Основные проблемы и школы досократической философии.
Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.
· Идеология по К. Мангейму — искажённое отражение социальной действительности, выражающее интересы определённых групп или классов, стремящихся сохранить существующий порядок вещей; противопоставляется утопии.
· Идеология по Ролану Барту — современный метаязыковой миф, коннотативная система, приписывающая объектам непрямые значения, и социализирующая их.
При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенки первоначального содержания понятия «идеология» таковы:1-быть теоретическим обобщением исходных чувственных представлений;2-выступать наиболее существенным компонентом имеющихся в наличии знаний;3-выполнять в связи с этим роль исходных принципов для практической деятельности.
Типы идеологий:Основные современные идеологии сложились в XIX веке. Несмотря на значительное количество различных идеологий, в самом общем виде принято выделять либеральную, консервативную и социалистическую идеологии.В конце XX века среди политиков и партий наметилась тенденция в прагматических целях всё чаще отказываться от устойчивой идеологии, то есть брать на вооружение тактику антиидеологизма. Термин «идеология» многозначен. В самом широком смысле под идеологией понимают теоретическое обоснование целей и задач долговременного (стратегического) характера. В этом смысле говорят об идеологии того или иного вида деятельности. Например, под идеологией воспитания будут пониматься цели и задачи, которые в воспитательном процессе ставятся в качестве конечных, итоговых. Под идеологией в узком смысле понимают теоретическое выражение и защиту интересов общественного класса или большой социальной группы. Сопоставляя философию и идеологию, мы будем говорить прежде всего об узком значении слова «идеология».
Философия и мировоззрение
Мировоззрение. Его исторические типы.
Мировоззрение – это совокупность общих предметов о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм, пессимизм) ценностные ориентации. Мировоззрение бывает индивидуальное, общественное, групповое. В мировоззрении выделяют два уровня: чувственно-эмоциональный и теоретический.
Чувственно-эмоциональное мировоззрение – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций.
Теоретический уровень – интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).
Исторические формы мировоззрения: миф – священное придание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том как устроен мир. Мифология – самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия – это форма общего сознания, смысл которой заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существовании одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (с греч. "любовь к мудрости")- это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.
Основные философские проблемы:
1. онтология (теория познания).
2. гносеология (учение о бытие).
3. методология (учение о развитии).
4. социология (соц.проблемы).
5. этика (учение о морали).
6. эстетика (учение о прекрасном).
7. антропология (учение о человеке).
8. аксиология (уч. о ценностях).
9. диалектика (уч. о действительности).
10. метафизика (уч. о смысле жизни).
Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет, в чем, смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют мировоззрение, которое выражается посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей. В центре философских проблем стоят вопросы о М. Одной из основных функций философии является обоснование оправдание и анализ М. Философия - теоретическое ядро М.
Исторические типы мировоззрения.
Обусловленные той или иной исторической эпохой, тем или иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания, стили мышления и в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более прогрессивного способа пр-ва или нет, его М по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: М. буржуазии, когда она противостояла феодализму, было сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазия и ее М становится консервативным или реакционным.Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане — мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.Философия — это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.
9-Понятие культуры:
Философия культуры - это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры.Термин “культура” переводится с латинского языка как “возделывание”, “уход”, “обработка”, “почитание”. В основе культуры лежит деятельность человека как основной способ его существования в мире.Культура – это не только живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также отношения между людьми как ее творцами. Культура – это сложнейший социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным явлениям.С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-первых, это материальная культура человечества – орудия труда и техника, жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей. Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов (слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести политическую культуру как единство политического сознания и политической деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства, каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов, нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах. Материальная культура - все, что создано человеком. Она служит целям преобразования природы с помощью знаний и орудий труда, что символизирует выделенность человека из остального животного мира и возвышение над ним как существа активного и творящего. Уже в древнегреческой философии зародились представления о «техне» как искусной практической деятельности, мастерстве, создающем необходимый человеку предметный мир (отсюда понятие «техника» во всех европейских языках). Обобщенное определение всех форм человеческой активности дали римляне: именно они назвали «культурой» те формы искусственного, рукотворного бытия, которые получены человеком в результате преобразования бытия естественного — «натуры». Так зарождалось первоначальное представление о культуре, противостоящее мифологическому отчуждению человеком всех своих творческих сил богам. Культура духовная - умение видеть и чувствовать мир человеческой жизни. Человек отличается от других живых существ способностью развиваться духовно. Физический труд сыграл, безусловно, важную роль в развитии человека, но трудиться способны и многие представители животного мира и даже мира насекомых (например, муравьи). Этот факт дает основание считать, что культурная работа была для развития человека важнее, чем физический труд. Русский мыслитель П.Флоренский писал, что культура как бы отщепляется от культа. Духовная культура выполняет социализирующую функцию, играет главную роль в формировании человеческого в человеке – высоких потребностей и благородных поступков. Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения философии, - это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.
Среди многообразных закономерностей, которые характеризуют культуру и которые стремится открыть культурология, можно выделить определенную их систему. Эту систему образует ряд закономерностей:1. Общесоциологические. Они связаны с тем, что культура есть общественное, а не природное явление.Культура есть часть общества, имеющая свои собственные, отличные от целого общества, закономерности.2. Общеформационные. Эти закономерности связывают культуру с определённой формой общественной жизни, придающей ей специфику как форме общества, определяемой содержанием общественной жизни.3. Конкретно-формационные. Эти закономерности определяются законами действия конкретной общественно-экономической формации - рабовладельческой, феодальной, капиталистической и др..4. Цивилизационные закономерности в развитии культуры. Они связаны с действием закона общественного разделения труда. В соответствии с формами, которые принимает этот закон в жизни общества, выделяется ряд культур: "дикости", "варварства", "цивилизации".5. Закономерности развития отдельных сфер культуры (материальной, духовной) и видов культуры (экономическая, политическая, философская, религиозная и др.). Эти закономерности влияют на культуру, придавая ей объективное, повторяющееся, необходимое, существенное содержание.
философская культура личности представляет: 1-способность усвоения философских знаний и приобщение к миру философских знаний; 2-овладение опытом философского осмысления действительности; 3-приобретение умений и навыков философского выражения, т.е. философского языка. Философская культура личности - это духовный акт самовыражения.
Во-первых, философская культура - это личностно-индивидуализированный объект. Во-вторых, она не возможна вне взаимосвязи философии и культуры.
10-Генезис философии.От мира к логосу
Существуют две основные концепции происхождения философии. Речь идет о мифогенной и гносеогенной концепциях, которые принято считать противоположными. Но на самом деле эти концепции реализуют один и тот же ход мысли. Единство этих концепций проявляется даже в их названии: мифогенная, гносеогенная, т. е. обе они видят возникновение философии как «генезис» философских идей, представлений.Сам процесс генезиса предстает как переход «от мифа к логосу» (формула Деррера и Нестле). Эта формула является общей для всех концепций, хотя и получает различные толкования. В рамках этой формулы генезис философии предстает как естественноисторический линейный процесс. Философия возникает путем происхождения из предшествующей ей формы сознания.При этом «от мифа» можно происходить, развивая миф, о чем говорит мифогенная концепция, либо «от мифа» можно отталкиваться, так трактует связь философии с мифом гносеогенная концепция. Вторая часть формулы, «логос», - это результат развития «первобытного» состояния, который сам первобытным уже не является. Это предметное мышление, способное к рефлексии и оформленное в понятиях, мышление, продуцирующее идеи. Т. е. это то, что авторы понимают под философией. Различие между мифогенной и гносеогенной концепциями состоит в том, как понимается материал, из которого первые философы создавали свои идеи: как миф или как эмпирическое знание. Гносеогенная концепция восходит к просветительскому рационализму, склонному отождествлять философию с научностью вообще. Как концепция возникновения философии, она была оформлена позитивистами, а потому сводила философию к теоретическому естествознанию.С точки зрения этой концепции философия возникает скорее не из мифа, а из эмпирического знания, которое сначала накапливалось в рамках мифа, а потом стало мифу противоречить, и, в конце концов, эмансипировалось, став философией, и тем самым победило миф как более примитивную форму познания мира. Т. е. философия возникла тогда, когда натурфилософы стали объяснять явления природы через комбинации стихий, а не через деятельность богов.Недостаток гносеогенной концепции состоит в том, что ей не удается выстроить генетическую цепочку, хотя она на это и претендует, не удается объяснить умозрительный характер философии из опыта, не удается объяснить возникновение общей теории из прикладных знаний. Если науку понимать в европейском смысле, то этот тезис следует перевернуть: только философская рефлексия может пересмотреть опыт и из прикладных знаний сделать науку, что и случилось в Греции. Философия сама является фактором появления науки. Итак, следует признать, что гносеогенная концепция не состоялась хотя бы потому, что существенно модернизирует античность с позиций позитивизма. Она называет причиной философии то, что само могло возникнуть только в результате функционирования последней.Для мифогенной концепции философия выступает как высшая стадия мифа. Философию здесь понимают как «логос мифа», «мифологию в зеркале рефлексии», «понятийно оформленное мифологическое мировоззрение». Философия появляется тогда, когда натурфилософы начинают на абстрактном языке излагать Гесиода, делая из «Теогонии» теорию. Мифогенная концепция показывает генезис как непрерывный процесс, возможный благодаря изначальному единству мифа и философии. Миф и философия связаны сущностно, так как заняты соотнесением человека и сущего в целом. Это то, что авторы называют мировоззренческой функцией. На лицо множество переходных форм - от классического мифа до классической философии. Но у мифогенной концепции есть другой недостаток - философия в ней перестает быть новостью, а миф оказывается изначально предрасположенным к философствованию.Принципиальное единство мифогенной и гносеогенной концепций, заключается в реализации одного и того же мыслительного хода - генезисного, в рамках которого возникновение философии рассматривается не как событие мысли, а как формирование предмета и содержания мышления, а сама философия истолковывается как мировоззрение.
11-Конфуцианство — этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае.
Начало конфуцианства связывают с Конфуцием (551 — 479 до н.э.).Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усвояется верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, чтобы то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.Сделав уступку народным верованиям допущением культа различных божеств (в основном шаманских), конфуцианство заняло совершенно изолированное и спокойное положение относительно своих, так сказать, внешних врагов — буддизма и даосизма, предоставило последним вести борьбу между собой и, мирно уживаясь с ними, продолжало идти по той же дороге, по которой направили его первые деятели, всё более и более захватывая в свои руки весь строй китайской жизни.Только в конце XI в. н.э. начинается для конфуцианства новая эра: на конфуцианской основе явилась новая, натурально-дуалистическая философия.Для удовлетворения религиозных потребностей народа конфуцианство ограничилось с одной стороны строго определённым ритуалом культа предков и вытекающих из него обрядов, a с другой стороны — признанием культа лиц удостоенных государственного чествования или пользующихся чисто народным почитанием. Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно.Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (собственно — полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем). Во время траура нельзя есть мяса и овощей, пить вина, слушать музыку и вообще веселиться.При заключении брака главное и общеобязательное требование — чтобы жених и невеста носили разные фамилии (поэтому родство по матери совершенно не принимается во внимание) и имели первый не менее 16 лет, вторая — не менее 14. Главные обряды при заключении брачного союза: формальное сватовство, сговор, встреча женихом невесты в её доме, питьё сочетальной чаши за ужином в доме жениха и, наконец, представление молодой предкам мужа, в род которого она теперь вступает.Конфуцианство сыграло важную роль благодаря разработке этико-политических проблем. Конфуцианство превратилось в официальную идеологию древнекитайского общества и существенным образом оказало влияние на всю историю Китая.
Даоси́зм— китайское традиционное учение, включающее элементы религии, мистики, гаданий, шаманизма, медитационной практики, несущее также традиционную философию и науку.Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традиция северного Китая. Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. К концу I тысячелетия до н.э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов.Первые даосские школы-Предпосылкой возникновения даосизма явилось Восстание Жёлтых повязок, а оформление даосизма произошло во время поздней династии Хань, во второй половине II века н. э.Позднее образовывались другие даосские школы. В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.Развитие даосизма-Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких учёных и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались или всплывали новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма...
Древнеиндийская философия
(эпоха «брожения умов»)
Зарождение – 2-1 тыс-ия до н.э. Связано с тем, что общество перешло от первобытно-общинного строя к классовому.
Во главе государства – раджа
Касты – замкнутые сообщества людей.
1.жрецы – брахманы (высшая каста)
2. купцы, торговцы (вайшьи)
3. крестьяне, обездоленные (шудры)
Брахман – один из божеств Др. Индии, а также высший класс.
Брахманизм – система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики.
Ведические книги (веды, самхиты):
-духовные источники др. Индийской философии
-первые священные книги
Охватывают проблемы мироздания, человека; в них зафиксированы ритуалы.
4 периода в развитии ведической литературы:
1. Ригведы – наиболее ранний сборник приданий, сказаний. Имели особое значение. Темы: Покорение арийскими племенами Индии.
2. Брахманы (1 тыс. до н.э.) – комментарии к ведам. Поляризация общества.
3. Араньяки – «лесные книги для отшельников» (середина 1ого тыс. до н.э.). Отшельники (скиты). Философские раздумья.
4. Упанишады (до 2ого тыс. до н.э.) – «знания полученные у ног учителя», т.е. разговор ученика и учителя. Имеют глубинный философский смысл. Недоступны для шудры. Толкователями ведической мудрости считались брахманы.
Философские школы
2 направления развития:
Ортодоксальное – поклонение ведической литературе без попыток изменить что-либо в ней. 6 классических систем: Главные: веданта, санкхья, йога. Второстепенные: ньяя (логика), вайшешика (космология). Миманса (ритуал)
Неортодоксальные. Вносят изменения в веды. Буддизм, джайнизм, червака (покаята).
Брахман – объективная духовная сущность
1. субстанция первооснова (абсолютная реальность)
2. божество
3. брахман есть Атман
Атман – субъективная духовная сущность, абсолютная душа, одушевленная субстанция, духовное «я».
Атман и брахман бессмертны.
Устремление к попытке понять мироздание. Это философия человека – человек бессмертен. Т.е. нацелена на человека (гармонические отношения человека и окружающего мира).
В упанишадах взаимоотношения с брахман и Атман. Взаимосвязь человека с субстанциями.
Карма (закон воздаяния) – судьба, рок, обусловленная влиянием субстанции или общества. Зависит от образа жизни, поведения человека.
Сансара (земная жизнь) – круг перерождения (в животных, растения). Но главная цель – еще при жизни слиться с субстанцией, что возможно с помощью нирваны.
Нирвана – высшее состояние, совершенное состояние души, освобожденное от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей (сансары).
Затрагиваются моральные, нравственные ценности:
1. подавление страстей
2. подаяния бедным
3. сострадание к ближнему.
Джайнизм (от слова победитель). Неортодоксальное течение – отвергли авторитет Вед. Подробно разработали концепцию кармы; сохранили учение о перерождении душ и воздаянии за поступки. Цель джаянов – освобождение от сансары, достижение нирваны, что возможно, если соблюдать строгие правила.
4 обета:
1. невреждение – осуждение жертвоприношений (т.е. не вредить другой жизни человека, животных, растений)
2. правдивость
3. отрешенность
4. неворовство
Почитание не богов, а джинов, победителей (своей судьбы).
Сможет победить если соблюдать:
1. правильное поведение
2. правильное познание
3. правильную веру (веры в джина)
4. победить с помощью аскетизма (т.е. ограничение или подавление чувств, желаний)
Буддизм (6-7 в. до н.э.)
Основатель Будда («просветленный», принц Гаутам). Предложил средний путь между аскезой и наслаждением.
4 благородные истины:
1. жизнь это страдание.
2. страдание следует за желанием (жаждой).
3. путь избавления от страданий – избавление от желаний.
4. путь избавления от желаний – следовать учению буддизма, т.е. освобождение от слепой привязанности жизни → состояние затухающего сознания → достижение нирваны → угасание желаний, связанный с жизнью → полная невозмутимость, помогающая преодолеть привязанность к жизни и слиться с Брахмой.
5 заповедей: не убий, не укради, будь целомудрен, не лги, не употребляй наркотических веществ.
Выводы:
1. Др.Индийская философия – источник человеческой мудрости, подпитывающий человеческую культуру.
2. идея всеединства → всё есть одно. Все существа – проявление единого
3. обращение к внутреннему миру человека → нравственное усовершенствования человека.
4. понятие нирвана → путь совершенствования человека, преодоление трудностей.
13.Античная философия: общая характеристика.
Подразделяется на древнегреческую и древнеримскую (7-6 в. до н. э. — 5 в. н. э.). Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах).
Периодизация по смене основных проблем:
1. Натур-философский (главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала, проблема разграничения подлинного от кажущегося). Соседство-соперничество нескольких школ;
2. Гуманистический (смена проблематики от природы к человеку и обществу). Школа софистов, Сократ;
3. Классический (период большого синтеза). Создание первых философских систем — весь круг философских проблем. Платон, Аристотель;
4. Эллинистический (центр перемещается из Греции в Рим). Соперничают разные философские школы. Проблема счастья, смысла жизни. Школы Эпикура, скептиков, стоиков;
· Фатализм- убеждение в том, что всё предопределено судьбой, смысл- сохранение достоинства. Атараксия- состояние полного спокойствия.
· Свобода от лишних потребностей, от противоестественных стереотипов, традиций.
· Максимум удовольствия
· Жажда в истине
5. Религиозный (развитие неоплатонизма). В сферу философских проблем добавляется проблема религии;
6. Зарождение христианской мысли, монотеистической религии.
Особенности:
1. Тесная связь с мифологией
2. Рационализм- направление, признающее приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания (ощущениям, восприятиям, представлениям).
3. Космоцентризм- космос- живой, разумный, упорядоченный организм.
4. Пантеизм- Бог = мир, Тегестическая модель- Бог- личность и творец, Деизм- Бог- творец, и далее существует отдельно от мира.
5. Человек- микрокосмос, имеющий божественное начало.
Основные проблемы и школы досократической философии.
К досократическому периодуотносится деятельность так называемых философов-"досократиков":
1. милетской школы — (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена)- Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой. Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух;
2. Пифагорская школа- Главное в учении Пифагора — субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая сюда даже нравственность. Душа, по мнению пифагорейцев, — гармония, — также числовое отношение;
3. Гераклита Эфесского- Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них;
4. элейской школы- В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии;
5. атомистов (Демокрита, Левкиппа)- проблема Архэ-в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. ;
• некоторых иных философов.
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования — декларирование собственных взглядов, превращение их в догму.