Философия как специфический способ духовного освоения мира

Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической формой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элементом, первокирпичиком как науки, так и философия является знание.

Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущ­ности позволяет познавать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство ми­ра в многообразии его проявлений и со­ста­в­ных частей. Философия не просто рас­крывает сущность вещей и явлений, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие.

Философское знание концептуально: оно обладает системной органи­зацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, эле­ментами кото­рой яв­ля­ются: 1) категории (основные, наиболее общие по­нятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их связей), 2) при­нципы (исходные положения, на­ча­ла, составляющие ос­нования теоретической си­с­те­мы знаний, ее фун­дамент. При­н­ципы определяют подход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы(под за­ко­ном понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, су­ще­ст­венные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты дан­ной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание).

Философское знание является проблемным. Это значит, что исходным пунктом философского исследования является крупная теоретическая или практическая задача. Так, Аристотель говорил, что философия вообще возникает из удивления. Удивление – это способность увидеть новое, не­по­нятное в понятном и привычном. Удивление раз­дви­гает горизонт че­ло­веческого сознания, поворачивая вещи и явления новыми гра­нями. Во-вторых, проблемность означает подвижный, недогматический характер фи­ло­со­фского знания. В философии нет раз и навсегда данных решений и ответов, в за­ви­си­мо­сти от ситуации и контекста задача формулируется как-то иначе и потому требует но­вого под­хода и нового решения.

Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, система, принцип, проблема).

Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-тео­ре­тической сто­­­роны, в философии есть другая сторона, духовно-пра­к­ти­че­ская. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Ценность – это не сам предмет, а его зна­чение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической фо­р­ме обозначает гра­ни­цу человеческого, переступать которую человек не имеет пра­ва,чтобы не утратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая гра­ни­цу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – явления ду­хов­ной культуры, различающиеся по видам: эстетические (прекрасное-безобразное), мо­ральные (добро-зло), религиозные (Бог-дья­вол), научные (истина-ложь).

Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор сре­ди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации.

Среди ценностей выделяются идеалы– те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценности, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и умереть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществления. В зависимости от принятых человеком иде­алов складываются его убеждения(твердая уверенность в своих взглядах, отношении, позиции, оценках), а уже в соответствии с убеждениями человек формулирует об­щие и частные цели своих действий.

Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, фило­со­фия является инструментом формирования жизненной позиции человека. Принимая определен­ные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целеполаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за результаты и последствия своего выбора и своих действий, с дру­гой. Че­ловек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль фи­лософии в деле становления личности – быть способом самопозна­­ния и строительства духовного мира человека.

На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор ка­те­го­рий, принципов, за­ко­нов, своя система знания. Это означает, что в про­цес­се самопознания человек ис­по­ль­зует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных про­блем, для определения целей и самого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мы­шления– обязательное свойство философии, в ином случае она ста­нет сре­дством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней силы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в ин­струмент чужой воли.

Литература

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. С. 51–108.

Соловьев B.C. Исторические дела философии // Вопросы философии. – 1988.
– № 8.

Наши рекомендации