Тема iii. материя и формы её существования
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
ТЕСТЫ ПО КУРСУ "ФИЛОСОФИЯ"
Составитель С.М. Х а л и н
ТЮМЕНЬ – 2009
Аннотация
Данные тесты позволяют определить ход и степень усвоения студентами, изучающими курс общей философии, таких важнейших тем, как "Предмет философии", "Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии", "Материя и сознание", "Познание, его формы и методы", "Социальная философия и этапы её развития", "Общественное сознание и его структура", и других, в том числе историко-философских.
Тесты будут полезны каждому, кто самостоятельно изучает логику, и прежде всего студентам заочного отделения.
Работа утверждена на заседании кафедры философии.
Составитель: С.М.Халин д.ф.н., профессор.
Рецензенты: Н.И.Губанов д.ф.н., профессор,
С.И.Лысов к.ф.н., доцент.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА I.Предмет философии (Тест №1) 2
ТЕМА II.Диалектика, её законы и категории (Тесты №2 – №9) 3
ТЕМА III.Материя и формы её существования (Тест №10) 11
ТЕМА IV.Сознание, его происхождение и сущность
(Тесты №11 - №12)____________________ 12
ТЕМА V.Общественное сознание и его структура
(Тесты №13 - №18) 14
ТЕМА VI.Познание, его природа, формы и методы
(Тесты №19 - №27) 20
ТЕМА VII.Социальная философия, этапы её развития и структура
(Тесты №28 - №39)__ 29
ТЕМА VIII.Особенности исторического развития философии
(Тесты №40 – №49)_ 41
ТЕМА I. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
ТЕСТ № 1.
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует данному понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Фило-софия | б Мифоло-гия | в Мировоз-зрение | г Основной вопрос философии | д Материа-лизм | е Идеа-лизм | ж Агности-цизм |
1. Система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. | |||||||
2. Отношение сознания к бытию, духовного и материального вообще. | |||||||
3. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру. | |||||||
4. Учение, отрицающее возможность познания мира и его сущности, ограничивающее роль науки рассмотрением явлений. | |||||||
5. Учение, утверждающее, что духовное первично, а материя вторична | |||||||
6. Способ отражения мира в виде чувственно- образных представлений о небывалых существах, явлениях, процессах | |||||||
7. Учение о мире как независимом от воли, духа, сознания. |
ТЕМА II. ДИАЛЕКТИКА, ЕЁ ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ
ТЕСТ № 2
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Движе-ние | б Разви-тие | в Связь | г Отноше-ние | д Взаимо-действие | е Всеобщая связь | ж Объекти-вная диа-лектика | з Субъекти-вная диа-лектика |
1. Категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга. | ||||||||
2. Необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. | ||||||||
3. Всеобщая изменчивость, закономерности смены качества, присущие самой объективной действительности. | ||||||||
4. Зависимости и многообразные отношения предметов друг к другу. | ||||||||
5. Способ существования действительности, характеризующийся всеобщей изменчивостью. | ||||||||
6. Момент взаимосвязи явлений, харак-теризующий их разнокачественность. | ||||||||
7. Качественные изменения, присущие сознанию | ||||||||
8. Взаимосвязанность всех явлений действительности друг с другом. |
ТЕСТ № 3
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Тожде-ство | б Разли-чие | в Противо-полож-ность | г Противо-речие | д Конф-ликт | е Внутренние проти-воречия | ж Внешние противо-речия |
1. То в предметах и явлениях, или в их частях, что отличает их друг от друга. | |||||||
2. Противоречия в содержании самого предмета, между его элементами. | |||||||
3. Столкновение противоположных сторон, взглядов, интересов, сил. | |||||||
4. Равенство предмета, явления с самим собой, их устойчивые признаки. | |||||||
5. Взаимодействие между взаимоисключающими, но при этом взаимообуславливающими и взаимопро-никающими друг в друга сторонами внутри единого объекта. | |||||||
6. Противоречия во взаимосвязях предмета с окружающими его предметами и явлениями. | |||||||
7. Один из моментов конкретного единства вещи, явления, выступающий в процессе взаимообуславливания и взаимопроникновения сторон предмета друг в друга, исключающий другой (другие). |
ТЕСТ № 4
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Качество | б Количес-тво | в Мера | г Непрерыв-ность | д Прерыв-ность | е Скачок | ж Рево-люция | з Эволю-ция |
1. Определённость предмета, изменение которой в соответствующих границах не ведёт к превращению предмета в другой предмет. | ||||||||
2. Признак развития, характеризующийся как момент перехода старого качества в некоторое новое. | ||||||||
3. Определённость предмета, с изменением которой он становится иным. | ||||||||
4. Медленные изменения количественных характеристик, ведущие к качественным изменениям предметов. | ||||||||
5. Перерыв постепенности, возникновение нового и уничтожение старого. | ||||||||
6. Последовательные и постепенные изменения внутри некоторого качества. | ||||||||
7. Перерыв постепенности, качественный скачок в развитии, совершающийся в сравнительно короткий период времени. | ||||||||
8. Границы, внутри которых количественные изменения не вызывают качественных. |
ТЕСТ № 5
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Отрицание | б Отрицание отрицания | в Единичное | г Особенное | д Общее | е Всеобщее |
1. Присущие вещам и явлениям специфические неповторимые особенности, составляющие их уникальную качественную и количественную определённость. | ||||||
2. Превращение одного качества в другое. | ||||||
3. Свойства, стороны, связи, которые обнаруживаются у всех предметов и явлений действительности. | ||||||
4. Характеристика развития предмета, явления как процесса, в котором как бы повторяются уже пройденные ступени, но иначе, на более высокой основе. | ||||||
5. Свойства или отношения, характерные для данного класса предметов, явлений, закон существования и развития единичных форм некоторого класса материальных и духовных явлений. | ||||||
6. То в вещах, явлениях, что делает их отличными от других вещей и явлений, и представляющее собой единство общего и единичного. |
ТЕСТ № 6
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Причина | б Следст-вие | в Причин-ность | г Детер-минизм | д Индетер-минизм | е Целесо-образность |
1. Учение о всеобщей причинной обусловленности, закономерной связи всех явлений в природе, обществе и мышлении. | ||||||
2. Вещь, явление, взятые как результат функционирования некоторой другой вещи, явления. | ||||||
3. Концепция, которая отвергает всеобщий характер универсальной взаимосвязи явлений или односторонне, ограниченно её понимает. | ||||||
4. Принцип, ориентирующий познающего субъекта на исследование явлений в их взаимной связи, как порождающих друг друга. | ||||||
5. Соответствие и направленность предмета или явления к определённому (относительно завершённому) состоянию, характеризующемуся определённой устойчивостью. | ||||||
6. Явление, действие которого вызывает, определяет, влечёт за собой другое явление. |
ТЕСТ № 7
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Необхо-димость | б Случай-ность | в Фата-лизм | г Закон | д Общий закон | е Специфи-ческий закон | ж Динами-ческий закон | з Статисти-ческий закон |
1. Внешнее, несущественное, неустойчивое в вещах; второстепенное, побочное, дополнение закономерного. | ||||||||
2. Необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь, характеризующая определённый тип явлений, предметов действительности. | ||||||||
3. Необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений, предметов действительности. | ||||||||
4. Необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующиеся вероятностным характером поведения явлений. | ||||||||
5. Необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь, характеризующая все явления определённого класса. | ||||||||
6. Воззрение, утверждающее неотвратимость единственно возможного хода событий. | ||||||||
7. Необходимые связи, имеющие точно определенный, однозначный характер. | ||||||||
8. Существенное, закономерное, внутреннее и устойчивое в вещах и явлениях. |
ТЕСТ № 8
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Сущность | б Явление | в Види-мость | г Возмож-ность | д Действи-тельность | е Реальная возмож-ность | ж Формаль-ная возмо-жность | з Веро-ятно-сть |
1. То, что обладает для своей реализации всеми необходимыми условиями. | ||||||||
2. То или иное обнаружение предмета, внешние формы существования предмета, вещи. | ||||||||
3. Количественная мера возможности появления некоторого события при определённых условиях. | ||||||||
4. Объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения. | ||||||||
5. Непосредственное, одностороннее проявление сущности, неадекватно выраженной отдельными явлениями. | ||||||||
6. Реальность как актуальное наличное бытие. | ||||||||
7. Внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. | ||||||||
8. То, для осуществления чего нет всех необходимых условий. |
ТЕСТ № 9
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Содержание | б Форма | в Целое | г Часть | д Система | е Структура | ж Элемент |
1. Совокупность предметов, находящихся в определённых отношениях и связях друг с другом и образующих определённое единство. | |||||||
2. Единство всех составных частей объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. | |||||||
3. Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. | |||||||
4. Предмет, входящий в некоторую совокупность предметов, образующих некоторое единство. | |||||||
5. Порядок, организация, способ связи частей некоторого целого. | |||||||
6. Составная часть сложного целого. | |||||||
7. Совокупность предметов, как образование, обладающее свойствами и закономерностями, не присущими отдельным предметам, входящим в эту совокупность. |
ТЕМА III. МАТЕРИЯ И ФОРМЫ ЕЁ СУЩЕСТВОВАНИЯ
ТЕСТ № 10
Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию
Понятие Определение (характеристика) | а Материя | б Материаль-ное единство мира | в Монизм | г Дуа- лизм | д Форма движе-ния ма-терии | е Прост- ран- ство | ж Время |
1. Форма бытия материи, характеризующаяся её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие. | |||||||
2. Учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального. | |||||||
3. Объективная реальность, которая дана человеку в его ощущениях, которая отображается этими ощущениями, существуя независимо от них. | |||||||
4. Порядок, организация, способы существования, присущие объективной реальности, её составляющим. | |||||||
5. Принцип, согласно которому все составляющие объективную реальность образования находятся во взаимной связи, обладая при этом как общими, так и специфическими закономерностями. | |||||||
6. Форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность смены состояний любых материальных систем. | |||||||
7. Способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего сущего. |