предполагает абсолютное бытие Бога, основываясь на интеллектуализированных положениях:
- Фомы Аквинского.
- Августина Блаженного.
- Фомы Кемпинского.
- Иоанна Скота Эриугены.
- Аль-Фараби.
7.Бернар Клервосский (11-12 века), главный представитель цистерцианской школы, считал основным средством философии:
- Рациональное мышление.
- Постижение религиозных догматов.
- Мистическое общение с Богом.
- Постижение законов природы.
- Постижение Бога через законы мироздания.
8.К александрийской школе пантеистического аристотелизма 13 века относится:
- Аверроэс.
- Давид из Динанта.
- Сигер Брабантский.
- Альберт Великий.
- Аль-Фараби.
9.К произведениям Сигера Брабантского не относится:
- О вечности мира.
- О единстве разума против аверроистов.
- О необходимости и взаимной зависимости причин.
- О разумности души.
10.С середины 13 века схоласты разделились во мнениях относительно основных положений:
- Псевдо-Дионисия Ареопагита.
- Августина Блаженного.
- Фомы Аквинского.
- Ибн Рушда (Аверроэса).
- Джорджа Беркли.
11.Философ, которому принадлежит выражение: «Страх правит миром»:
- Николай Бердяев.
- Карл Маркс.
- Владимир Вернадский.
- Николай Данилевский.
- Пётр Чаадаев.
12.Культ «сверхчеловека» был предложен в философских произведениях:
- Артура Шопенгауэра.
- Карла Маркса.
- Альберта Камю.
- Зигмунда Фрейда.
- Фридриха Ницше.
13.Представителями какого направления были русские философы Николай Фёдоров, Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский:
- Неокантианство.
- Гегельянство.
- Интуитивизм.
- Иррационализм.
- Космизм.
14.Философы – представители структурализма:
- Клод Леви-Строс, Мишель Фуко, Ж Лакан.
- Б Рассел, М Шлик, Л Витгенштейн.
- Ж Деррида, Ж Делез, Ж Бодрийар.
- Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, Карл Ясперс.
- Г Гадамер, Эдмунд Гуссерль, Карл Юнг.
15.Одно из понятий психоанализа, означающее бессознательное сексуальное влечение:
- Я.
- Оно.
- Либидо.
- Сублимация.
- Сверх-Я.
16.Симулякр – это:
- Реальность как она есть.
- Вымышленный мир.
- Копия реальности.
- Копия копи реальности.
- Подлинный мир.
17.Общепринятая концепция пространства и времени в настоящее время:
- Субстанциональная.
- Транцендентная.
- Квантовая.
- Энергетическая.
- Реляционная.
18.Кто из мыслителей-гуманистов 20 века обосновал концепцию «благоговения» перед жизнью:
- Альберт Швейцер.
- Томас Кун.
- Огюст Конт.
- Герберт Спенсер.
- Мартин Бубер.
19.Идейным вдохновителем Великой Французской революции 1789 года считают:
- Дени Дидро.
- Жан-Жака Руссо.
- Шарля Монтескье.
- Мишеля Монтеня.
- Поля Анри Гольбаха.
20.Впервые проблема отчуждения отражена Карлом Марксом в произведении:
- «Святое семейство».
- «Капитал».
- «Тезисы о Фейербахе».
- «Экономически-философские рукописи 1844 года».
- «Немецкая идеология».
Список рекомендуемой литературы
1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.
2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.
3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.
4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.
5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.
Семинар №13.
Тема: Философия истории. Философия политики
1.Философия истории: её сущность. 2.Основные варианты философии истории. 3.Проблема исторического процесса. 4.Проблема периодизации истории. 5.Идея объективной закономерности истории. 6.Общая теория естественного прогресса человечества. 7.Партикуляризм и универсализм. 8.Возможен ли прогресс в истории!? 9.Идея единства истории. 10.Концепция осевого времени. 11.«Волны истории». 12.Циклы и ритмы. 13.Конец истории? 14.Столкновение цивилизаций. 15.Проблема самобытности национального пути в современном мире: Казахстан перед исторической дилеммой. 16.Проблема синтеза традиционализма и модернизма. 17.Универсально-человеческие ценности: действительное и иллюзорное.
1.Предмет философии политики. 2.Генезис политической философии. 3.Феномен власти. 4.Политическая власть. 5.Метаморфозы власти. 6.Власть и мораль. 7.Проблема цели и средств. 8.Связь политики и экономики. 9.Политика и идеология. 10.Политика выбора ценностей. 11.Традиционный, легальный, харизматический типы. 12.Политика и социальная мифология. 13.Миф как инструмент политики. 14.Средства массовой коммуникации в политике. 15.Политика и массовая психология. 16.Восстание масс. 17.Наваждение масс. 18.Образы злодеев, героев в истории. 19.Стереотипное мышление масс. 20.Эффект уподобления. 21.Бунтовщики и психопаты. 22.Феномен манипуляции. 23.Феномен демократии. 24.Либеральная демократия. 25.Парадоксы демократии. 26.Демократия и права человека. 27.Феномен тоталитаризма. 28.Тоталитаризм как культурно-цивилизационный феномен. 29.Феномен войны. 30.Этатизм и анархизм. 31.Феномен политической революции. 32.Политический экстремизм. 33.Политический авантюризм. 34.Феномен геополитики. 35.Геополитическая безопасность. 36.Национальная безопасность.
Контрольный тест
1.В наследии Роджера Бэкона сегодня придаётся большое значение его:
- Научно-эмпирическим исследованиям.
- Теологическим изысканиям.
- Философским рассуждениям.
- Мистическим откровениям.
- Рационалистическим экспериментам.
2.Иоанн Дунс Скот считал, что:
- Теология равнозначна философии.
- Теология и философия несоединимы.
- Теология вытекает из философии.
- Философия вытекает из теологии.
- Теология есть современная философия.
3.Иоанн Дунс Скот был представителем:
- Метафизического онтологизма.
- Критического пантеизма.
- Метафизического индивидуализма.
- Божественного персонализма.
- Мистического пантеизма.
4.В теории познания Иоанн Дунс Скот подчёркивал:
- Мистическое постижение.
- Пассивное понимание.
- Активность мышления.
- Эмпирический опыт.
- Рационалистические доказательства.
5.Фома Аквинский, развивая теорию отдельных душевных сил или свойств в духе Аристотеля, считал, что:
- Разумная душа находится в зависимости от сенситивной, возвышаясь над вегетативной.
- Вегетативная душа определяет сенситивную и разумную душу.
- Разумная душа возвышается над вегетативной и сенситивной.
- Сенситивная душа определяет вегетативную, а та, в свою очередь, руководит разумом.
- Разумная душа зависит от вегетативной и определяет сенситивную.
6.В своих рассуждениях о Боге Аквинат:
- Безоговорочно защищал идею личного Бога.
- Признавал Бога полностью трансцендентным, непознаваемым.
- Считал, что познание Бога опосредовано его влиянием в природе.
- Полагал, что Бог – это и есть природа.
- Признавал Бога полностью имманентным и познаваемым.
7.Исследуя проблемы человеческой души, Аквинат исходил из того, что:
- Душа есть чистая форма без материи, она бестелесна.
- Душа является частью тела, выступая его формирующим принципом.
- Душа состоит из особой тонкой материи, отличной от телесной, потому она не уничтожается вместе с телом.
- Душа есть проявление надындивидуального духа, потому она неуничтожима.
- Душа является часть Космического бытия, потому она бессмертна.
8.Номинализм в своей атаке на строгую рационализацию религиозных догматов, тем самым:
- Укрепил христианскую теологию.
- Подготовил почву для отделения теологии от философии.
- Поставил на новую основу авторитарное положение Церкви.
- Затормозил формирование позитивизма Нового времени.
- Способствовал отделению теософии от теологии.
9.В арабской философии не использовались идеи философа:
- Платона.
- Плотина.
- Эпикура.
- Аристотеля.
- Аль-Фараби.
10.Аверроэс – это западное прочтение арабского имени:
- Аль-Кинди.
- Аль-Фараби.
- Ибн Рушд.
- Ибн Сина.
- Авиценна.
11.Авиценна понимал мир как произведение:
- Слепых сил природы.
- Божественной воли.
- Божественной воли и разума.
- Космической энергии.
- Божественного разума.
12.В согласии с другими арабскими философами Ибн Сина учил об универсалиях, которые существуют:
- До единичных вещей.
- В реальных вещах.
- Как единичные вещи.
- После вещей.
- Как общие понятия.
13.По Аверроэсу, материальный мир:
- Вечен и бесконечен, но в пространстве ограничен.
- Сотворён Богом из нечего.
- Обречён на гибель.
- Вечен и в пространстве безграничен.
- Является иллюзией человеческого мышления.
14.Аверроэс, развивая учения о человеке и нравственности:
- Признавал бессмертие индивидуальной души.
- Отрицал бессмертие души.
- Считал неизбежным посмертное вознаграждение или наказание на том свете.
- Поддерживал идею об отсутствии различий между добром м злом.
- Считал, что нравственность заложена в каждом человеке Богом от рождения.
15.В «Опровержении философов» аль-Газали использовал подход:
- Диалектический.
- Скептический.
- Мистический.
- Рационалистический.
- Эмпирический.
16. «Каббала» в переводе означает:
- Вера, доверие.
- Знание, метод.
- Книга, письмо.
- Шифр, загадка.
- Традиция, предание.
17.В Каббале раскрывается:
- Религиозное значение христианской догматики.
- Мистика чисел и букв Священного писания.
- Христианские идеи библейских притч.
- Связь христианской религии и иудаизма.
- Религиозное значение и правильное прочтение христианской символики.
18.Термин «гуманизм» происходит от латинского Humanus, что означает:
- Божественный.
- Человеческий (человечный).
- Природный.
- Гражданский.
- Законный.
19.Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:
- Нидерландах.
- Германии.
- Италии.
- России.
- Голландии.
20. «Первым итальянским гуманистом» или «отцом гуманизма» в Италии традиционно считается:
- Данте Алигьери.
- Марсилий из Падуи.
- Джованни Боккаччо.
- Томмазо Кампанелла.
- Франческо Петрарка.
Список рекомендуемой литературы
1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.
2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.
3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.
4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.
5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.
Семинар №14.
Тема: Философия образования. Философия глобальных проблем
1.Предмет философии образования. 2.Философия образования и педагогическая теория. 3.Взаимосвязь образования и воспитания. 4.Институализация образования. 5.Структура педагогического процесса. 6.Отчуждение в образовании. 7.Проблема вочеловечивания отчуждённого знания. 8.Образовательная среда. 9.Моделирование в образовании. 10.Развитие и образование. 11.Сознательное и бессознательное в образовании. 12.Самореализация личности. 13.Личность и образование. 14.Общение и образование. 15.Познание и образование. 16.Понимание и образование. 17.Творчество в образовании. 18.Три типа педагогики: педагогика формирования, педагогика развития, педагогика сотворчества. 19.Критическая педагогика постмодернизма. 20.Дисциплинарность и образование. 21.Проблема научной дисциплины и учебной дисциплины. 22.Система образования как культурный посредник. 23.Традиционная система образования. 24.Альтернативные образовательные системы. 25.Всеобщая система образования как средство достижения власти и компетентности (Платон). 26.Аксиологические аспекты образования. 27.Ценности консерватизма в образовании. 28.Классический реализм в образовании. 29.Эссенциализм в образовании. 30.Аналитическая философия в образовании. 31.Экзистенциализм и образование. 32.Восточная модель образования. 33.Образование для психологической зрелости. 34.Образование для приспособления к жизни.