Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе
При изучении курса целесообразно придерживаться следующей последовательности:
1. До посещения первой лекции:
а) внимательно прочитать основные положения программы курса;
б) подобрать необходимую литературу и ознакомиться с её содержанием.
2. После посещения лекции:
а) углублено изучить основные положения темы программы по материалам лекции и рекомендуемым литературным источникам;
б) дополнить конспект лекции краткими ответами на каждый контрольный вопрос к теме и при возможности выполнить задание для самостоятельной работы;
в) составить список вопросов для выяснения во время аудиторных занятий;
г) подготовиться к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студентов по заданию преподавателя должна быть спланирована и организована таким образом, чтобы дать возможность не только выполнять текущие учебные занятия, но и научиться работать самостоятельно. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется преподавателем на практических занятиях.
Самостоятельная работа представляет собой работу с материалами лекций, чтение книг (учебников), изучение дополнительной литературы с конспектированием материала. Такое чтение с конспектированием должно обязательно сопровождаться также выявлением и формулированием неясных вопросов, вопросов, выходящих за рамки темы (для последующего поиска ответа на них). Полезно записывать новые термины, идеи или цитаты (для последующего использования). Желательно проецировать изучаемый материал на свою повседневную или будущую профессиональную деятельность.
В структуру самостоятельной работы входит
1. работа студентов на лекциях и над текстом лекции после нее, в частности, при подготовке к зачету;
2. подготовка к практическим занятиям (подбор литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление реферативного сообщения или доклада и пр.),
3. работа на практических занятиях, проведение которых ориентирует студентов на творческий поиск оптимального решения проблемы, развивает навыки самостоятельного мышления и умения убедительной аргументации собственной позиции.
Студент должен проявить способность самостоятельно разобраться в работе и выработать свое отношение к ней, используя полученные в рамках данного курса навыки.
Задания для самостоятельной работы студентов являются составной частью учебного процесса. Выполнение заданий способствует:
ü закреплению и расширению полученных студентами знаний по изучаемым вопросам в рамках учебной дисциплины «Философия»
ü развитию навыков работы со и специальной литературой
ü развитию навыков обобщения и систематизации информации;
ü развитию навыков анализа глобальных проблем современности, выявления тенденций изменения различных социокультурных показателей.
Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем в сфере экономики и страхования, в частности.
Задания для самостоятельной работы выполняются студентами во внеаудиторное время.
В процессе самостоятельного изучения по каждой теме студенту необходимо:
Тема 1. «Философия, ее предмет и роль в обществе.
Философия в системе культуры»
- разобрать вопросы: Предмет философии: структура философского знания: историческая эволюция предмета и методов философии. Основные вопросы философии. Основные области философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Язык философии. Статус и роль, и функции философии в современной культуре.
- сделать таблицу «Основные исторические этапы развития философии»
этап | Основной интерес | Основные идеи |
- подготовить реферат на тему: «Мировоззрение и его основные типы», «Возникновение и развитие философии»
Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта; письменная контрольная работа.
Литература:
1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Изд – во: Республика, М., 2007 – 804 С.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - Изд – во: Республика, М, 2008 - 608 С.
3. История философии / Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Изд – во: ГПИН, Минск, 2006 – 508 С.
Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — Изд – во: Республика, М., 2005 – 408 С.
4. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.
5. Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.
Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии»
- разобрать вопросы:
1. основные философские школы Древней Индии. Рационально-практическая направленность древнекитайской философии. Конфуцианство, даосизм, легизм, их место и роль в древневосточной культуре
2. Проблема соотношения веры и разума в апологетике, патристике, схоластике. Средневековый символизм и проблема универсалий в концепциях реализма и номинализма. Византийская философия и православие. Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем
3. Новоевропейская философия: основные формы и направления. Проблема научного познания в философии Нового времени. Философия Просвещения: человек, общество, разум.
4Классическая немецкая философия. Рационалистическая и иррационалистическая ориентации в современной философии. Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма
5. Возникновение и развитие русской национальной философии. Основные темы и этапы развития русской философии. "Русская идея" и философские воззрения западников и славянофилов
- подготовить реферат на тему: «Основные идеи философии ведизма», «Понятие «дао» в древнекитайской философии», «Учение об истине в средневековой философии», «Жизнь и философские взгляды Пьера Абеляра», «. Французское Просвещение: основные философские идеи», «Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - родоначальники научной революции и философии XVII в», «Философия немецкого идеализма: И.Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель», «Особенности русской философии XIX - XX в»
- сделать таблицу
этап | Авторы основных философских концепций | Основной интерес |
Главное философское направление | Основной интерес |
феноменология | |
герменевтика | |
Аналитическая философия | |
постмодернизм | |
Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта; письменная контрольная работа.
Литература:
1 История мировой философии: Учебник. - Изд – во: Наука, М., 2005 - 416 С.
2 История философии: Учебник. - Изд – во: Наука, М., 2010 - 240 С.
3. Основы философии: Учебное пособие для гуманитарных направлений и специальностей вузов. - Изд – во: Наука, М., 2009 - 496 С.
4. Основы философии: Учебное пособие для студентов нефилософских специальностей Изд. 2-е, перераб., доп. - Изд – во: Рыбари, М., 2008 - 544 С.
5 Философия: История философии; Основы философского понимания мира; Философское осмысление глобальных проблем современности и др.: Учебно-практическое пособие для вузов - Изд – во: Республика, М., 2008 - 352 С.
6 Хрестоматия по западной философии: Учебное пособие для вузов (сост. Фокина Н.И.) - Изд – во: Республика, М., 2008 - 544 С.
7 История русской религиозной философии: Учебное пособие для вузов. - Изд – во: МГУ ПС (МИИТ), М., 2006 - 447 С.
Тема 3. «Философское учение о бытии (онтология)»
- разобрать вопросы: понятие метафизики и онтологии как основных стратегий познания бытия. Категориальный аппарат онтологии. Основные формы бытия: бытие материи, сознания, природы, человека и общества.
- подготовить реферат на тему: «Метафизика и онтология как стратегии познания бытия», «Категория бытия в философии», «Философское учение о материи», «Философское учение о материи»
Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта; письменная контрольная работа.
Литература:
1. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.
2 Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.
3 Начала философии: Кн. 1: Раздел I: Мир; Раздел II: Человек: Учебник для старших классов общеобразовательных школ (под ред. Федорова Б.И.)Изд – во: Республика, М., 2007 -304 С.
4 История мировой философии: Учебник. - Изд – во: Наука, М., 2005 - 416 С.
5 История философии: Учебник. - Изд – во: Наука, М., 2010 - 240 С.
Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»
- разобрать вопросы: познание, творчество, практика: вера и знание; понимание и объяснение; рациональное и иррациональное в познавательной деятельности: действительность, мышление, логика и язык: искусство спора; основы логики.
- подготовить конспект
- подготовить реферат на тему: «Познание как культурно-исторический процесс. Формы познавательной деятельности»
- составить таблицу: «Что такое рациональное познание?»
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания |
античность | |
Средние века | |
новое время | |
XX век |
Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта; письменная контрольная работа.
Литература
1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Изд – во: Республика, М., 2007 – 804 С.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - Изд – во: Республика, М, 2008 - 608 С.
3. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.
4. Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.
5 Основы философии: Учебное пособие для гуманитарных направлений и специальностей вузов. - Изд – во: Наука, М., 2009 - 496 С.
6 Основы философии: Учебное пособие для студентов нефилософских специальностей Изд. 2-е, перераб., доп. - Изд – во: Рыбари, М., 2008 - 544 С.
14. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. - Изд – во: МГУ ПС (МИИТ), М., 2010 - 576 С.
7. Основы философии: Учебное пособие для вузов. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. - Изд – во: МГУ ПС (МИИТ), М., 2006 - 352 С.
Тема 5 «Философская теория развития мира»
- разобрать вопросы: движение и развитие, понятие и законы диалектики: диалектика - как всеобщий метод познания; детерминизм и индетерминизм, динамические и статические закономерности
- подготовить реферат на тему: «Почему в рамках филофской картины мира существуют разные модели», «Своеобразие мировоззрений. Мировоззренческие парадигмы»
Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта; письменная контрольная работа.
Литература:
1 Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.
2 Начала философии: Кн. 1: Раздел I: Мир; Раздел II: Человек: Учебник для старших классов общеобразовательных школ (под ред. Федорова Б.И.)Изд – во: Республика, М., 2007 -304 С.
3 Основы философии: Учебное пособие для гуманитарных направлений и специальностей вузов. - Изд – во: Наука, М., 2009 - 496 С.
4 Основы философии: Учебное пособие для студентов нефилософских специальностей Изд. 2-е, перераб., доп. - Изд – во: Рыбари, М., 2008 - 544 С.
Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»
- разобрать вопросы: проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экзистенциально-феноменологический. Генезис сознания. Гипотезы о происхождении, сущности и способах существования сознания. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема в современной философии и науке.
- разобрать вопросы: человек – личность – индивидуальность, проблемы естественного и искусственного интеллекта, ценности и качество жизни
- подготовить реферат на тему: «Философская теория личности», «Сознание и психика», «Политико – правовые и социально – экономические основания свободы»
- подготовить реферат на тему: «Философская теория личности», «Политико-правовые и социально-экономические основания свободы», «Человек как предмет философского анализа», «Современная философия о взаимосвязи биологического и социального в человеке»
Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта; письменная контрольная работа.
Литература
1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Изд – во: Республика, М., 2007 – 804 С.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - Изд – во: Республика, М, 2008 - 608 С.
3. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.
4Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.
5 Основы философии: Учебное пособие для гуманитарных направлений и специальностей вузов. - Изд – во: Наука, М., 2009 - 496 С.
Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия):
общество, культура, цивилизация»
- разобрать вопросы: общество как объект философского анализа. Социальная форма движения материи и её отличие от процессов живой и неживой природы. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.
- подготовить реферат на тему: «Общество и индивид: диалектика взаимоотношений», «Общество как развивающаяся система», «Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу истории общества»
Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта; письменная контрольная работа.
Литература
1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Изд – во: Республика, М., 2007 – 804 С.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - Изд – во: Республика, М, 2008 - 608 С.
3. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.
4Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.
5 Основы философии: Учебное пособие для гуманитарных направлений и специальностей вузов. - Изд – во: Наука, М., 2009 - 496 С.
Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности»
- разобрать вопросы: будущее человечества; геополитика: человечество перед лицом глобальных проблем. глобальные проблемы современности: взаимодействие цивилизаций (К.Ясперс. А.Тоинби) и сценарии будущего
разобрать вопросы: специфика философского подхода к исследованию природы. Эволюция представлений о природе в философских системах Востока и Запада.
- подготовить реферат на тему: «Исторические типы взаимосвязи природы и общества», «Система “природа-общество” на современном этапе»
- подготовить реферат на тему: «Развитие философских представлений об эволюции общества», «Понятие прогресса и регресса. Критерии прогрессивного развития», «Взаимосвязь теоретического и утопического видения будущего»
Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта; письменная контрольная работа.
Литература
1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Изд – во: Республика, М., 2007 – 804 С.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - Изд – во: Республика, М, 2008 - 608 С.
3. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.
4Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.
5. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. - Изд – во: РГХУ, CП6., 2007 – 203 С.
6. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями - Изд – во: Республика, М., 2008. — 664 С.
Тема 9 «Философия науки и техники»
- разобрать вопросы: научное и всенаучное знание; критерии научности: структура научного познания, его методы и формы: рост научного знания: научные революции и смены типов рациональности
- подготовить реферат на тему: «Наука и её социокультурный статус», «Наука как деятельность, система знаний и социальный институт», «Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования»
Форма контроля – проверка наличия и содержания конспекта; письменная контрольная работа.
Литература
1.Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Изд – во: Республика, М., 2007 – 804 С.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - Изд – во: Республика, М, 2008 - 608 С.
3. Радугин А.А. Философия Курс лекций.- Изд – во: Наука, М., 2008 – 409 С.
4Горбачев В.Г. Основы философии – Изд – во: Наука, М., 2010 – 406 С.
5. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов. - Изд – во: РГХУ, CП6., 2007 – 203 С.
6. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд., с исправлениями и дополнениями - Изд – во: Республика, М., 2008. — 664 С.