ВВЕДЕНИЕ. Богословское осмысление диалогического аспекта персонализма Э
Курсовая работа
Богословское осмысление диалогического аспекта персонализма
Э. Мунье
Выполнил: студент группы № 311
Марков Дмитрий Александрович
Проверил: Михайлов П.Б.
Москва, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………...……………………………………………2
Введение…………...…………………………………………………………………………….2
Основная часть ……………………………………………………………………………….10 1. Основные положения в диалогических концепциях ведущих представителей экзистенциализма (атеистического и христианского) и феноменологии 2. Диалогический аспект персонализма Э. Мунье 3. Богословское осмысление диалогического аспекта философии Э. Мунье
Заключение…………….………………………………………………………………………
Библиография……………………………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Персонализм[1] (от лат. persona – личность) — философская тенденция, приверженцы которой занимаются личностной проблематикой: рассматривают личность в качестве базового понятия, считая ее отправной точкой для философских рассуждений; ставят вопрос об ее универсальном развитии, признавая за ней и ее духовными ценностями высший смысл земной цивилизации. Французский философ-неотомист Жак Маритен в своей работе «Личность и общее благо» писал: персонализм возник как «явление реакции против двух противоположных ошибок»[2]. О каких двух ошибках идет речь? Здесь, с одной стороны, говорится об индивидуализме, делающем личность через ее возвышение автономной и, как итог, одинокой. В личности «другого» видится либо угроза собственному существованию, собственной реализации, возможность конфликта, либо средство[3] для достижения своих, зачастую корыстных, целей[4]. С другой стороны, речь идет о коллективизме и тоталитаризме, «рождающих массы», «убивающих» личность и личностность как таковые, не дав возможность им проявиться. Личностные границы растворяются в «массе», в «толпе», в «стаде», а личности отводится роль игрушки, «детальки», «винтика» этого огромного «аппарата». По сути, тоталитаризм — это рабство, где «личность» попадает в плен тоталитарного строя: Эксплуатация человека человеком, чем изначально является рабство, заменяется эксплуатацией человека государством[5].
Именно в ответ этим «имперсоналистским способам мышления, воспринятыми как дегуманизация»[6], возникает персонализм. Э. Мунье[7] пишет, что «Слово «персонализм» соответствует тому историческому моменту, когда усиливается давление тоталитаризма, — оно родилось как протест против. тоталитаризма, в защиту личности, против подавляющих ее структур. Заявляя это, мы хотя и говорим с самого начала о своей причастности к идее «общности», подвергаем себя риску быть приравненными к старому, не лишенному привлекательности, индивидуализму, выступающему сегодня под новыми знаменами. Но указание на отличительный признак явления еще не гарантирует полноты описания. Когда мы будем говорить о главных положениях нашей философии, мы увидим, что личность является не ячейкой общества, а вершиной, с которой берут начало все пути, ведущие в мир»[8]. Или в другом месте: «личность постоянно преследуют две болезни: индивидуализм и тирания коллектива. Ныне они достигли пика в своем злодеянии, а их последствия дополняют друг друга, ибо они представляют собой два лика одного и того же зла»[9]. Именно эти «болезни», представлявшие угрозу современному Мунье обществу, являются угрозой и ныне. Именно им Э. Мунье противопоставляет свое учение о «другом», которое мы называем диалогическим аспектом его философии. Стоит отметить, что данный аспект философии Мунье специально не изучался и не был осмыслен богословски, хотя сама проблематика «межчеловеческого общения» – одна из центральных проблем не только его философии, но и персонализма в целом. В работах Мунье она впервые заявлена в «Персоналистской и общностной революции», а в труде «Что такое персонализм?» он пишет о данной проблематике как лежащей «в центре теоретической и практической деятельности персонализма»[10]. О последнем ярко свидетельствуют философские учения М. Бубера («Я и Ты»), М. Недонселя («Взаимность сознаний. Очерки о природе личности», «Интерсубъективность и онтология. Персоналистский вызов») и Э. Левинаса («Время и Другой», «Путь к Другому»), построенные вокруг осмысления понятия «коммуникация». В общении, по замечанию И. С. Вдовиной, «сторонники персонализма видят цель и назначение человеческого существования»[11]. Как пишет Мунье: «Я существую в той мере, в какой я существую для "другого", и в конечном итоге существовать — значит любить. Такова изначальная истина персонализма»[12]. В приведенном отрывке также можно наблюдать понимание общения как любви. Вышеуказанные понимания общения как цели и любви являются составляющими диалогизма Мунье. В рамках настоящего исследования выделяется семь таких составляющих:
1. Фундаментальнейшее свойство личности;
2. Самореализация личности;
3. Необходимая для достижения цель;
4. Любовь;
5. Возможность межчеловеческого равенства;
6. Коммуникация душ;
7. Основа для создания нового персоналистского общества.
Что же касается богословского осмысления этих составляющих «общения» у Мунье, то они будут рассмотрены через призму христианского понимания «Любви» и «Молитвы», через призму богословского персонализма. Такое рассмотрение возможно потому, что персонализм, по утверждению Бальтазара, без библейского фона немыслим[13]. К тому же, как было сказано выше, Э. Мунье в своих работах теме «Любви» отводит существеннейшую роль, а «Молитва» осмысляется им как общение двух личностей: Божественной и человеческой[14], что также имеет место в аскетической литературе[15]. К тому же, в богословском персонализме межчеловеческое общение рассматривается как «приближающееся к той полноте единства, которая характерна для личностно свободного внутритроичного общения Божественных Лиц», максимально реализуемое в Церкви, в Таинстве Любви – Евхаристии, являющейся квинтэссенцией общения [16]. Стоит добавить, что сам Мунье, является христианским философом, и это значит, что общехристианские темы находят свое отражение в его работах, приобретая новые формы выражения и осмысления. Таким образом, исследование носит церковно-практический интерес.
Цель: выявить и систематизировать диалогический аспект учения Э. Мунье, предложив его богословскую интерпретацию.
Задачи:
1) Отразить основные положения диалогических концепций ведущих представителей экзистенциализма (атеистического и христианского) и феноменологии.
Чтобы более точно реконструировать диалогическую систему Мунье, необходимо привлечь и иных философов, у которых тема «общения», так или иначе, звучала. Рассмотрение диалогического аспекта атеистического экзистенциализма (в частности, Ж. П. Сартра) обусловлено тем, что сам Мунье подвергает его жесткой критике, и тем, что в таком рассмотрении действует известный принцип апофатического богословия (понять, чем является что-то[17] через описание того, чем оно не является)[18]. Г. Марсель, представитель «христианского экзистенциализма», подобно Э. Мунье критикует присущий Сартру индивидуалистический взгляда на коммуникацию, развивая свое учение о ней как реализации собственного «Я». Не оставляет такой взгляд на общение без критики и Э. Левинас, представитель этической феноменологии, описывая отношения «Я» и «Другого» как «Близость», «Я-Ты» отношения, также и М. Шелер, приближающий нас, в свою очередь, к пониманию общения как любви.
Таким образом, представляется необходимым выделить основные положения диалогических концепций философии Ж. П. Сартра, Г. Марселя, Э. Левинас, М. Шелера, во многом схожих с учением Мунье об «Общении» и личности «Другого», рассматриваемых в первой главе настоящего исследования.
2) Рассмотреть отдельные составляющие диалогического аспекта философии Мунье;
Выявить, чем для Мунье являлось «общение» можно, если рассматривать выделенные нами составляющие «общения» в их единстве. Такая попытка будет предпринята во второй главе курсовой работы.
3) Сопоставить понимание «Общения» Мунье с христианскими представлениями о «Любви» и о «Молитве».
Учение Мунье о «Другом» представляется интересным сопоставить с христианским взглядом на личность своего «ближнего», которого Господь призывает возлюбить как самого себя (Мф. 22:39). Рассмотрение в таком разрезе диалогического аспекта философии Мунье ведет к более глубокому осмыслению его понимания «Общения». С другой стороны, через изучение диалогизма персоналиста, в работах которого общехристианские темы, в частности темы «Молитвы» и «Любви», звучат несколько по-новому, будут более глубоко осмыслены само понимание «Молитвы» и «Любви», что будет продемонстрировано в рамках третьей главы курсовой работы.
Методология:
В данном исследовании при рассмотрении учения философа-персоналиста «о другом» был использован сравнительный метод, выбор которого обусловлен наличием философских систем (экзистенциализма и феноменологии), которые критикует Мунье, или с которыми можно найти общие точки в построении своих диалогических систем. Метод реконструкции был выбран для выявления самой системы философа.
Источники:
Для рассмотрения заданной в курсовой работе проблематики межличностного общения и его осмысления Э. Мунье, необходимо обратиться к некоторым его текстам, содержащим учение философа о личности «другого». Среди таких текстов, которые также являются своего рода зеркалом эпохи, отражающим основные направления деятельности персоналистского журнала «Эспри», можно выделить следующие:
1) Мунье Э. Манифест персонализма. Перевод Вдовиной И.С. и Володина В. М. М.: Республика, 1999.
Данная работа представляет собой собрание трудов Э. Мунье, из которых для нас наиболее важны два из них:
1. 1 Персоналистская и общностная революция (1935).
Это – одна из самых ранних работ философа. Она была написана через три года после выхода первого номера журнала «Esprit», печатного органа французского персонализма, основанного Э. Мунье. Поводом для написания «Персоналистской и общностной революции» послужила окружающая философа атмосфера «безрассудства», «беспорядка», явившаяся последствием Первой Мировой войны. Автор пишет, что «одни стали призывать к духовному разоружению, другие стремились во что бы то ни стало возродить ложные ценности довоенных лет, соглашаясь при этом на полную деморализацию»[19]. «Ложные ценности»[20] способствовали развитию экономического кризиса, охватившего Европу в 1931 году, и кризиса духовного[21], о которым персоналист заявляет в данной работе, и развивает эту тему в последующих трудах. Таким образом, автор труда задает для персоналистского движения и его философии практическую цель[22], состоящую в качественном изменении окружающей среды[23] и самих себя[24].
Почему «Персоналисткая и общностная революция» включена в наше исследование? Здесь несколько причин: Во-первых, в ней философ впервые заявляет о теме межчеловеческого общения, а понятия «персонализм» и «человеческая общность» употребляет синонимично; во-вторых, он пытается раскрыть понятие «труда», который способствует объединению и сближению людей, а значит и их общению[25].
1. 2 Персонализм (1949):
Одна из программных работ Э. Мунье. Она является подведением итогов пятнадцатилетней деятельности французского персоналистского движения, обобщением опыта борьбы с «бездуховностью» и некоторого смещения акцентов осмысления проблемы «личности» и «персонализма» в целом. После Второй Мировой войны в фашизме нет той угрозы, которая была в довоенное время. Но «бездуховность», несколько иначе проявляясь, продолжала расти, и обнаруживала иные опасные тенденции. Здесь речь идет о философии атеистического экзистенциализма[26]. Обращенность к такого рода философствованию Мунье воспринимает как кризис человека, кризис духовный. Полемизируя с приверженцами вышеуказанной философии, Мунье выделяет слабые и сильные ее стороны, а также противопоставляет ей свою персоналистскую философию, развивая учение о внутренней, духовной деятельности личности и о межличностном общении, что для нашего исследования представляется важным.
В данной работе философ-персоналист отводит специальную главу для рассмотрения проблематики межличностного общения: «Коммуникация». Именно эта глава имеет наиважнейшее значение для понимания того, чем для Э. Мунье является «общение». Стоит также заметить, что в большинстве случаев именно на эту главу при реконструкции диалогической системы философа ссылается И. С. Вдовина.
2) Мунье Э. Что такое персонализм? перевод Вдовиной И. С. М., Издательство гуманитарной литературы, 1994.
«Работа «Что такое персонализм?» занимает срединное положение: она продолжает основные темы «Манифеста», уточняя и развивая их, и вместе с тем в ней обобщается опыт теоретической борьбы философов-персоналистов за человеческую личность в тяжелейших условиях фашизма»[27]. Работа написана в послевоенное время, в 1946 году. Контекст её создания примерно такой же, что и при написании автором «Персонализма», однако работа «представляет собой предостережение против возрождения идей фашизма, благодатной почвой для которого оказывается бездумная, безответственная жизнь людей, не имеющих никаких обязанностей и уклоняющихся от принятия определенных решений»[28]. Осмысляя «духовную гибель человечества», вылившуюся во Вторую Мировую войну, философ начинает борьбу с вышеуказанным кризисом экономических структур и духовности. Он пишет: «мы уверены, что кризис имеет одновременно экономический и духовный характер, это — кризис экономических структур и кризис человека. Мы не только повторяем вслед за Пеги: "Революция будет духовной или ее не будет вовсе»; мы уточняем: «Духовная революция будет экономической или ее не будет. Экономическая революция будет духовной или она не будет революцией"»[29].
Для нашего исследования важно, что в этой работе содержится глава: «Два вида отчуждения». В ней автор излагает свое учение о «другом», ведя полемику с индивидуализмом и марксизмом, благодаря чему представляется возможным несколько шире взглянуть на диалогический аспект учения Э. Мунье.
Обзор литературы:
Для более удачной реконструкции диалогического аспекта философии Мунье стоит обратиться к исследованиям, в которых подобные попытки уже делались, либо в которых освещается исторический фон создания учения «другом». Также необходимо учитывать базовые исследования персонализма, которые так или иначе затрагивали диалогический аспект. К таким исследованиям можно отнести следующие:
1) Вдовина И. С. Французский персонализм (1932—1982), М., 1990.
Ирена Сергеевна Вдовина, родилась в 1937 году в Москве. В 1962 году окончила философский факультет МГУ, после чего стала работать в Институте философии АН СССР (РАН), где в настоящее время является главным научным сотрудником. В 1972 году защитила кандидатскую диссертацию по философии: «Проблема личности во французском персонализме». В 1982 — докторскую: «Французский персонализм». Является автором множества переводов философской литературы с французского языка, среди которых в качестве источников в данной курсовой работе: Мунье Э. Персонализм. М., Искусство, 1992; Мунье Э. Что такое персонализм? М., Издательство гуманитарной литературы, 1994; Надежда отчаявшихся, М., Искусство 1995.
В названном исследовании И. С. Вдовина посвящает отдельную главу проблеме межличностного общения. В ней автор:
1) подробно разбирает вопрос о влияниях и полемике, сопоставляя диалогический аспект учения Э. Мунье со взглядами на «другого» иных философов, среди которых центральные фигуры экзистенциализма атеистического (Сартр) и христианского (Марсель), феноменологии (Шелер, Левинас).
2) освещает некоторые элементы диалогического аспекта философского персонализма Э. Мунье;
3) указывает основные источники, необходимые для данной курсовой работы;
4) разбирает в других главах понятия и значения творчества и труда, важных для понимания «общения», а также прописывает историко-философский контекст создания Мунье своего учения.
2) Thomas D. Williams and Jan Olof Bengtsson, Personalism / Stanford Encyclopedia of Philosophy.
Стэнфордская философская энциклопедия – это научно-справочное пособие по философии свободного доступа, поддерживаемое и предоставляемое Стэнфордским университетом. По нескольким параметрам, таким как индекс цитирования, энциклопедия является наиболее успешным и авторитетным ресурсом по философии. Каждая статья написана экспертом в предметной области, включая профессоров из 65 академических институтов по всему миру. Такими экспертами в написании вышеуказанной статьи выступили Томас Д. Уильямс и Ян Улоф Бенгтссон, авторы множества трудов по персонализму.
Рассматриваемые публикации представляют интерес, поскольку в них анализируется контекст возникновения французского персонализма. Также необходимо сказать о том, что более важно для нашей курсовой работы, а именно о наличии в статье довольно-таки обширного параграфа, в котором отражено значение диалогического аспекта для философии персонализма, в котором положения об общении, выдвигаемые Э. Мунье, не только подтверждаются, но и дополняются. В частности, в статье говорится:
1) О творчестве и труде как способе взаимодействия с людьми и Богом;
2) Об общении как отнтологической характеристике человеческой личности;
3) Об общении как способе усовершенствования себя, самореализации;
4) Об общении как передаче знаний и любви;
5) Об общении как любви;
5) О «самообладании» как умении сделать подарок другому «из себя».
3) Кузнецова О.С. Французский персонализм в европейском философском контексте XX века: основные дискуссии и влияния. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 2009.
Данное исследование является необходимым для рассмотрения, ввиду того, что в нем содержится обзор основных положений философии Мунье с точки зрения исторического контекста современной ему эпохи.Автором уделено немало внимания тому, какую политическую деятельность осуществлял персоналистский журнал «Эспри», что представляется для курсовой работы немаловажным. Также автор рассматривает философский контекст и вопрос о влияниях. Сами положения философии Мунье, о которых сказано выше, не будут включены в курсовую работу, так как О. С. Кузнецова, говоря о них, обращает внимание на иные аспекты философского персонализма Мунье, нежели на тот аспект, о котором идет речь в данной курсовой работе.