Этика ученого и социальная ответственность проектировщика
К области этики относятся понятия «благо» и»зло», «ответственность, «справедливость, «свобода», сквозь призму которых можно рассматривать развитие техники. Речь идет о нравственной оценке использования техники, о последствиях такого использования, о моральной оправданности приложения человеческих усилий для развития техники, о противоречии между должным и сущим. Ряд идей относительно нравственно оправданного развития и применения техники был выдвинут русскими философами.
С наибольшей масштабностью проблема «техника и этика» была выражена в оригинальном социально-философском учении Николая Федоровича Федорова (1828 – 1903) внебрачном сыне князя Гагарина. Ключевую роль в преобразовании общества согласно нравственным идеалам философ отвел технике, основанной на науке. Считая, что «полная добродетель состоит в соединении нравственности со знанием и искусством» ( а техника и есть искусство, умение) Федоров оценивает как благо или зло, в зависимости от того, каким целям оно служит. Он выступил против распространенного в его время представления, что техника позволяет человеку господствовать над природой. «Взять ведро воды и, обратив его в пар, заставить работать – это не значит победить природу. Это не значит одержать победу и над ведром воды». Им было отмечено, что технические достижения используются для удовлетворения пустых прихотей, истощая природные ресурсы. Техника закрепляет и усиливает рознь между людьми, а военная техника служит самоистреблению человечества. Небезопасна для людей и техника, используемая в мирных целях. Н. Федоров мечтал поставить науку и технику на службу «общему делу», которое соединит все человечество. «Общее дело» объединило бы все человечество в борьбе с основным злом, со смертью. Философ имел в виду смерть уже умерших, смерть тех, кому ещё только предстоит умереть, а также и смерть природы, отравляемой человеком.
Морально оправданным будет такое развитие техники, которое позволит обеспечить людей продовольствием, приведет к «восстановлению жизни». Увеличение населения Земли, которое значительно ускорится вследствие воскрешения умерших, потребует выхода за земные пределы, освоения космических пространств и их заселения. Нравственность должна быть распространена не только на личности, общество, но и на всю природу. Задача человека – морализовать все естественное, обратить слепую силу природы в орудие свободы. Смерть есть торжество силы слепой, а всеобщее воскрешение будет победою нравственности. Н. Федоров составил программу образования для К.Э. Циолковского, от которого до С.П. Королева и до Ю.А. Гагарина – два шага.
Сергей Николаевич Булгаков (1871 – 1944) сосредоточил внимание на изначально положительном характере техники как моменте труда и хозяйства. Технологическая деятельность понимается С. Булгаковым как хозяйственная, тесно связанная с деятельностью научной. Нравственное измерение хозяйственной деятельности С. Булгакова было созвучно идеям Ф. Дессауэра о технике как реализации человеком Божественной идеи, а также взглядам М. Хайдеггера на технику как на становление высших возможностей бытия посредством людей. С. Булгаков считал необходимым «христиански осмыслить и облагородить» процессы индустриализации и урбанизации. При этом наилучшей хозяйственной формой была бы, по его мнению, та, которая «наиболее обеспечивает личную свободу как от природной бедности, так и от социальной неволи». 10.
Анархист Алексей Алексеевич Боровой (1875 – 1935) считал, что высокоразвитая техника позволит отдельному человеку собственными силами производить целиком тот продукт, в котором он нуждается. Человек в таком случае станет самодовлеющей хозяйственной единицей. Техническое бессилие отдельных личностей сменится полным техническим могуществом. Такого рода техника создаст предпосылки для «уничтожения всяких внешних организаций, всяких принудительных учреждений». 11.
Советские мыслители исходили из того, что социалистическое общество способно осуществлять развитие техники только морально оправданным образом. Однако в 70-80-е годы все чаще ставились вопросы об ответственности, в том числе и моральной, тех, кто вызвал экологические последствия.
Понятие технологии
Когда мы употребляем выражения «техника строительства», «техника управления», то мы имеем в виду понятие «технология». Альфред Эспинос в книге «Возникновение технологии» (конец 19 века) предлагал создать учение о различных видах искусств и техник как видов деятельности. По мнению А. Эспиноса, технология изучает основные законы человеческой практики и представляет собой «общую праксеологию» как «философию действия». Как вид деятельности техника строительства и техника управления представляют собой последовательность операций, правил, условий деятельности.
Технология не просто связана с техникой, а ставит технику в связь с цивилизационными завоеваниями. Поясню свою мысль примером. Когда мы говорим о компьютерной и информационной технологии, то имеем в виду те новые возможности, включая научно-техническую революцию, которую эта технология несет с собой.
О технологии заговорили впервые тогда, когда люди научились управлять развитием производства и техники, когда они заметили, что управляемое и контролируемое развитие производства и техники позволяет решить ряд сложных народнохозяйственных или военных проблем. Другими словами, с понятием технологии связана возможность целенаправленного повышения эффективности техники, новыми формами кооперации, организации производства и деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с энергией и целеустремленностью усилий общества и государства. За понятием «технология» закрепилось более сложная реальность, которая в функциональном отношении обеспечивает те или иные цивилизационные завоевания.
Технология связана не только с техникой, но и с цивилизационными завоеваниями. О технологии стали говорить после того, как выяснилось, что цивилизационные завоевания, достижение новых эффектов труда связаны не только с новой техникой, но и с новыми формами кооперации, организации производства и деятельности, с возможностями концентрации ресурсов, с культурой труда, с накопленным научно-техническим и культурным потенциалом, с целеустремленностью усилий общества и государства. Под технологией ныне понимают сложную реальность, которая в функциональном отношении те или иные цивилизационные завоевания (т.е. является механизмом новаций и развития) а по существу представляет собой сферу целенаправленных усилий (политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения и т.д.), существенно детерминируемых рядом социокультурных факторов. Вся наша цивилизация осуществляется в форме воспроизводства технологических цепочек и процессов. За технологией стоит сложная реальность, как социальные институты, человеческая деятельность, ценности, картина мира. В этом смысле технология – это целенаправленные воздействия на указанные компоненты цивилизации и культуры.
Технология представляет собой инновационное развитие, включающее в себя сферу целенаправленных усилий политики, управления, модернизации, интеллектуального и ресурсного обеспечения, существенно детерминируемых рядом социокультурных факторов. Технология – одна из специализированных современных форм развития деятельности, которая определяется общими механизмами развития деятельности. Технология возникает, когда начинают отслеживать эффективность новой техники и возникает контроль и управление за развитием деятельности. Дело в том, что сама деятельность структурно близка сущности технологии. А именно, в культуре деятельность целенаправленна и функциональна, что предопределяет её социальную эффективность. Деятельность как то, что развивается и воспроизводится, является особым механизмом развития. Деятельность предполагает воспроизводство профессионального опыта, правил и принципов действия.
И, тем не менее, деятельность и технология не тождественны. Деятельность относится к основаниям философско-методологического мышления. Её задают в плане метода установки на воспроизводство, развитие, преобразование, трансляцию, возможность кооперации. Технология – это только один из специфических видов деятельности. Она относится к предметной области, а не к теоретической.
В целом можно отметить, что цивилизационные изменения и революции достигаются как за счет развития техники, так и за счет новых технологических возможностей, то есть за счет развития деятельности. В одних случаях решающим является именно изобретение и создание новой техники, в других – новой технологии, в третьих – сочетание и совместное действие того и другого. Чтобы понять за счет каких средств произошло то или иное цивилизационное достижение требуется конкретный исторический анализ. Поэтому историку следует четко различать технику, технологию и деятельность.