Философия как специфический способ духовного освоения мира
Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической формой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элементом, первокирпичиком как науки, так и философия является знание.
Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущности позволяет познавать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство мира в многообразии его проявлений и составных частей. Философия не просто раскрывает сущность вещей и явлений, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие.
Философское знание концептуально: оно обладает системной организацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, элементами которой являются: 1) категории (основные, наиболее общие понятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их связей), 2) принципы (исходные положения, начала, составляющие основания теоретической системы знаний, ее фундамент. Принципы определяют подход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы(под законом понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, существенные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты данной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание).
Философское знание является проблемным. Это значит, что исходным пунктом философского исследования является крупная теоретическая или практическая задача. Так, Аристотель говорил, что философия вообще возникает из удивления. Удивление – это способность увидеть новое, непонятное в понятном и привычном. Удивление раздвигает горизонт человеческого сознания, поворачивая вещи и явления новыми гранями. Во-вторых, проблемность означает подвижный, недогматический характер философского знания. В философии нет раз и навсегда данных решений и ответов, в зависимости от ситуации и контекста задача формулируется как-то иначе и потому требует нового подхода и нового решения.
Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, система, принцип, проблема).
Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-теоретической стороны, в философии есть другая сторона, духовно-практическая. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Ценность – это не сам предмет, а его значение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической форме обозначает границу человеческого, переступать которую человек не имеет права,чтобы не утратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая границу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – явления духовной культуры, различающиеся по видам: эстетические (прекрасное-безобразное), моральные (добро-зло), религиозные (Бог-дьявол), научные (истина-ложь).
Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор среди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации.
Среди ценностей выделяются идеалы– те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценности, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и умереть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществления. В зависимости от принятых человеком идеалов складываются его убеждения(твердая уверенность в своих взглядах, отношении, позиции, оценках), а уже в соответствии с убеждениями человек формулирует общие и частные цели своих действий.
Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, философия является инструментом формирования жизненной позиции человека. Принимая определенные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целеполаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за результаты и последствия своего выбора и своих действий, с другой. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль философии в деле становления личности – быть способом самопознания и строительства духовного мира человека.
На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор категорий, принципов, законов, своя система знания. Это означает, что в процессе самопознания человек использует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных проблем, для определения целей и самого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мышления– обязательное свойство философии, в ином случае она станет средством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней силы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в инструмент чужой воли.
Литература
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.
Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. С. 51–108.
Соловьев B.C. Исторические дела философии // Вопросы философии. – 1988.
– № 8.