Единство эмпирического и теоретического, теории и практики. Проблема материализации теории
При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляет с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание, ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное состояние, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.
Наука как целостная динамическая система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими данными, не обобщая их в системе теоретических средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое, и наоборот.
Однако недопустимо абсолютизировать один уровень в ущерб другому.
Гейзенборг отмечал, что противоречие между эмпириком и теоретиком обнаружилось уже в античной философии и прошло через всю историю естествознания. Как показала эта история, «правильное описание явлений природы сложилось в напряженной противоположности обоих подходов. Чистая математическая спекуляция бесплодна, если в своей игре со всевозможными формами она находит пути назад, к тем весьма немногим формам, из которых реально построена природа. Но и чистая эмпирия бесплодна, поскольку бесконечные, лишенные внутренней связи таблицы, в конечном счете, душат ее. Решающее продвижение вперед может быть только от напряженного взаимодействия между обилием фактических данных и математическими формами, потенциально им соответствующими.
В процессе научного познания имеет место не только единство эмпирии и теории, но и взаимосвязь, взаимодействие последней с практикой. Говоря о механизме этого взаимодействия, К. Поппер справедливо указывает на недопустимость разрушения единства теории и практики или ее замены созданием мифов. Он подчеркивает, что практика – не враг теоретического знания, а «наиболее значимый стимул к нему». Хотя определенная доля равнодушия к ней, отмечает Карл Поппер, возможна и приличествует ученому, существует множество примеров, которые показывают, что для него подобное равнодушие не всегда плодотворно. Для ученого существенно сохранить контакт с реальностью, с практикой, поскольку тот, кто ее презирает, расплачивается за это тем, что неизбежно впадает в схоластику.
Однако недопустимо понимать практику односторонне, прямолинейно, поверхностно. Она представляет собой всю совокупность чувственно-предметной деятельности человека в ее историческом развитии, во всем объеме ее содержания. Не будет преувеличением вывод о том, что чем теснее и органичнее практика связана с теорией, чем последовательнее она направляется теоретическими принципами, тем более глубокое воздействие она оказывает на действительность, тем более основательно и содержательно последняя преобразуется на ее основе. Но этот вывод нельзя абсолютизировать, ибо и многие другие факторы влияют на данный процесс в разных направлениях.
В ходе истории соотношение между теорией и практикой не остается раз и навсегда данным, а развивается. Причем изменяется не только характер теории, но и качественно меняются основные черты общественной практики. Появляются новые ее формы, насыщающие достижения познания. При исследовании взаимодействия теории и практики один из самых кардинальных вопросов состоит в том, чтобы объяснить, как и при каких конкретных условиях мысль (теория) переходит (превращается) в действие, воплощается в практическую деятельность людей.
Связи теории и практики двусторонни: прямые (от практики к всеобщим принципам и формам мышления) и обратные - реализация всеобщих схем не только в познании, но и в реальной жизни, в практике, во всех ее формах и видах. Важнейшая задача состоит в том, чтобы всемерно укреплять и углублять взаимодействие между теорией и практикой, обстоятельно изучать механизм этого взаимодействия.
Практика есть то важнейшее посредствующее звено между человеком и реальной действительностью, через которое объективно всеобщее попадает в мышление в виде «фигур логики», теоретических принципов. Последние, в свою очередь, возвращаются обратно, помогают преобразовывать объективную реальность.
Всякая теория, даже самая абстрактная и всеобщая (в том числе и философское знание), в конечном счете, ориентирована на удовлетворение практических потребностей людей, служит практике, из которой она порождается и в которую она – сложным, порой, весьма запутанным способом – в конце концов возвращается. Теория как система достоверных знаний направляет ход практики; ее положения (законы, принципы) выступают в качестве духовных регуляторов практической деятельности.
Место и роль научного знания как необходимой предпосылки практически-преобразовательной деятельности людей достаточно значимы. Социально-практическая деятельность всегда так или иначе связана с мысленным созданием того, что затем переходит в практику, реализуется в действительности, является «предметно-воплощенной наукой». Для того, чтобы теория материализовалась, объективировалась, необходимы определенные условия:
1. Теоретическое знание только тогда является таковым, когда оно в качестве совокупности системы знаний достоверно и адекватно отражает определенную сторону практики, какую-либо область действительности.
Важнейшей чертой теории является всестороннее воспроизведение предмета и сведение многообразного к единому, выявление всеобщих условий конкретной целостности. Будучи наиболее развитой, сложной формой мышления, теория существует как диалектический синтез, органическое единство, внутренняя взаимосвязь понятий, идей, законов и других своих элементов на основе определенного уровня практической деятельности.
2. Теория должна не просто отражать объективную реальность так, как она есть теперь, но и обнаруживать ее тенденции, главные направления ее закономерного развития, показать действительность в единстве таких ее необходимых моментов, как прошлое, настоящее и будущее. Поэтому теория не может быть чем-то неизменным, а должна постоянно изменяться, расширяться, углубляться, уточняться.
3. Наиболее практичной является теория в ее самом зрелом и развитом состоянии. Поэтому необходимо держать ее на самом высоком научном уровне, постоянно, глубоко и всесторонне разрабатывать ее, обобщая новейшие процессы и явления.
4. Теория сама по себе ничего не изменяет и изменить не может. Она становится материальной силой тогда, когда внедряется в сознание людей, которые должны употребить практическую силу и энергия которых воплощает теорию в реальную действительность.
5. Практическая реализация знания требует не только тех, кто будет осуществлять воплощение теории в практику, но и необходимых средств воплощения – как объективных, так и субъективных.
6. Материализация теории в практике должна быть не единовременным актом (с угасанием ее в итоге), а развивающимся процессом.
7. Успешная реализация в практике теоретических знаний обеспечивается лишь в том случае, когда люди, которые берутся за практические действия, убеждены в истинности тех знаний, которые они собираются применить в жизни.
8. Материализация знания, переход от абстрактной научной теории к практике, не является прямой и непосредственной. Она представляет сложный процесс, состоящий из определенных посредствующих звеньев (орудия труда, приборы, оборудование, язык, методологические средства и др.).
9. Чтобы стала не только способом объяснения, но и методом изменения мира, необходимо нахождение эффективных путей трансформации научного знания в программу практических действий. То есть, необходима соответствующая технологизация знания.
10. Процедура трансформации знания, превращение в регулятивные средства практики не должна быть сведена к простому возврату теоретического знания к его эмпирическому уровню. Такой возврат по существу ликвидирует теоретическую форму знания, которая кардинально преобразует исходный фактический материал и обладает способностью более расширенного воспроизводства объекта, чем его эмпирически фиксируемые параметры.