Тема 5. Диалектика как учение

Декан факультета

_________________________

« ____ » ____________200 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ФИЛОСОФИИ

Для студентов, обучающихся по специальности (направлению)

________________________

номер и наименование специальности (направления)

Факультет ___________________________________________________

Кафедра _____________________________________________________

Курс ________________________________________________________

Семестр _____________________________________________________

Лекции: 34 час.

Практические (семинарские) занятия: 34 час.

Реферат 18 час.

Самостоятельная работа 34 час.

Всего 120 часов.

Экзамен курсовой.

Г.

ББК 87я73

Р 134

Р 134 Рабочая программа составлена на основании ТРЕБОВАНИЙ

(ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки БАКАЛАВРА и ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения.

Индекс ГСЭ.Ф.10 ФИЛОСОФИЯ

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры философии «02» октября 2001 г., протокол № 8

Программу составил:

кандидат философских наук, доцент В.В. ГЛУХАЧеВ

Заведующий кафедрой:

доктор философских наук,

профессор В.В. КРЮКОВ

Ответственный за основную

образовательную программу: Н.С. БЕЛЫЙ

ББК 87я73

© Новосибирский государственный

Тема 5. Диалектика как учение - student2.ru технический университет, 2003

Особенности курса

·Настоящий курс построен в соответствии с ГОС и предлагается в качестве основы философского образования бакалавров. Курс адресуется дневной и заочной формам обучения всех специальностей.

·Основная цель курса для студента: приобрести знания основ философии, достаточные для построения логики предметного видения, необходимой для решения практических задач. На основе обобщения логики предметного видения науки сформировать сознательное отношение к окружающему миру и самому себе.

·Ядрокурса представлено определением предмета философии и логикой развертывания предметного видения. В тематическом материале нашли свое отражение основные философские направления, творчество выдающихся философов, работы которых сыграли значительную роль в создании «образцов» миропонимания. Это означает уяснение смысла бытия природы, человека, познания, социальной практики, политики, права, искусства, религии, науки, техники с точки зрения предмета философии.

·Для успешного изучения курса студенту необходимо располагать знаниями общеобразовательных дисциплин как гуманитарного, так и естественнонаучного циклов, уметь строить собственное отношение к окружающему миру и самому себе на основе элементарного обобщения.

· Уровень требований в сравнении с ГОС повышается переходом от введения в философию к приобретению навыков философствования. Больше внимания уделяется диалектической логике в ее соотнесенности с формальной. Дается представление о процессе понимания и вкладе философии в развитие этого процесса.

· Обеспечение изучения последующих дисциплин как общеобразовательных, так и специальных навыками обобщения, логического анализа в рамках философского подхода и сознательного отношения к окружающему миру, процессу обучения и самому себе.

· Практическаячасть предполагает выполнение реферата по теме, которую выбирает сам студент в соответствии со своими интересами и достигнутым уровнем понимания философских проблем.

Цели и задачи курса

Номер цели Содержание цели
Студент будетиметь представление
о предпосылках возникновения философии, непосредственных условиях ее появления в античности, необходимости выделения из протознания частных наук, а также необходимости взаимосвязи частных наук и философского знания;
об основных направлениях развития философского знания и их представителях, взаимосвязи отдельных направлений в зависимости от сложившихся социальных условий;
об основных этапах развития философского знания, эпохах и их главных представителях;
о логике и необходимости перехода от одной эпохи развития философского знания к другой;
научных революциях в философии 17-18 веков;
о немецкой классической философии, ее основных представителях и их вкладе в развитие философской мысли;
о философии марксизма, ее общественно-исторических предпосылках, ее представителях, основных этапах и значении;
о русской философии, ее особенностях и традициях и основных представителях;
о современной западной философии: неопозитивизме, прагматизме, экзистенциализме, философской антропологии, персонализме и неотомизме;
о проблемах развития философской мысли в России в постсоветский период и связи их с возникшей социальной ситуацией
  Студент будет знать  
предпосылки возникновения философского знания;  
предмет и объект философии, отличие научной философии от ненаучной, содержание философского подхода и необходимость философского видения мира;  
о содержании философской теории познания, природе философских проблем, философском понимании и объяснении;  
о значении философии для общественно-исторической практики, культуры и основных функциях философии;  
о месте философии среди других наук;  
философское определение материи, ее связи с категорией бытия, связи материи и движения, основные формы движения материи;  
философское содержание проблемы возникновения, природы и сущности сознания;  
диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления и основанного на этом методе познания и преобразования мира;  
содержание и проблематику философской теории познания, ее основные формы, учение об истине, понятие науки;  
предмет философии в анализе общественной жизни, наиболее общие основы общественной жизни, источник и движущие силы развития общественной жизни;  
предмет философии в анализе человеческого существования и проблематику человеческого бытия, понятие культуры;  
содержание исторического прогресса и философскую интерпретацию глобальных проблем человечества  
Студент будет Тема 5. Диалектика как учение - student2.ru уметь  
находить предмет философского анализа при рассмотрении любых явлений; Тема 5. Диалектика как учение - student2.ru выстраивать логику философского подхода в анализе явлений;  
давать философское определение явлениям и соотносить их с определениями других наук;  
отличать научный и ненаучный подходы в решении философских проблем;  
обобщать многообразие свойств вещи, обнаруживая всеобщее свойство;  
соотносить в определении вещи всеобщие, общие и единичные свойства;  
раздваивать единое на противоположные стороны и представлять существование вещи как результат взаимосвязи противоположных сторон;  
Тема 5. Диалектика как учение - student2.ru различать в описании вещи абстрактное и конкретное содержание;  
выстроить логику понимания любого явления;  
анализировать общественные явления на основе общего и всеобщего;  
соотносить объективное и субъективное в анализе суждений;  
обосновывать взаимосвязь философского и естественнонаучного знаний  

Структура курса

Тема 5. Диалектика как учение - student2.ru

 
  Тема 5. Диалектика как учение - student2.ru

Содержание курса и контролирующие

Материалы

Тема 1.Философия, ее предмет, структура

И функции

Цели: 12, 15, 23

Предпосылки философского знания. Мироощущение и миропонимание. Мифология. Религия. Любовь к мудрости.

Философия и наука. Философия как наука. Предмет и объект философии. Природа философского знания. Предметное видение мира философией.

Философия и познание. Основной вопрос философии. Его две стороны. Агностицизм. Структура философского знания. Природа философских проблем. Содержание философского подхода. Основные направления, школы и этапы исторического развития. Философская герменевтика: объяснение и понимание. Необходимость философского понимания в науке и практике.

Философия и общественно-историческая практика. Предназ-начение философии. Философия в системе культуры. Место философии в общественно-историческом бытии социального субъекта. Функции философии: мировоззренческая, гносеологическая, методологическая. Место философии среди других наук.

Содержание практических занятий

1. Общественно-исторические предпосылки появления философского знания и наук естественнонаучного цикла.

2. Природа философского знания и его место в общественной практике.

3. Необходимость философского осмысления мира. Специфика философского понимания. Знать и понимать: общее и особенное.

4. Понятие мировоззрения. Специфика философского мировоззрения. Философия как основа теоретического мировоззрения.

5. Философия как общая методология. Теория и метод. Диалектика и метафизика как направления философской методологии.

6. Философия как теория познания. Специфика философского познания. Философия: логика мышления, познания и преобразования мира.

Контрольные вопросы

1. Что такое наука? Назовите критерии научности знания?

2. Что изучает философия?

3. В чем научность философского знания?

4. В чем состоит различие философского и естественнонаучного подходов в познании мира?

5. Что такое мировоззрение и какова его необходимость?

6. Чем задается тот или иной вариант мировоззрения?

7. В чем специфика функций философии?

8. Необходимость основного вопроса философии для науки и практики?

9. Что значит понимать и чем может помочь в этом философия науке и практике?

10. Совпадают ли содержательно понятия «знать» и «понимать»?

11. Как связаны всеобщие, общие и единичные свойства вещи, следует ли из этой взаимосвязи устройство мира?

12. Какова логика понимания мира, процесса, явления?

Отвечая на вопросы, студент:

– осознает основания отличия научной системы знаний от ненаучной;

– сравнивает научность философского знания и естественнонаучного;

– знакомится с вариантами мировоззрения и их основаниями, получая возможность оценить свое собственное;

– получает возможность отличить содержание понятий «знать» и «понимать»;

– учится выстраивать логику понимания мира и мышления.

Проблемные задания

1. В переводе с древнегреческого философия означает любовь к мудрости. Получил ли отражение в переводе предмет философии? Например: если мудрый человек – это знающий все (иначе его от простого человека не отличить), а все знать невозможно, то и сама мудрость становится невозможной. Тогда о любви к чему идет речь? Гераклит говорит: «Многознание уму не научает», тогда что же научает уму и мудрости?

2. Философия одна на всех или у каждого своя? Можно ли в этом отношении сравнивать философию и другие науки? Какой смысл вкладывается в названия: «Русская философия», «Немецкая классическая философия» и т. д.?

3. Является ли философия наукой? Проведите анализ существующих точек зрения в современной литературе, учебниках, хрестоматийных сборниках.

4. Кто философствует? Например, философствует обыватель, т. е. человек, не имеющий философского образования и представления о философии вообще?

5. Определите философские основания для ответов на вопросы о смысле жизни, о месте человека в мире, что есть личность, что такое красота и т. д.

6. Как можно понять М. Хайдеггера: «Философия – это тяга повсюду быть дома»?

Здесь и далее: выполняя проблемные задания, студент находит свое собственное отношение к проблеме.

Тема 2.История философии

Цели: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Философия как необходимая составляющая исторического развития человеческого общества. Проблема многообразия исторических типов философии. Классификация философских учений по способу решения основного вопроса философии, ее предназначению, месту в развитии философской мысли.

Философия Древнего Востока: джайнизм (Индия), конфуцианство, даосизм, моизм, легизм. Проблема бытия и не-бытия: их сущность и взаимосвязь. Человек в философии и культуре Древнего Востока.

Античная философия: космоцентризм. Космологизм и онтологизм античной классики. Проблема бесконечности и атомистическая трактовка бытия. Учение об идеях. Этический рационализм Сократа. Проблема души и тела у Платона. Философия Аристотеля: учение о сущности, представления о человеке, душе. Проблема разума и воли. Этика Эпикура: физический и социальный атомизм.

Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского откровения и античной философии. Полемика реализма и номинализма. Фома Аквинский как систематизатор средневековой схоластики. Специфика средневековой схоластики: проблема воли и разума, души и тела, памяти и истории. Сакральность исторического бытия.

Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм как выражение философии эпохи Возрождения. Пантеизм как специфическая черта натурфилософии Возрождения. Диалектика в философии Николая Кузанского. Бесконечная Вселенная Коперника и
Д. Бруно. Гелиоцентризм.

Научная революция в философии 17 века. Философия Ф. Бэкона: номинализм и эмпиризм. Декарт: очевидность как критерий истины. Номинализм и материализм Т. Гоббса. Учение Спинозы о субстанции. Множественность субстанций Лейбница. Проблема взаимосвязи гносеологии с онтологией в философии.

Философия эпохи просвещения. Социально-исторические предпосылки. Общественно-правовой идеал Просвещения. Просветительская трактовка человека.

Немецкая классическая философия. Всеобщность и необходимость научного знания в философии Канта. Проблема рассудка и разума. Явление и «вещь-в-себе», природа и свобода. Субъективный идеализм Фихте. Натурфилософия Шеллинга. Диалектический метод и философская система Гегеля. Антропологический материализм Фейербаха.

Философия марксизма. Общественно-исторические предпосылки возникновения философии марксизма. Основные этапы и содержание философии К.Маркса. Философский анализ политической экономии. Новая концепция истории. Отношение К. Маркса к Гегелю и обоснование материалистической диалектики. Место Ф.Энгельса в становлении марксизма. Развитие марксистской философии В.И. Лениным: «Материализм и эмпириокритицизм», законы исторического развития, учение о государстве, проблемы диалектического метода.

Русская философия: особенность и традиции. Дохристианский и христианский этапы развития философской мысли в России. Эпоха Ренессанса русской философии 18 века. Возможность примирения научного и религиозного толкований мира в философии М. Ломоносова. Проблема смысла и цели человеческого бытия в философии Г.С. Сковороды. Проблема идеального государства в философии А.Н. Радищева. Критика самодержавно-крепостнического строя в философии П.Я. Чаадаева. Славянофильство: И. Киреевский, А. Хомяков и др. Русские революционные демократы. Философия народничества.

Современная западная философия: неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм. Философская антропология. Персонализм и неотомизм.

Содержание семинарских занятий

1. Философия Древнего Востока. Проблема познания и места человека в мире.

2. Основные этапы развития философской мысли Запада.

3. Марксистская философия. Место в истории философской мысли.

4. Русская философия. Особенность русской философии и ее современное значение.

Контрольные вопросы

1. Значение идеи первовещества античной философии в развитии философской мысли.

2. В чем состоит основное достижение школы Платона?

3. Чего больше в атомарной гипотезе: философии или физики?

4. Каковы философские истоки теоцентризма?

5. Каковы философские истоки монотеизма?

6. Имеет ли креационизм научное обоснование?

7. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность?

8. Имеются ли объективные основания для объединения
Н. Кузанским религиозных и математических представлений?

9. Каково философское значение открытий Галилея и Ньютона?

10. В чем состоит главный принцип трансцендентального идеализма Канта?

11. В чем основное значение идеализма Гегеля?

12. В чем основное значение диалектического материализма К. Маркса?

13. В какой степени состоятельна диалектика?

14. В чем заключается вклад в развитие философской мысли герменевтов?

15. Каковы общие черты философии славянофилов и западников?

16. Сохранила ли свою актуальность философия всеединства?

17. Возможна ли интеграция философии Запада и Востока?

18. О каком вкладе в развитие философской мысли можно говорить, если учесть работу советской школы?

Отвечая на вопросы, студент:

– знакомится с истоками философского знания;

– получает представление о философском содержании эпох и необходимости их последовательной смены;

– находит общее и особенное в учениях выдающихся философов;

– сравнивает варианты философствования: Восток и Запад, Русскую философию и немецкую классическую, материалистическую и идеалистическую, старую и новую, собственную и предлагаемую учебным курсом.

– осознает собственный вариант философствования.

Тема 3.Философское учение о материи

Цели: 16, 27

Категория бытия в философии. Бытие как всеобщее, общее и единичное. Бытие и небытие. Бытие и субстанция. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие человека в мире вещей. Специфика человеческого бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.

Материя как философская категория. Определение материи и его особенности. Основные этапы становления категории материи. Принцип материального единства мира. Современные концепции категории материи.

Понятие движения. Связь материи и движения. Проблема многообразия форм движения материи. Диалектика движения. Движение и развитие. Понятия пространства и времени. Взаимосвязь материи, движения, пространства и времени. Проблема многомерности пространства и времени. Диалектика конечного и бесконечного.

Методологическое и мировоззренческое значения понятия материи для естественных наук. Основы понимания материи. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.

Содержание семинарских занятий

1. Развитие представлений о материи.

2. Античные школы материализма.

3. Понимание природы в средние века.

4. Естествознание Нового времени и механистический материализм.

5. Концепция объективной реальности в диалектическом материализме.

6. Развитие представлений о бытии.

7. Движение как способ существования.

8. Развитие как способ становления.

9. Пространство и время как формы существования.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия и реальность?

2. Что обозначает понятие бытия?

3. В чем диалектика бытия?

4. Какова общая структура бытия?

5. Существует ли небытие?

6. Что обозначает понятие материи?

7. Что такое философская категория?

8. Какова структура и диалектика материи?

9. Материальное и идеальное: проблема единства мира.

10. Движение как философская категория.

11. Развитие представлений о движении.

12. Что выражает диалектика движения?

13. В чем философское содержание категорий пространства и времени?

14. Что составляет основу понимания материи и движения?

15. Какое значение для частных наук имеют категории материи, движения, пространства и времени?

Отвечая на вопросы, студент:

– получает представление о содержании понятия «бытие»;

– сравнивает содержание понятий «бытие» и «материя»;

– знакомится с предельно широкими множествами, которыми пользуется философия в описании объекта своего исследования;

– сравнивает содержание понятий движения, пространства и времени, трактуемых философией и естественными науками;

– обнаруживает взаимосвязь материи, движения, пространства и времени;

– приходит к выводу о диалектичности окружающего мира из диалектики движения;

– учитсяпонимать существование материи, движения, пространства и времени.

Проблемные задания

1. Почему вопрос «Из чего состоит все?» является философским?

2. Существует ли материя как таковая? Как решает современная философия проблему единого и многого, единства многообразия и т. д.?

3. Предполагает ли обыденное сознание существование материи и движения?

4. Можно ли, развивая обыденное представление о материи, прийти к философскому, а в философском обнаружить то, что присутствует в обыденном представлении?

5. Как соотносятся обыденное, естественнонаучное и философское представления о материи?

6. Содержание понятия материи прошло известный путь своего развития. Можно ли полагать, что ленинское определение материи не является последним?

7. В каком отношении к пониманию мира находятся понятия материи, движения, пространства и времени?

Тема 4.Сознание как философская

проблема: возникновение,

Сущность и структура

Цели: 17, 24

Проблема сознания в истории философии. Содержание философского подхода в анализе проблемы сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Этапы развития отражения. Закон соответствия формы отражения уровню организации материи. Сознание как высшая форма отражения материи. Идеальное
и материальное: тождество и различие. Труд как основа возникновения сознания. Общественно-историческая сущность сознания. Самосознание. Структура сознания. Сознание и мозг. Психическое и физиологическое. Мышление и язык. Логика мышления. Творческий характер сознания. Опережающее отражение. Проблема моделирования мышления. Понятие информации.

Содержание семинарских занятий

1. Сознание как философская проблема. Формулирование проблемы. Варианты решения проблемы.

2. Проблема возникновения сознания. Философский и естественнонаучный подходы решения проблемы. Варианты объяснения сущности сознания.

3. Сознание как функциональная система. Структура сознания. Взаимосвязь элементов структуры.

4. Проблема моделирования функций сознания.

Контрольные вопросы

1. Предмет философии в анализе сознания?

2. Что такое отражение?

3. В чем необходимость привлечения понятия отражения в объяснении явления сознания?

4. Что в процессе труда определяет возникновение сознания?

5. В чем отличие сознания человека от психики животных?

6. Как связаны материальное и идеальное? Можно ли говорить об их тождестве?

7. Какова структура сознания?

8. Какое свойство в структуре сознания можно считать определяющим?

9. Идеально или материально сознание (мысль)?

10. В чем отличие общения животных и человека?

11. Что выражают понятия общественного и индивидуального сознания?

12. Какова функция самосознания?

13. Может ли машина мыслить?

Отвечая на вопросы, студент;

– получает представление о предметном видении философией явлений сознания;

– учится философской постановке проблемы на примере философского анализа сознания;

– сравнивает философское представление о сознании и обыденное;

– осознает исходную причину отличия психики животных и сознания человека;

– пытается понять, что такое сознание;

– обобщая материал темы, находит основания для ответа на вопрос о мыслительных возможностях машины.

Проблемные задания

1. Что обусловило возникновение сознания и, соответственно, ограниченность предшествующей формы отражения? Используется ли последняя в практике человеческого существования?

2. Можно ли все проявления человеческого существования объяснить своеобразием процесса труда? Осталось ли у человека что-либо от животного? Доступен ли животным процесс труда?

3. Сознательное и бессознательное. Интуиция. Понятие бессознательного по З. Фрейду.

4. Идеальное и его становление в ходе эволюции отражения. Психофизиологическая проблема и идеальное. Информация и идеальное. Проблема соотношения материального и идеального в мышлении.

5. Проблема моделирования мышления. Соотношение возможностей человека и машины в процессе мышления. Существуют ли принципиальные ограничения в развитии способности машин к мышлению?

Тема 5. Диалектика как учение

Наши рекомендации