Важное в философии это проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей. 15 страница
- Ансельм Кентерберийский.
- Иоанн Росцелин.
- Иоанн Скот Эриугена.
- Пьер Абеляр.
- Фома Аквинский.
16.Крупнейший представитель восточного аристотелизма:
- Аль-Кинди.
- Ибн-Баджа.
- Абай Кунанбаев.
- Ибрай Алтынсарин.
- Аль-Фараби.
17.Кто из философов эпохи Возрождения считал целью разума проникновение в глубину явлений и закономерностей природы, познание её божественности:
- Николай Кузанский.
- Джордано Бруно.
- Галилео Галилей.
- Иоганн Кеплер.
- Николай Коперник.
18.Философ, характеризовавший человека как «мыслящий тростник»:
- Бенедикт Спиноза.
- Джон Локк.
- Платон.
- Блез Паскаль.
- Дэвид Юм.
19.Поклонение какому центральному божеству навсегда сохранилось в мировоззрении казахов:
- Тэнгри.
- Солнцу.
- Умай.
- Луне.
- Земле.
20.Форма знания, требующая дальнейшего обоснования и проверки:
- Проблема.
- Теория.
- Гипотеза.
- Факт.
- Аксиома.
Список рекомендуемой литературы
1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.
2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.
3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.
4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.
5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.
Лекция №12.
Тема: Философия любви. Философия религии
План:
1.Феномен любви. 2.Любовь как глубинное экзистенциональное переживание. 3.Любовь как «предмет» философского постижения. 4.Эрос как человеческая страсть. 5.Образы любви в разных культурных эпохах. 6.Драма человеческого существования. 7.Мистерии древних цивилизаций. 8.Грех и раскаянье. 9.Агапэ. 10.Любовь романтическая и плотская. 11.Разные лики любви. 12.Религиозный экстаз и мирское чувство. 13.Любовь к Богу. 14.Любовь к Богу в суфизме. 15.Метафизика любви. 16.Материнская любовь. 17.Отцовская любовь. 18.Братская любовь. 19.Любовь мужчины и женщины.
1.Границы предмета философия религии. 2.Философия религии и теология. 3.Философия религии и религиоведение. 4.Специфика религиозного отношения к миру. 5.Социокультурные предпосылки возникновения религии. 6.Концепции происхождения религии. 7.Религии теистические и нетеистические. 8.Анонимные божества. 9.Нравственное содержание религии. 10.Вера и знание. 11.Вера и суеверие. 12.Атеизм и антирелигиозность. 13.Религиозное чувство. 14.Священные предметы. 15.Священнодействие. 16.Священные книги. 17.Священные люди. 18.Священные места. 19.Священное пространство и числа. 20.Символы символов и религии. 21.Феномен чуда в религии. 22.Рай и ад. 23.Конфессиональная форма религиозности. 24.Проблемы диалога конфессий и религиозная толерантность. 25.Религиозный фанатизм, фундаментализм и экстремизм. 26.Связь религии и политики: история и современность. 27.Религиозно-политический терроризм. 28.Угроза международного религиозно-политического терроризма: поиски мировоззренческих оснований его предотвращения.
Текст лекции
1.Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.
Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Таким образом, человек это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно - биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2.При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.
В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:
• гуманизм;
• человечность;
• честь;
• совесть;
• скромность;
• великодушие;
• справедливость;
• верность;
• иные качества.
И общественно осуждаемые - негативные:
• чванливость;
• цинизм;
• грубость;
• тунеядство;
• трусость;
• нигилизм;
• иные негативные черты.
К общественно полезным качествам относятся:
• воля;
• решительность;
• мудрость;
• умение;
• установки;
• убеждения;
• патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие - меньше.
3.Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.
Потребности это то, в чем человек чувствует необходимость.
Потребности могут быть:
• биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
• духовными - стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры;
• материальными - обеспечить достойный уровень жизни;
• социальными - реализовать профессиональные способности, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.
Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.
Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы - конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы - также двигатель прогресса.
Среди интересов выделяются:
• личные (индивидуальные);
• групповые;
• классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);
• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• государственные;
• интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).
Также интересы могут быть:
• материальными и духовными;
• нормальными и ненормальными;
• долговременными и ближайшими;
• разрешенными и неразрешенными;
• общими и антагоническими.
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (например, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внимание на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы банкира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребности и интересы детей и стариков также могут быть иными).
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.
Социальные нормы - общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение людей.
Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:
• поддерживают порядок, равновесие в обществе;
• подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;
• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.
Видами социальных норм являются:
• нормы морали;
• нормы группы, коллектива;
• специальные (профессиональные) нормы;
• нормы права.
Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подвергнуть осуждению нарушителя норм морали.
Групповые нормы - особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).
Специальные (профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).
Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:
• устанавливаются особыми уполномоченными государственными органами;
• имеют общеобязательный характер;
• формально-определенны (четко сформулированы в письменной форме);
• регулируют четко определенный круг общественных отношений (а не общественные отношения вообще);
• подкреплены принудительной силой государства (возможностью применения насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).
5.Жизнь человека и общества невозможна без деятельности - целостных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.
В современном развитом обществе труд - одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.
Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.
Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.
6.Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.
Жизненная позиция - отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:
• пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.
• активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;
В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:
• авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);
• групповая-конформистская (отдельный человек, как и другие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);
• общественно-конформистская (отдельный индивид подчиняется нормам общества и "плывет по течению"); данное поведение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.
Активная жизненная позиция также имеет свои грани:
• активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но подчинение лидеру группы;
• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;
• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества - в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;
• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действительность (пример: революционеры - Ленин и другие).
7.Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности.
Воспитание это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизматический политический деятель.
Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выставки, технические устройства и т. д.).
Основные цели воспитания:
• подготовить человека к жизни в обществе (передать ему материальную, духовную культуру, опыт);
• развить общественно ценные качества личности;
• стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;
• научить человека взаимодействию с другими людьми;
• научить человека труду.
1.Теологическая философия — одно из распространенных философских направлений.
Главными вопросами, находящимися в центре внимания теологической философии, являются:
• бытие Бога как творца всего сущего;
• бытие человека как его высшего творения, человеческая жизнь.
Говоря о современной теологической философии в целом, следует отметить, что она:
• стала ближе к человеку;
• освободилась от ряда догм;
• стала большое внимание уделять социальной гармонии, морали, нравственности, миру между народами.
2.Наиболее авторитетное течение современной теологической философии - неотомизм. Его видными представителями являются Э. Жильсон (1884 - 1978), Ж. Маритэн (1882 - 1973), Ю. Бохельский (р. 1902), Е. Корет (р. 1919), К. Ранер (1904 - 1984), Ф. ван Стенберген (р. 1904), К. Войтыла (нынешний Папа Римский Иоанн Павел II, р. 1920).
База неотомизма - учение Фомы Аквинского. Центральный принцип - гармония веры и разума.
Современные неотомисты стремятся подняться над противоречиями между материей и идеей, гностицизмом и агностицизмом, эмпирической и рациональной формой познания.
Цель неотомистов:
• доказать правильность, истинность католицизма и католической философии;
• приспособить католицизм к современным условиям;
• приблизить католицизм к простым людям.
Например, Папа Римский Иоанн Павел II (К. Войтыла) выдвинул идею, чтобы католическая Церковь признала ошибки прошлого и попросила за них прощения, в том числе за раздачу индульгенций, костры инквизиции, преследования науки.
Основными частями учения неотомизма являются:
• метафизика (общая и прикладная);
• гносеология;
• натурфилософия.
Метафизика - базовый раздел - состоит из:
• общей метафизики, состоящей, в свою очередь, из онтологии (учения о бытии) и природной теологии (философского учения о Боге);
• прикладной метафизики - учения об окружающем мире и человеке.
Основные цели неотомизма:
• креационизм (сотворение окружающего мира Богом);
• откровение (Бога о себе - в Библии);
• разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);
• единство сущности и существования в Боге;
• подобие человека Богу;
• человек - единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.
3.Другим направлением современной теологической философии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм.
Его основоположник - современный теологический философ Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955).
Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию - комплексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной.
Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена - эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.
По своей направленности тейярдизм был реформаторским течением в теологической философии, во многом опирался на достижения естественных наук, критиковал многие догмы католицизма.
4.Также к католическому направлению принадлежит "теология освобождения", распространенная в Латинской Америке.
Ее главная идея - максимальное раскрепощение человека. Среди протестанской теологической философии наиболее распространены:
• либеральная теология (Шлейермахер, Гарнап, Трельч);
• теология кризиса (Барт, Нибур);
• экзистенциональная теология (Тиллих);
• "демифоногизированное христианство" (Бультман);
• безрелигиозное христианство - Больхьоферра. Главные идеи данных учений заложены в их названиях.
Контрольный тест
1.Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том:
- Исследовать социальную действительность.
- Исследовать природу.
- Найти рационалистические доказательства веры.
- Сформировать христианскую философию в противовес языческой.
- Систематизировать Священное Писание.
2.В схоластике провозглашалось различие между:
- Верой и разумом.
- Наукой и теологией.
- Теологией и философией.
- Философией и наукой.
- Теософией и теологией.
3.Иоанн Скот Эриугена признавал:
- Только положительную (позитивную) теологию.
- Негативную теологию.
- И позитивную и негативную теологию одновременно.
- Необходимость отказаться от различия между позитивной и негативной теологией.
- Ортодоксальную теологию.
4.Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению:
- Платона об идеях.
- Аристотеля о сущности вещей.
- Плотина об эманациях.
- Иммануила Канта об антиномиях.
- Порфирия о характере родов и видов.
5.Девиз Ансельма Кентерберийского:
- Вера не требует разума.
- Вера и разум неразлучны.
- Разум ищет веру.
- Вера ищет разум.
- Вера и разум явления несовместимые.
6.Ансельм Кентерберийский доказывал, что существоание относительных вещей предполагает абсолютное бытие Бога, основываясь на интеллектуализированных положениях:
- Фомы Аквинского.
- Августина Блаженного.
- Фомы Кемпинского.
- Иоанна Скота Эриугены.
- Аль-Фараби.
7.Бернар Клервосский (11-12 века), главный представитель цистерцианской школы, считал основным средством философии:
- Рациональное мышление.
- Постижение религиозных догматов.
- Мистическое общение с Богом.
- Постижение законов природы.
- Постижение Бога через законы мироздания.
8.К александрийской школе пантеистического аристотелизма 13 века относится:
- Аверроэс.
- Давид из Динанта.
- Сигер Брабантский.
- Альберт Великий.
- Аль-Фараби.
9.К произведениям Сигера Брабантского не относится:
- О вечности мира.
- О единстве разума против аверроистов.
- О необходимости и взаимной зависимости причин.
- О разумности души.
10.С середины 13 века схоласты разделились во мнениях относительно основных положений:
- Псевдо-Дионисия Ареопагита.
- Августина Блаженного.
- Фомы Аквинского.
- Ибн Рушда (Аверроэса).
- Джорджа Беркли.
11.Философ, которому принадлежит выражение: «Страх правит миром»:
- Николай Бердяев.
- Карл Маркс.
- Владимир Вернадский.
- Николай Данилевский.
- Пётр Чаадаев.
12.Культ «сверхчеловека» был предложен в философских произведениях:
- Артура Шопенгауэра.
- Карла Маркса.
- Альберта Камю.
- Зигмунда Фрейда.
- Фридриха Ницше.
13.Представителями какого направления были русские философы Николай Фёдоров, Константин Циолковский, Владимир Вернадский, Александр Чижевский:
- Неокантианство.
- Гегельянство.
- Интуитивизм.
- Иррационализм.
- Космизм.
14.Философы – представители структурализма:
- Клод Леви-Строс, Мишель Фуко, Ж Лакан.
- Б Рассел, М Шлик, Л Витгенштейн.
- Ж Деррида, Ж Делез, Ж Бодрийар.
- Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, Карл Ясперс.
- Г Гадамер, Эдмунд Гуссерль, Карл Юнг.
15.Одно из понятий психоанализа, означающее бессознательное сексуальное влечение:
- Я.
- Оно.
- Либидо.
- Сублимация.
- Сверх-Я.
16.Симулякр – это:
- Реальность как она есть.
- Вымышленный мир.
- Копия реальности.
- Копия копи реальности.
- Подлинный мир.
17.Общепринятая концепция пространства и времени в настоящее время:
- Субстанциональная.
- Транцендентная.
- Квантовая.
- Энергетическая.
- Реляционная.
18.Кто из мыслителей-гуманистов 20 века обосновал концепцию «благоговения» перед жизнью:
- Альберт Швейцер.
- Томас Кун.
- Огюст Конт.
- Герберт Спенсер.
- Мартин Бубер.
19.Идейным вдохновителем Великой Французской революции 1789 года считают:
- Дени Дидро.
- Жан-Жака Руссо.
- Шарля Монтескье.
- Мишеля Монтеня.
- Поля Анри Гольбаха.
20.Впервые проблема отчуждения отражена Карлом Марксом в произведении:
- «Святое семейство».
- «Капитал».
- «Тезисы о Фейербахе».
- «Экономически-философские рукописи 1844 года».
- «Немецкая идеология».
Список рекомендуемой литературы
1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.
2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.
3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.
4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.
5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.
Лекция №13.
Тема: Философия истории. Философия политики
План:
1.Философия истории: её сущность. 2.Основные варианты философии истории. 3.Проблема исторического процесса. 4.Проблема периодизации истории. 5.Идея объективной закономерности истории. 6.Общая теория естественного прогресса человечества. 7.Партикуляризм и универсализм. 8.Возможен ли прогресс в истории!? 9.Идея единства истории. 10.Концепция осевого времени. 11.«Волны истории». 12.Циклы и ритмы. 13.Конец истории? 14.Столкновение цивилизаций. 15.Проблема самобытности национального пути в современном мире: Казахстан перед исторической дилеммой. 16.Проблема синтеза традиционализма и модернизма. 17.Универсально-человеческие ценности: действительное и иллюзорное.
1.Предмет философии политики. 2.Генезис политической философии. 3.Феномен власти. 4.Политическая власть. 5.Метаморфозы власти. 6.Власть и мораль. 7.Проблема цели и средств. 8.Связь политики и экономики. 9.Политика и идеология. 10.Политика выбора ценностей. 11.Традиционный, легальный, харизматический типы. 12.Политика и социальная мифология. 13.Миф как инструмент политики. 14.Средства массовой коммуникации в политике. 15.Политика и массовая психология. 16.Восстание масс. 17.Наваждение масс. 18.Образы злодеев, героев в истории. 19.Стереотипное мышление масс. 20.Эффект уподобления. 21.Бунтовщики и психопаты. 22.Феномен манипуляции. 23.Феномен демократии. 24.Либеральная демократия. 25.Парадоксы демократии. 26.Демократия и права человека. 27.Феномен тоталитаризма. 28.Тоталитаризм как культурно-цивилизационный феномен. 29.Феномен войны. 30.Этатизм и анархизм. 31.Феномен политической революции. 32.Политический экстремизм. 33.Политический авантюризм. 34.Феномен геополитики. 35.Геополитическая безопасность. 36.Национальная безопасность.
Текст лекции
1.В своих взглядах на историю философы разделились на две группы:
• те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты);
• те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, - к данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны):
• формационный подход;
• цивилизационный подход;
• культурологический подход. Имеются также и иные подходы.
2.Формационный подход был предложен основоположниками марксизма - К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным.
Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.
Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка - государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) - возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций:
• первобытнообщинная;
• рабовладельческая;