Классификация методов научного познания и их общая характеристика
С учетом выделения названных видов можно провести классификацию методов научного познания и дать их основную характеристику. Философские (всеобщие) методы основываются на мировоззренческих, идеологических позициях, концептуальных подходах, с которых изучается право и о которых уже говорилось. К общим методам можно отнести:
1. Сравнительный (сравнительно-правовой) метод основан на сравнении сопоставимых правовых понятий, явлений, процессов и выявлении между ними сходства и различий. Об этом методе будет сказано отдельно.
2. Исторический метод основан на исследовании конкретно-исторического материала и изучении эволюции правовых явлений от зарождения до современного состояния. Его использование предполагает три этапа: 1) фиксация достоверных исторических фактов и определение их полноты; 2) определение их соответствия действительности, объективная критика и интерпретация на базе исследований предшественников; 3) использование исторических знаний для понимания современной ситуации. Применение данного метода предполагает соотносимость исследуемых событий и явлений с современной им эпохой. Это позволяет выявить генезис и этапы развития изучаемого явления, тенденции и закономерности этого процесса. Без использования этого метода невозможно подготовить полное и достоверное научное исследование. Наибольшую сложность представляет историческая реконструкция правовых явлений.
3. Метод анализа и синтеза:
а) анализ — разложение целого на части и выявление его структуры и системы, классификация входящих в него предметов и явлений. Это позволяет, например, выявить составные элементы нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция), структурные элементы нормативного правового акта, составные части механизма правового регулирования и др.;
б) синтез — объединение в единое целое частей, выявленных в результате анализа. Это позволяет создавать («синтезировать») новые понятия. Результатом синтеза стало, например, выведение понятий «правовое государство», «правопорядок», правовые системы (семьи) и др.
4. Системный (системно-функциональный) метод (система — от греч. ζύζηημα, «целое, соединение») предполагает рассмотрение правовых явлений как целого комплекта взаимосвязанных элементов, каждый из которых является частью системы более высокого порядка. Напомним, что право по определению системно, и в этом смысле говорят о правовой системе, системе права, системе нормативных правовых актов и др.
При этом правовые явления могут образовывать органическое единство (например, правоотношение), качественно единое целое и механическое единство, где каждый составной элемент сохраняет свои черты, а от целого отличается только количеством (например, система видов норм права). Данный метод применим при изучении именно органического единства. Он заключается в выявлении типа органических связей (внутренних и внешних), описании взаимодействия между элементами и определении закономерности такого взаимодействия. Внутрисистемные связи могут быть: 1) синтетическими (при особой роли каждого структурного элемента), 2) иерархическими (ранжированными относительно друг друга), 3) функциональными (не влекущими образования органического целого).
5. Методы индукции и дедукции:
а) индукция — получение на основе частного знания общих знаний. Так, зная характеристики ряда индивидуальных субъектов, мы можем вывести их родовые признаки;
б) дедукция — переход к частным знаниям на основе общего знания. Напомним, что герой рассказов А. Конан Дойла сыщик Ш. Холмс пользовался при раскрытии преступлений именно дедуктивным методом.
Специальные методы:
1. Конкретно-социологический метод реализуется через опрос, наблюдение, анкетирование с последующим анализом полученной информации. Таким образом, например, можно узнать отношение населения к смертной казни.
2. Моделирование — мыслительное идеальное воспроизведение исследуемых объектов, что позволяет выводить новые понятия.
3. Функциональный метод — подход к исследованию явлений с точки зрения их социального назначения, роли и функций. Именно такой метод позволяет выделить законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. Он позволяет сравнивать «право в действии».
4. Статистические и математические (в том числе, кибернетический) методы. Они основаны на количественных способах получения и обработки данных («метод цифр»). Это позволяет анализировать рост или уменьшение преступности, раскрываемости уголовных дел, числа оправдательных и обвинительных приговоров и др.
5. Формально-логический (нормативно-догматический) метод (догма — от лат. dogma, «норма, правило») предполагает рассмотрение явления в абстрактно-теоретическом аспекте через отделение частных проявлений и основных закономерностей. Другими словами, явление выделяют из круга других явлений и рассматривают отдельно от других. Отметим, что одним из признаков права является его формальность, в связи с чем этот метод изначально присущ праву. Это позволяет изучать нормативные проявления (нормы права, нормативно-правовые акты и др.), получать знания о действующем праве. Это ведущий метод изучения системы действующих источников права. Он включает в себя сбор источников права и толкование содержащихся в них норм права (грамматическое, системное, логическое и др.), проверку их соответствия общественным отношениям и оценку, формулировку теоретических положений и предложений по совершенствованию норм.
С учетом провозглашенного в нашей стране идеологического плюрализма и политического многообразия можно утверждать, что ни один метод не может считаться «единственно верным». Очевидно, что при научной добросовестности применение любого из методов позволит получить новые знания о предмете изучения. Более того, методы исследования должны применяться в различных сочетаниях и совокупности с учетом особенностей изучаемой проблематики.
При этом надо иметь в виду, что метод, в отличие от предмета, который более объективен и реально очерчен, является результатом теоретического обобщения, более зависит от субъективных предпочтений исследователя. В связи с этим не стоит удивляться разнообразию классификаций методов юридических исследований, которые встречаются в учебной и научной литературе.