Место Аристотеля в истории философии

Идеи Аристотеля (“Афинская полития” и др.) относятся к классическому периоду развития античной философии.

Общие положения. Большое внимание Аристотель уделяет сущностным вопросам философии, ядром которой он считает онтологию - науку о сущем. Основой всякого бытия Аристотель считает так называемую первую материю (состоящую из четырех основных элементов: воздух, земля, вода, огонь). Однако ее нельзя отождествлять с бытием, а также считать составной частью бытия.

По Аристотелю первая сущность - это единичное бытие, которое он называет субстанцией. Это такое бытие, которое “не способно пребывать в другом бытии, оно существует само по себе. Мир есть совокупность субстанций, каждая и которых - единичное бытие”. Единичное бытие есть сочетание материи и формы.

Аристотель стоит у основ современного научного способа мышления. Единичное и общее - две стороны действительности, что позволяет преодолеть разрыв между идеальным и реальным миром. Первое звено в единстве материи и формы - первая материя, а конечное звено - перводвигатель (первоум). Аристотель рассуждает весьма логично: раз всякая форма динамична и понятна, то форма форм также динамична и “умна”. Ум-перводвигатель - принцип всего, Космоса в целом, это все материальное в пределе своего становления. Ум-перводвигатель Аристотель называет Богом. Он является заключительным звеном представлений о единстве материи и формы.

Основные концепции. Рассматривая движение, Аристотель полагал, что оно, с одной стороны, присуще всем вещам и является самодвижением, а с другой, возможно объяснения источника движения при помощи неподвижного первого двигателя (бог), который служит внешней причиной всякого движения, ему же движение не сообщается никогда.

Пространство выступает как совокупность мест, любое из которых принадлежит какой-либо вещи. Время есть число движения, подобно числу оно является одним и тем же для различных движений.

В онтологических воззрениях Аристотеля проявляются отдельные элементы идеализма, он убежден в реальности внешнего мира. По Аристотелю душа присуща всем объектам, принадлежащим живой природе. Душа не существует без материи.

Познание - саморазвивающийся процесс (от простейшего к абстрактному). Мнение опирается на чувства. Смысл жизни Аристотель видел не в удовольствиях, не в счастье, а в осуществлении требований разума на пути к благу, которое, в свою очередь, должно быть достижимым. Цель человека - стать добродетельным, добродетели - приобретаемые качества (важнейшие - мудрость, рассудительность, мужество, великодушие, щедрость). Сочетанием всех добродетелей является справедливость. Добродетелям можно и нужно учиться, они выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: “ничего слишком”. Великодушие есть середина между тщеславием и малодушием, этическое поведение - середина между добром и злом. Этика - практическая философия. Аристотель - философ середины. Он делит формы государственного устройства на правильные и неправильные и связывает их с принципами (аристократия - добродетель).

В отличие от Платона Аристотель придает искусству большое значение: искусство + наука - высшая ступень человеческой деятельности.

Вклад в науку. Философия Аристотеля является не только определенным обобщением, но и логической переработкой и завершением всей предшествующей греческой философии. Научная деятельность Аристотеля - это не только вершина античного философского мышления, но и огромный вклад в науку: были созданы новые научные направления, вместе с учениками философ систематизировал науки, определил предмет и метод отдельных наук. Его работы были посвящены вопросам философии природы и естественных наук, проблематике обществознания, логике и методологии и т.д. Аристотель был по-видимому первым, кто глубоко и систематически использовал все доступные ему работы предшествующих мыслителей. Аристотель, собственно, заложил теоретические основы логики как науки, сформулировал закон противоречия и закон исключенного третьего, создал логическую теорию о категорическом силлогизме.


Наши рекомендации