Важное в философии это проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей. 11 страница
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:
• объективный идеализм
• субъективный идеализм
• материализм
• вульгарный материализм
• дуализм
• деизм
гносеологической (познавательной) стороны:
• гностицизм
• агностицизм
• эмпиризм (сенсуализм)
• рационализм
2.Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
• материализм
• идеализм
• дуализм
Материализм (так называемая "линия Демокрита") - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
• материя реально существует
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
• материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя
• материя существует и развивается по своим внутренним законам
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю)
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей
• сознание определяется материей (бытием)
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма - опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление - вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм ("линия Платона") - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
• субъективный идеализм (Беркли, Юм)
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
• реально существует только идея
• идея первична
• вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей"
• "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.)
• "мир вещей" - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей"
• каждая единичная вещь - воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь - воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.)
• большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец
• отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта (человека)
• идеи существуют в разуме человека
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует
Слабая черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии - материализмом и идеализмом - существуют промежуточные (компромиссные) течения - дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
• существуют две независимые субстанции - материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления)
• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи - от материальной, идеи - от духовной)
• в человеке соединяются одновременно две субстанции - и материальная, и духовная
• материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия
• основного вопроса философии (что первично - материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм - направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
3.Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
• эмпиризмом (сенсуализмом)
• рационализмом
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").
Основоположником рационализма (от лат. Ratio - разум) считается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение – мысль - деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, - "Бог существует", "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:
• мир познаваем
• возможности познания неограничены
Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):
• мир непознаваем
• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума
К числу видных теоретиков агностицизма принадлежал Иммануил Кант (1724 - 1804). Согласно Канту человеческий разум обладает большими возможностями, но и эти возможности имеют свои границы. Исходя из конечности и ограниченности познавательных возможностей человеческого разума, существуют загадки (противоречия), которые человеком не будут разгаданы никогда, например:
Бог существует Бога не существует
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 36 "Философия Иммануила Канта").
Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - "вещь в себе".
4.В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
Контрольный тест
1.Сократ в молодости обучался в школе.
- Софистов.
- Пифагорейцев.
- Милетцев.
- Элеатов.
- Киников.
2.О рабовладельческой демократии он говорил: «Худшее – это большинство».
- Пиррон.
- Диоген.
- Сократ.
- Платон.
- Аристотель.
3.По Платону, прекрасное – это.
- Совершенство линий и форм.
- Нравственное величие души.
- Разумное построение произведения искусства.
- То общее, что прекрасные предметы имеют между собой.
- Объективное качество бытия.
4.По мнению этого философа, знание – высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ.
- Пиррон.
- Сократ.
- Фалес.
- Гераклит.
- Пифагор.
5.По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие.
- Динамическое.
- Статическое.
- Разумное.
- Совершенное.
- Естественное.
6.Согласно стоикам, ревность относится к такому виду страстей, как.
- Удовольствие.
- Вожделение.
- Страх.
- Гнев.
- Печаль.
7.Стоики признавали три вида движения: пространственное перемещение, изменение качеств и.
- Духовное восхождение к Единому.
- Нравственное совершенствование.
- Укрощение страстей.
- Количественные изменения.
- Напряжение пневмы.
8.Этот философ писал: «Мы говорим о богах как о существующих и даже поклоняемся богам, но при этом не выражаем никакой веры и избегаем опрометчивости догматиков». К какой школе он принадлежал.
- Неоплатоников.
- Стоиков.
- Киников.
- Софистов.
- Скептиков.
9.Согласно стоикам, злорадство относится к такому виду страстей, как.
- Удовольствие.
- Вожделение.
- Страх.
- Печаль.
- Гнев.
10.Философ делает добро, чтобы быть добродетельным, а не добродетелен, чтобы делать добро – считали.
- Скептики.
- Эпикурейцы.
- Киники.
- Стоики.
- Милетцы.
11.Он считал, что Прометей был справедливо наказан за то, что принёс людям искусства, породившие сложность и искусственность жизни.
- Эпикур.
- Диоген Синопский.
- Пиррон.
- Зенон.
- Анаксимандр.
12.Поскольку нет никакого основания предпочитать один порядок устройства государства другому, следует подчиняться обычаям той страны, в которой живёшь – так считал.
- Клеанф.
- Пиррон.
- Аристотель.
- Платон.
- Анаксимен.
13.Стоики сравнивали философию с яйцом, в котором этика, физика и логика, соответственно.
- Скорлупа, желток, белок.
- Желток, скорлупа, белок.
- Белок, желток, скорлупа.
- Желток, белок, скорлупа.
- Скорлупа, белок, желток.
14.Также стоики сравнивали философию с фруктовым садом, полным разных плодов, в котором соответственно плоды, деревья и ограда.
1. Логика, физика, этика.
2. Физика, логика, этика.
3. Этика, логика, физика.
4. Этика, физика, логика.
5. Физика, этика, логика.
15.Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир.
- Первоматерии.
- Эйдосов.
- Множества конкретных вещей и предметов.
- Представлений.
- Субстанции и категорий.
16.Основополагающей категорией Аристотель считал.
- Сущность.
- Обладание.
- Положение.
- Время.
- Протяжённость.
17.Скептик говорит по поводу познания вещи.
- «Я думаю, что она такая-то и такая-то, но я не уверен».
- «Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать».
- «Я не знаю, какова она, но я надеюсь это узнать».
- «Я, возможно, и смогу узнать о ней что-то, но мне это не нужно».
- «Я смогу познать ту или иную вещь только на практике».
18.Если киник проголодался, то он.
- Купит то, что он любит и получит удовольствие от еды.
- Выпьет воды и убедит себя в том, что есть он, в действительности, не хочет.
- Станет, есть ту еду, что попадётся на глаза.
- Подождёт до определённого часа и съест то, что считает полезным.
- Утолит голод молитвой, если нет возможности утолить голод едой.
19.Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но…».
- Знать всё невозможно.
- Знания увеличивают скорбь.
- Знать что-то вовсе и не нужно.
- Другие не знают и этого.
- В этом нет и необходимости.
20.Плотин мечтал построить новый город и назвать его.
- Александрией.
- Петрополем.
- Платонополисом.
- Согдеей.
- Византией.
Список рекомендуемой литературы
1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.
2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.
3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.
4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.
5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.
Лекция №9.
Тема: Западная философия в контексте культуры 20 века канун 21 века
План:
1.Культурные трансформации и социокультурный кризис в странах Западной Европы и США в 20 веке. 2.Критическое переосмысление цивилизационных достижений и потерь в развитии европейских стран. 3.Критическое переосмысление культурного и философского наследия западноевропейских народов. 4.Критическое переосмысление ценностей и мировоззренческих оснований западной культуры 20 века. 5.Философские поиски путей цивилизационного развития и культурных трансформаций в западном мире. 6.Эдмунд Гуссерль о кризисе европейской науки, философии и культуры. 7.Мартин Хайдеггер и критический опыт переосмысления трагизма и драматизма человеческого существования в западном мире. 8.Мартин Хайдеггер и анализ европейского нигилизма. 9.Философские поиски экзистенциалистов 20 века. 10.Альберт Камю и тема абсурдного существования человека в условиях социального отчуждения. 11.Абсурдность бунта и абсурдный героизм западного человека. 12.Философские поиски социальной идентичности в творчестве Жан Поля Сартра. 13.Философский анализ трагизма человеческого существования в условиях пограничной ситуации (Карл Ясперс). 14.Философско-религиозные поиски философии персонализма. 15.«Возврат к Богу» и «Любовь к Богу» - мировоззренческая установка западных религиозных философов, как путь нравственного совершенствования западного человека и возврата к человечности. 16.Культурный шок и человек в поисках выхода из него. 17.Конфликт между культурой и человеком. 18.Коллизии и драматизм существования человека, формирование «несчастного сознания» (Психоанализ). 19.«Потеря самости» и обретение одномерности под влиянием массовой культуры и культурной индустрии. 20.Философский анализ состояния «одномерности» в условиях массового общества и культурной индустрии (Г. Маркузе). 21.Философский анализ феномена отчуждения в философии Франкфуртской школы. 22.Проблемы науки и техники как средств идеологической репрессии. 23.Новое понимание идеологии. 24.Критическое переосмысление статуса философии и науки. 25.Философия, наука как феномены культуры. 26.Логико-методологические проблемы науки в философских исканиях логических, лингвистических позитивистов. 27.Аналитическая философия. 28.Философия критического рационализма. 29.Проблемы демаркации науки и философии. 30.Феномен «смерти человека» в западноевропейской культуре и философские осмысления причин и путей возврата человека. 31.Философия структурализма. 32.Философские идеи постструктуралистов. 33.Генеалогия западного общества, выявление матриц проникновения властных отношений во все сферы социума и жизни человека. 34.Проблема контаминации власти и знания Мишеля Фуко. 35.Постмодернизм как духовное состояние, образ жизни и философия. 36.Формирование философии постмодернизма. 37.Своеобразие постмодернистского мышления. 38.Философия постмодернизма и критический анализ оснований западной культуры. 39.Позитивная программа постмодернистской философии.
Текст лекции
1.Прагматизм - направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "проблематические ситуации").
Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859-1952).
Дьюи - автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его философия не получила широкого распространения в СССР и Европе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени.
К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы.
2.По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:
• отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными;
• выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские исследования;
• под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;
• особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;
• делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, - имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.
3.Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) - помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее. Данная идея легла в основу философии американского прагматизма.
Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии.
4.Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.
Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества - социальная реконструкция.
Социальная реконструкция включает в себя:
• совершенствование отношений собственности, что подразумевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для производственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фактически речь идет об акционировании собственности);
• через акционирование и иное совершенствование отношений собственности — приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.);
• более справедливое распределение произведенных материальных благ;
• борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучшении благосостояния граждан;
• обеспечение прав человека и совершенствование демократического государственного устройства;
• наведение порядка в обществе, совершенствование, профессионализацию управления во всех сферах человеческой жизни и деятельности;
• сглаживание внутренних и международных конфликтов. Другим ключевым средством совершенствования опыта помимо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов "высоких технологий".
Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике - то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, "высоких технологий", в то время как ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту.
Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.
Третий важнейший путь реконструкции опыта - совершенствование мышления (также на основе научных методов).
5.Поскольку согласно Дьюи основная задача философии заключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем применения к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?
Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи.
По Дьюи:
• метод - порядок (процесс) приобретения знания и дальнейшего функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта;
• основная задача науки и научного метода - оптимальное достижение человеком своих целей;
• от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, - истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее достижение, - ложный;
• следовательно, научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу как средству достижения цели получил название инструментализма.
Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи делает ряд выводов:
• не может быть "метода вообще" (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания);
• существуют конкретные методы для достижения конкретных целей;
• следовательно, необходимо выявить конкретный механизм действия метода.
Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разрешения, суть которого в следующем:
• потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям;
• данное актуальное сомнение порождает "проблематическую ситуацию" - конкретную (любую) жизненную ситуацию, которую необходимо решить с помощью конкретных шагов;
• решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках);
• цель научного метода - превратить проблематическую ситуацию в решенную ситуацию;
• действие научного метода осуществляется в процессе преобразования проблематической ситуации в решенную;
• следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную.
Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):
• ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) - в данном случае необходимо: выяснить источник подобного ощущения; осознать проблему; четко сформулировать, в чем заключается проблема;
• после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую;
на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности;
• выдвижение гипотезы (решение последовательности действий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации;
• критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели;
• принятие окончательного решения, воплощение смоделированной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на истинность (при достижении результата) либо ложность (при недостижении результата).
Также Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответствовать научный метод:
• способность к самоисправлению (в зависимости от вновь приобретенного опыта, как положительного, так и отрицательного);
• способность к действию (применимый научный метод должен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации);
• истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения).
6.Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также проявляет философское новаторство.
Из общего массива накопленных знаний, опыта Д. Дьюи выделяет различные типы знания:
• "эпистеме" - достоверное знание, проверенное теорией и практикой (опытом);
• "докса" - недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания. Данные виды знания являются результатом двух типов познания:
• непосредственного, чувственного - доступно всем, но недостоверно, дает поверхностное знание ("докса") вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив;
• созерцание чистых идей - доступно немногим, однако, поскольку "чистые идеи" устойчивы, постоянны и универсальны, они дают достоверное знание - "эпистиме".
Следуя Платону, Дьюи считает, что:
• чувственное знание свойственно людям, занятым физическим трудом и, как правило, не имеющим образования, - рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;
• высшая духовная деятельность (духовное познание через созерцание чистых идей) свойственна людям специально подготовленным, очень образованным и не занятым физическим трудом.
В связи с тем, что исторически труд людей делился на низкую физическую деятельность и высшую духовную, то соответственно выделилось два типа мировоззрения (и познания):
• материалистическое;
• идеологическое.
Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, когда имело место разделение труда на грубую физическую деятельность и высшую духовную.
По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеализмом будет сглаживаться, уменьшаться.
В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с физическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан конфликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную победу, то и идеализм одержит окончательную победу над материализмом и станет основным мировоззрением и способом познания.