Культура, ее человеческая сущность и роль в обществе. культура и цивилизация.

1. Понятие культуры в философии.

2. Социальная обусловленность культуры.

3. Особенности современной мировой культуры.

4. Цивилизация и культура.

1.Культура – это мир высоких творений, созданный и создаваемый человеческой деятельностью. По словам Н. Рериха, культура есть любовь к человеку, есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Это синтез возвышенных и утонченных достижений. Это оружие света. Культура есть спасение, она есть сердце.

Культуру исследуют многие науки, у философии своя область исследования: она рассматривает культуру как целостное и многогранное явление общественной жизни, отвечает на вопрос, что такое культура? Какое место занимает в историческом процессе и какова роль ее в социализации человека?

Впервые этот термин мы встречаем у римского оратора – Цицирона. Под культурой он понимает позитивное воздействие философии на ум человека – философия есть культура ума, тонкий инструмент для познания мира и человека – заявляет философ.

В средние века культуру отождествляли с личным совершенством человека. Культура – это богоподобие человека, сомознание, служение богу.

В эпоху Ренессанса – соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался человек универсально развитый, разумный и деятельный.

Просветители XVIII века (Вольтер, Дидро) смотрели на культуру как воплощение разумного. Культурность нации противопоставлялась варварству, дикости. Она измерялась достижением наук и ремесел.

Но была и пессимистическая трактовка культуры (Ж. Ж. Руссо) – она источник несправедливости и зла, разрушает нравственность. Руссо призывает жить в согласии с природой, в соответствии с ее требованиями.

В классическом марксизме – характеристика творческих сил человека и результатов его деятельности. На рубеже ХІХ-ХХ веков появились новые трактовки культура. У Ницше – культура – средство подавления и порабощения человека с помощью норм права и системы запретов. Человек существо природное и властолюбивое. Только сверхчеловек (сильная личность) может разорвать путы культуры и стать свободным. О. Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицает прогресс в истории культуры, ее приемственность. Развитие культуры – замкнутый процесс – возникновение, расцвет – умирание. У него восемь локальных культур: египетская, индийская, китайская, германо-римская, византийская, арабская, западноевропейская, культура народов майя и русско-сибирская.

Подобные идеи выдвигал и английский историк – А. Тойнби в теории «цикличности» культуры. Основатель психоанализа З. Фрейд считал – существует вечное противоречие между человеком и культурой. Человек, будучи исключительно природным существом, с потребностями удовлетворения своих инстинктов, воспринимает культуру как враждебную силу, которая ограничивает его свободу. Человек пленник культуры, она погубит все человечество.

В русской философии традиции понятие культуры имело высокое нравственное содержание, в ней проявлялся дух православия с его идеями добра, милосердия, справедливости. Культура – это то, чем отличается церковь от кабака. (Флоренский)

Т.о., культура это сложное социальное явление, которое рождается, живет и умирает, уступая дорогу новым культурным ценностям.

Можно дать дефиницию: культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. Она включает его сущностные силы в процессе деятельности, их применения (труд, деятельность), предметные воплощения (идеи, вещи), отношения между людьми как членами общества (традиции, нравы).Культура – это все созданное рукой и мыслью человека, сотворенный им мир (вторая природа), все достижения человечества.

Культура – все, что отвечает высоким гуманным критериям, служит интересам прогресса.

Культурно только то, что нравственно (культуры убивать - нет). Но в любом обществе есть не только культура, но и антикультура, бытие человека противоречиво – счастье и трагедия идут рядом.

Культура как система имеет свои формы:

1. материальная культура (орудия труда, быт, продукты питания уровень технологий, трудовых навыков и т.д.);

2. духовная культура – знания, методы познания, система образования, воспитания, право, язык;

3. формы культуры, которые находятся на стыке материальной и духовной (политическая культура, политическое сознание и политическая деятельность), художественная (картины ,книги, скульптуры и т.д.)

В каждой культуре есть духовное ядро, вокруг которого формируется вся система культуры. В России на протяжении ушедшего тысячелетия было православие как мировоззрение, мораль ,образ жизни. Это выразилось и в искусстве, быту, традициях, формах хозяйства ,политике и т.д.

Многомерность культуры проявляется в ее функциях:

1. познавательная (знание о мире, человеке через науку, мифы ,искусство, религию);

2. практическая – служит целям преобразования природы;

3. аксиологическая – вместилище ценностей, идей, идеалов добра, совести, справедливости;

4. социализирующая – роль в формировании человеческого в человеке. Культурный человек, стремящийся освоить богатство человеческой культуры.

2. Развитие культуры детерминировано многими общественными факторами:

1) экономика;

2) общественно-политический строй;

3) национальные особенности (немецкая педантичность, долготерпение и щедрость нашего народа, прагматичность американцев, остроумие французов и т.д.). Дух народа проявляется в языке, литературе ,песнях, одежде, нравах;

4) влияние выдающихся личностей (ученые, музыканты, политики);

5) преемственность в культуре (прошлое, настоящее), страшна социальная амнезия – утрата социальной памяти;

6) диалог культур – связь с мировой культурой.

В культуре всегда есть:

1) социально-классовое (идеалы, интересы);

2) национальное (психологический уклад, язык);

3) общечеловеческие нормы нравственности, формы мышления.

Она включает в себя традиционное и новаторское. Это противоречивое явление – гармония и дисгармония (борьба между консерваторами и реформаторами, старым и новым).

Огромное влияние на особенности культуры оказывает природа (географические условия).

Выделяют два исторических типа культуры:

1. культура древнего общества – традиционная (Египет, Китай, Индия – господствует община, нет свободы личности);

2. культура техногенного общества (динамическое развитие науки, техники, активная деятельность человека.

3. В настоящее время существует две тенденции:

1. стремление к своеобразию, неповторимости, сохранению самобытности, поэтому мир так многокрасочен;

2. взаимодействия, взаимопроникновения многих культур (существуют международные организации по вопросам науки, культуры, образования – ООН, ЮНЕСКО). Формируется обшепланетарная цивилизация с глобальной культурой, с единым культурным пространством.

Мы живем в очень сложное время, вступаем в постиндустриальную, «ноосферную» цивилизацию, с принципиально новой культурой, основанной на систематическом применении разнообразных сфер знания. Этой культуре присуща высокая интеллектуальность, наука – важнейший элемент культурного пространства. Она заявляет о своей социальной сущности, утверждается как деяние ума и рук человека. Это мир для человека, где черпают знания и опыт. Человек творит мир культуры, а культура творит человека в качестве человека.

Часто в философии наряду с культурой употребляют понятие цивилизация, они близки, но отождествлять их нельзя, цивилизация и культура имеют свои законы развития, функционирования, свою логику.

Что же такое цивилизация?

Цивилизация и культура.

Наши рекомендации