Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса

В науке действуют этические нормы, определяющие, что допустимо, что поощряется и что является неприемлемым для ученого в конкретных ситуациях. Эти нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, а также включают общечеловеческие моральные требования и запреты, например «не укради», «не лги», приспособленные к особенностям научной деятельности.

Этические нормы науки служат для защиты характерных для науки ценностей. Например, бескорыстный поиск и отстаивание истины (Аристотель: «Платон мне друг, но истина дороже»).

Знаменитый биолог Н.И. Вавилов заявил: «Мы на крест пойдем, но от своих убеждений не откажемся», впоследствии он подтвердил эти слова собственной трагической судьбой.

Огромное значение для науки имеет свобода научного поиска и социальная ответственность ученого. Являются ли знания силой, служащей человеку, и не обернутся ли они против него? Библейский проповедник Экклезиаст (Соломон): «…во многой мудрости много печали; а кто умножает познания, умножает скорбь».

Вопрос о соотношении истины и добра, знания и добродетели тревожил лучшие умы человечества. Особенным трагизмом тема соотношения истины и добра прозвучала у А.С. Пушкина, заставившего нас размышлять о совместимости гения и злодейства.

Среди областей научного знания, в которых особенно остро встают вопросы этики, социальной ответственности, особое место сегодня занимают генная инженерия, современные биотехнологии, биомедицинские и генетические исследования человека.

В целом огромные достижения современной науки, медицины, научно– технического прогресса породили и ряд этических проблем, от решения которых зависит судьба всего человечества.

Если еще недавно было принято безудержно восхвалять научнотехнический прогресс как чуть ли не единственную опору общего прогресса человечества, то сегодня нередко столь же категорично и безоглядно отрицается гуманистическая сущность развития науки.

Но очевидно, что научно-технический прогресс как таковой необратим. «Знание – сила», учит нас история. Задача науки, ученого – чувствовать свою социальную ответственность, ведь он, как никто другой, понимает все плюсы и минусы последствий своей профессиональной научной деятельности и ее значение для человека.

Тесты по теме 11

Теория познания

Выбрать правильный ответ

1. Отражение в нашем сознании отдельных свойств предмета, его чувственный образ – это:

А. Ощущение

Б. Понятие

В. Представление

2 . Отражение органами чувств предмета в целом, его целостный образ – это:

А. Умозаключение

Б. Понятие

В. Восприятие

3 . Абстрактный образ, включающий наиболее общие свойства конкретных предметов, называется:

А. Суждением

Б. Понятием

В. Умозаключением

4 . Отношения нескольких понятий с помощью утверждения или отрицания чего-либо:

А. Умозаключение

Б. Суждение

В. Представление

5 . Познание происходит с помощью (материализм):

А. Органов чувств, абстрактного мышления

Б. Души

В. Бога

6 . Целостный, чувственный образ предмета, воспроизводимый с помощью памяти:

А. Восприятие

Б. Ощущение

В. Представление

7. Чувственно– предметная деятельность человека, направленная на преобразование мира и самого себя:

А. Практика

Б. Мышление

В. Теория

8 . Отражение действительности в понятиях, суждениях, умозаключениях:

А. Мышление

Б. Практика

В. Производство

9 . Содержание наших знаний, совпадающее с действительностью и не зависящее от сознания субъекта, называется:

А. Объективной истиной

Б. Субъективной истиной

В. Относительной истиной

Установить соответствие

Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса - student2.ru

Ответ: 1__ 2__

Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса - student2.ru

Ответ: 1__ 2__

Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса - student2.ru

Ответ: 1__ 2__

Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса - student2.ru

Ответ: 1__ 2__

Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса - student2.ru

Ответ: 1__ 2__

Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса - student2.ru

Ответ: 1__ 2__

Вопросы для обсуждения

1. Проблема познаваемости мира.

2. Каковы основные этапы разработки проблем познания в истории философии?

3. Чувственное и рациональное в познании.

4. Как соотносятся познание и практика?

5. Что такое истина, в чем заключаются ее свойства и критерии?

6. Проблема познания в «философии науки».

7. Что представляет собой структура знания и его диалектика?

8. Методы научного познания.

Темы рефератов и докладов

1. Особенности материалистической теории познания.

2. Главные направления разработки гносеологических проблем в современной немарксистской философии.

3. Постановка и решение вопросов теории познания в русской философии: основные подходы.

4. Роль практики в процессе познания.

5. Проблема классификации форм знания и познавательной деятельности.

6. Специфика заблуждений в социальном познании и пути их преодоления.

7. Проблема критерия истины в философии и науке.

8. Рассудок и разум и их роль в познании.

9. Соотношение рационального и иррационального в процессе познания.

10. Познание и понимание.

Объясните понятия: гносеология, отражение, агностицизм, объективная истина, абсолютная истина.

Тема 12

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ РАЗВИТИЯ

12.1. Диалектика – учение о всеобщих связях и развитии

Обычно считается, что диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Гераклит подчеркивал относительность, изменчивость и противоречивость мира.

У Сократа этим термином обозначалась способность вести спор посредством вопросов и ответов, искусство вести диалог и постигать в нем истину.

Платон под диалектикой понимает классификацию понятий, разделение вещей на роды и виды.

Аристотель отличал диалектику от аналитики как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве.

По Канту, диалектика – способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному значению, неминуемо запутывается в противоречиях.

Диалектика, по Гегелю, – процесс саморазвития и самопознания абсолютного духа.

У Энгельса диалектика – это наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества и человеческого мышления.

Законы, в том числе законы диалектики, – устойчивая, повторяющаяся для данной группы явлений связь.

Классификация законов: динамические, статистические, по уровню общности познания действительности.

Частные (физика, биология, медицина).

Общие – выражают различные формы связей в различных формах движения материи (кибернетика, биокибернетика, биохимия).

Универсальные , всеобщие – часть диалектики, законы Гегеля.

– Закон единства и борьбы противоположностей. Показывает источник развития. В каждом явлении есть противоположности. – Закон перехода количества в качество. Раскрывает механизм развития, как оно идет.

– Закон отрицания отрицания – показывает форму и направление развития. «По спирали».

Категории – наиболее общие понятия, в которых закрепляются базовые для науки знания (наследственность, изменчивость).

Категории диалектики выражают связи бытия, могут рассматриваться как совокупность общих закономерностей мира и принципов его познания.

12.2. Диалектическое противоречие – источник развития. Многообразие противоречий

Отношение между явлениями может быть как тождественное, так и различное. Тождество – отношение, стороны которого совпадают.

Различие – отношение, стороны которого не совпадают.

Развиваясь, различие перерастает в противоположность.

Противоположность – отношение, стороны которого исключают друг друга. Это углубленное различие.

Особенность диалектического подхода в том, что явления могут быть одновременно и тождественными и различными сами себе и другим (в отличие от математики), так как происходит развитие, изменение.

Противоречие – это категория, выражающая отношения между противоположностями в рамках целого (в организме: наследственность – изменчивость). Противоречие – источник развития.

Противоположности в противоречиях находятся в отношениях борьбы (взаимоисключают друг друга) и единства (взаимополагают друг друга).

Борьба между ними ведет к новому.

«Жизненно то, что в состоянии вмещать в себе противоречия» (Гегель). В «Науке логики» Гегель исследует природу противоречия. Вначале противоречие существует «в себе» (еще не выявлено). Затем идет раздвоение единого на противоположности и появляются противоречия – единство взаимодействующих друг с другом противоположностей.

Далее Гегель рассматривает противоречия на примере конкретных связей и взаимодействий.

Эта категория включает разные формы противоречий.

Антиномия – противоречия, из которых ни одному нельзя отдать предпочтение. (И. Кант. Конечность явлений и бесконечность мира).

Противоречия необходимости и свободы . (Человек свободен, но в то же время он живет в обществе с его нормами.)

Противоречия основные и неосновные . Основные – определяют природу явления. Основное противоречие больного – борьба организма с инфекцией, которая характеризует его мироощущение. Хотя и у здорового в той или иной форме эта инфекция может присутствовать, но она не определяет самочувствие человека.

Патология – особое состояние организма, в ходе которого может произойти срыв механизмов адаптации, что ведет к нарушению нормы.

Норма – состояние организма, в котором сохраняется согласованность всех функций.

Наши рекомендации