Важное в философии это проблема всеобщего, устойчивого и неизменного, стоящего за множеством отдельных изменчивых вещей. 10 страница
Н.В. Бугаев (1837-1902) построил философскую систему космических монад. Согласно данной теории, весь космос состоит из бесчисленного множества духовных единиц - монад. Монады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.
А.Л. Чижевский (1897-1964) создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии. Суть ее в том, что развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса. Определяющую роль в процессах, происходящих на Земле, в жизни биосферы, по Чижевскому, играет Солнце. Всплески активности Солнца влияют на поведение животных, приливы и отливы, социальные катаклизмы - войны, революции.
Свои идеи Чижевский старался выразить не научными понятиями с помощью языка науки, а стихами, художественными произведениями. Философия Чижевского на Западе была признана оригинальной, но имеющей под собой научную почву. В СССР его "солнцепоклонническая" философия была объявлена ненаучной и абсурдной, философ подвергался гонениям.
4.Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.
Основными направлениями естественно-научной философии были:
• материалистическое;
• социально-политическое.
Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук - биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалистического понимания сознания.
Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.
5.Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.
В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.
Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
• 1917-30-е гг. - время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
• 30-е-50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;
• 50-е- 80-е гг. - время возрождения самостоятельности советской философии.
К основным направлениям, которыми занималась советская философия 60-х-80-х гг., можно отнести следующие:
• проблема ценностей;
• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";
• проблема гносеологии;
• проблема сознания;
• проблема идеальности;
• проблема культуры;
• проблема философских методов.
Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:
• Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);
• А. Богданов (теория систем - "тектология");
• А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);
• A.M. Деборин (творческое понимание материализма);
• Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);
• М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
• В. Асмус (широкий круг исследований);
• Ю. Лотман (общество, философия, история).
6.Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после установления советской власти.
По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название "философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.
П. С. Мережковский (1864-1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.
По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:
• языческий;
• приобщения к христианству;
• полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.
Идеалы человека и общества Мережковского - христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова (1866-1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.
Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.
Философия Н.А. Бердяева (1874-1948) носит многоаспектный характер, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:
• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;
• свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;
• свобода человека подвергается угрозе извне;
• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека - сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;
• ключевую роль в жизни человека играет также религия;
• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;
• отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек - в роли его раба;
• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.
В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.
Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" в будущем).
Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.
Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.
Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:
• стратификации;
• социальной мобильности.
Стратификация - разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) - страты.
Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения - возможность перехода из одной страты в другую.
История, по Сорокину, - процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.
Контрольный тест
1.Основателем даосизма в Китае был.
- Мо Цзы.
- Лао Цзы.
- Конфуций.
- Мо Ди.
- Чжуан Цзы.
2.Недеяние в даосизме – это.
- Полная бездеятельность.
- Необходимое вмешательство в происходящее.
- Планирование своих действий.
- Внутреннее освобождение от всякой эгоистичной деятельности.
- Полное подчинение законам природы и игнорирование социальных порядков.
3.Согласно китайской философской традиции, энергия в человеке, которая не является космической, называется.
- Цзин (психофизическая энергия).
- Ци (материально-духовная энергия).
- Инь – Ян (сексуальная).
- Шэнь (духовная).
- Жень (духовная).
4.Согласно китайской философии, духовным центром человека является.
- Мозг.
- Желудок.
- Печень.
- Кровь.
- Сердце.
5.Среди главных условий долголетия в китайской философской традиции нет такого, как.
- Поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии (ци).
- Вегетарианство.
- Совершенствование тела и души.
- Соблюдение общественного порядка.
- Следование законам природы.
6.Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего.
- Слушаться старших по возрасту.
- Слушаться старших по званию.
- Сдерживать себя, избегать крайностей.
- Формировать собственный, независимый стиль жизни и мышления.
- Быть гуманным.
7.Управление обществом в конфуцианстве сравнивается с отношениями.
- Отца и сына.
- Матери и детей.
- Друзей.
- Сотрудников.
- Полноправных партнёров.
8.Среди постулатов легизма отсутствует следующий.
- Человек от природы добр.
- Интересы отдельных индивидов взаимно противоположны.
- Интересы социальных групп взаимно противоположны.
- Основной стимул в соблюдении законов – страх перед наказанием.
- Закон – один для всех.
9.Брахманы – это религиозно-философские тексты, восходящие к.
- Дао Дэ Цзин.
- Авесте.
- Ведам.
- Махабхарате.
- Торе.
10.Карма в древнеиндийской философии – это.
- Закон вечного круговорота бытия.
- Понятие долга и предназначения.
- Выход за пределы круга перевоплощений.
- Восьмеричный путь спасения.
- Закон воздаяния.
11.Дхарма в древнеиндийской философии – это.
- Понятие долга и предназначения.
- Закон вечного круговорота бытия.
- Абсолютное духовное освобождение.
- Вид религиозно-духовной практики.
- Течение в древнеиндийской философии.
12. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении – это.
- Родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни.
- Просвещённый.
- Мудрый.
- Просветленный.
- Титул главы буддийской школы.
13.Эта школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической.
- Ньяя.
- Йога.
- Локаята даршана.
- Миманса.
- Моизм.
14.Одна из постоянных добродетелей конфуцианства, предполагающая упорное придерживания остальных.
- Истинное знание.
- Истинное отношение.
- Истинное состояние духа.
- Истинное постоянство.
- Истинное воспитание.
15.Буддизм ввёл в качестве исходного понятия в свою философию.
- Надежду.
- Любовь.
- Желание.
- Карму.
- Страдание.
16.Два вечных начала сущего – пракрити и пуруша – рассматриваются в классической системе индийской философии.
- Ньяя.
- Санкхья.
- Веданта.
- Миманса.
- Дхарма.
17.В древневосточной философии это понятие включает в себя и представление об энергии, поддерживающей всё сущее.
- Карма.
- Нирвана.
- Сансара.
- Дхарма.
- Дао.
18.Название этой системы индийской философии в переводе с санскрита означает «первое исследование» - это.
- Веданта.
- Миманса.
- Ньяя.
- Вайшешика.
- Джайнизм.
19.Письменный источник философии буддизма.
- Махабхарата.
- Веды.
- Трип Итака.
- Упанишады.
- Рамаяна.
20.Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является.
- Вода.
- Огонь.
- Число.
- Атом.
- Воздух.
Список рекомендуемой литературы
1.Сегизбаев О.А. Казахская философия 15-начала 20 веков. Алматы, 2006г.
2.Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001г.
3.Габитов Т.Х. Философия. Алматы., Раритет, 2005г.
4.Миронов В.В. Философия. М., 2005г.
5.Фирсов А.А. Философия культуры. М., 2000г.
Лекция №8.
Тема: Феномен философии в казахской культуре
План:
1.Традиционное мировоззрение казахов. 2.Синкретизм номадической культуры. 3.Мировоззренческие искания в казахском народном творчестве. 4.Философские аспекты творчества жырау. 5.Суфийская традиция, её влияние на становление казахской философии. 6.Социально-философские аспекты политико-правовых взглядов деятелей Казахского ханства 17-18 веков. 7.Философский контекст «Жети Даргы». 8.Космологические и антропософские учения (Доспамбет, Дулати). 9.Философские взгляды Ч. Валиханова. 10.Антропоцентризм и гуманизм философских идей Ч. Валиханова и И. Алтынсарина. Абай Кунанбаев о соотношении Человека и Бога, Веры и Знания, о смысле человеческого существования. 11.Философия религии. 12.Проблема свободы выбора. 13.Нравственная философия А. Кунанбаева. 14.Философское творчество Шакарима Кудайбердиева. 15.Философская тематика в трудах национальной казахской интеллигенции конца 19 и первой половины 20 веков (А. Букейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Торайгыров, М. Шокай, Ж. Акпаев и другие). 16.Рационалистические идеи в творчестве казахской интеллигенции 20 века. 17.Отношение к марксизму. 18.Влияние философских идей и учений казахских мыслителей на становление национального самосознания казахского народа, на осознание своей этнической общности. 18.Роль казахской философии в формировании мировоззренческой ориентации на патриотический активизм казахского народа.
Текст лекции
1.Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем.
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
• мифология
• религия
• философия
2.Мифология - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:
• происхождение Вселенной, Земли и человека
• объяснение природных явлений
• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения
• вопросы чести, долга, этики и нравственности
Чертами мифа являются:
• очеловечивание природы
• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком
• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии)
• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.)
• однообразие и поверхность мифологических сюжетов
3.Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека
• объяснение природных явлений
• поступки, судьба человека
• нравственно-этические проблемы
Основными мировыми религиями являются:
• христианство
• ислам
• буддизм
Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:
• синтоизм
• индуизм
• иудаизм
Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:
• объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей)
• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру)
• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга)
4.Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле)
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя)
• логично (имеет внутреннее единство и систему)
• опирается на четкие понятия и категории
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
5.Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
• космоцентризм
• теоцентризм
• антропоцентризм
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
1.Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат
• однако не является научным знанием в чистом виде
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
2.Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.)
• носит предельно общий, теоретический характер
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя)
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется
• опирается на категории — предельно общие понятия
• неисчерпаемо по своей сути
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
1.Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии)
• гносеология (учение о познании)
• человек
• общество
2.В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
• сущность бытия
• происхождение бытия
• материя (субстанция), ее формы
• сознание, его происхождение и природа
• взаимоотношение материи и сознания
• бессознательное
• человек, его сущность и существование
• душа, духовный мир человека
• общество
• общество и человек
• природа
• природа и общество
• духовная сфера жизни общества
• материально-экономическая сфера жизни общества
• социальная сфера общества
• общественно-экономические формации, цивилизации
• перспективы человека, общества
• экология, проблемы выживания
• особенности познания
• влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты
• ограниченность и безграничность познания
• движение
• философские категории
• диалектика и ее законы
• иные вопросы
3.Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
• диалектика
• метафизика
• догматизм
• эклектика
• софистика
• герменевтика
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
• обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности)
• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития)
• однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство)
Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм - раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, "данных свыше" и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века - в религии, в настоящее время - в рекламе).
Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
• материализм
• идеализм
• эмпиризм
• рационализм
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя - как первичная субстанция, а сознание - ее модус - есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода - признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи - как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы (например, Германии).
Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)
Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение - это уже работа мысли, разума.)
1.Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
• мировоззренческую
• методологическую
• мыслительно-теоретическую
• гносеологическую
• критическую
• аксиологическую
• социальную
• воспитательно-гуманитарную
• прогностическую
2.Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности (см. вопрос 3 "Предмет и методы философии").
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая - одна из основополагающих функций философии - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
1.Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?