Каково философское объяснение категории «истина»?
Непосредственной целью познания является истина. Все гносеологические проблемы так или иначе связаны с проблемой истины: с поиском средств и путей ее достижения, форм ее существования и реализации, структуры познавательных отношений и т.д. Категория истины является одной из важнейших в философии, наряду с такими понятиями, как «справедливость», «красота», «добро» и «смысл жизни».
Истина – правильное, адекватное и идентичное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом, а также бытие того сущего, которое называется «истинным». Иными словами, это воспроизведение объекта познающим субъектом таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.
Следует знать и помнить, что истина:
· субъектна (т.е. не существует помимо человека и человечества), но в то же время объективна (т.е. истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, но от человечества);
· внеклассова (поэтому не может быть «буржуазной физики» или «буржуазной генетики») и надысторична (т.е. не зависит от того или иного этапа истории);
· конкретна (т.е. предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени их существования и развития.
Основной формой познания и критерием истины при познании является практика, т.е. конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные виды практики: материальное производство, управленческая деятельность, научный эксперимент и социальные действия, преобразование общественного бытия. Практика является основой и движущей силой познания, потому что все знания вызваны к жизни прежде всего потребностями практической деятельности людей. Практика является и конечной целью познания, т.к. познание осуществляется для последующего использования полученных знаний в деятельности.
Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от лжи и заблуждений.
Заблуждение– этонеадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, а также не соответствующий действительности, результат познания.
Ложь– это сознательное введение в заблуждение, возведение заведомо неправильных представлений в истину.
Условно можно выделить различные формы истины:
1. по характеру объекта познания:
· предметная истина (поток информации идущих от материальных систем бытия), которая может дифференцироваться на предметно-физическую, предметно-биологическую и другие виды истины);
· экзистенциальная истина (истинность представлений личности об экзистенциальной реальности: духовных ценностях, идеалах добра, справедливости, красоты, дружбы, любви и т.п.);
· когнитивная истина (рационалистически познавательная истина о духовно-материальном мире);
· концептуальная истина (соответствие убеждений субъекта познания комплекту сущности научной теории или религиозных догматов).
2. по видам познавательной деятельности:
· научная истина (истина, к которой применены критерии научности: объективность, рациональность, нацеленность на восприятие сущности, системность и проверяемость);
· истина повседневного знания, получающего обоснование из повседневного опыта, из некоторых индуктивно установленных рецептурных правил, не обладающих доказательной силой;
· «художественная правда» – степень полноты, глубины, убедительности, яркости и адекватности выражения действительности в художественном образе того или иного произведения искусства.
3. по степени полноты освоения объекта познания:
· абсолютная истина – это, во-первых, полное и исчерпывающее знание о бесконечном мире в целом, и, во-вторых, знания которые не могут быть опровергнуты в будущем. Абсолютная истина является гносеологическим идеалом, который, вероятно, никогда не будет достигнут. Тем не менее, прогресс в познании все-таки возможен за счет накопления и систематизации относительных истин о человеке и многообразии проявления процессов и явлений окружающей действительности;
· относительная истина – это, во-первых, неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания, а, во-вторых, знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения. Причем устаревшие истины либо заменяются новыми (например, классическая механика заменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, идея вечного двигателя).
Обратимся к материалам истории философии и определим, каковы основные концепции истины.
В классической концепции под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности. В явной форме классическую концепцию можно найти уже у Платона и Аристотеля. У Аристотеля это может быть соответствие человеческой мысли объективной природной действительности, а может быть ее соответствие идеальному бытию вечных идей – по Платону. В классическом понимании истины есть возможность сблизиться с ее онтологической трактовкой. Классическая концепция до сих пор остается наиболее влиятельной не только среди философов, но и среди ученых. Трудности классической теории в том, что мы сравниваем наше знание не с самой действительностью, а с полученным опытом.
В основе априористской концепции находится убеждение в том, что истина изначально присуща человеку в виде некого доопытного знания, которое можно раскрыть в каждом индивиде через определенную методику припоминания. Наиболее последовательный вариант данного понимания истины был развит И. Кантом. Немецкий философ в своей теории познания фиксирует активную роль субъекта познания, так как лишь когда человек направляет свое внимание на какой-то предмет, последний становится объектом познания. И.Кант считает, что в каждом предмете существуют две группы познавательных характеристик: те, что открыты нашему опыту, они называются явлениями, и те, что делают опыт недосягаемым, а наши познавательные усилия тщетными. Это называется у Канта «вещь в себе». Таким образом, каждый из миров, а это номены и феномены обладают разным познавательным значением.
Все последующие разработки теории истины находятся в рамках указанных классических концепций. Наряду с классической и априористской в XX веке появилась и прагматистская концепция. Ее суть сводится к тому, что знание будет оценено как истинное, если может обеспечить полезный результат. Также в философии науки присутствует конвенционалистская концепция. Ее сторонники считают, что истина есть результат соглашения. Сложностью этой теории является то, что представители разных научных объединений могут выработать различные точки зрения, что считать истиной.
Особый интерес в философии науки XX века представляют экзистенциалистские концепции истины. В этом случае понимание истины связано с ценностным аспектом бытия человека. Знание будет истинным в духе авторов таких теорий, если способствует творческой самореализации, стимулирует ее духовный рост личности. Такое понимание истины позволяет связать ее с существованием человека, с экзистенцией, определяющий смысл предназначения человека. Этот аспект отражен в трудах С. Кьеркегора, а позднее в трудах мыслителей экзистенциального направления у К. Ясперса, Ж.-П. Сартра, М. Хайдегера, мотив определения истины через экзистенциальные потрясения мастерски воплощен в романах Ф.М. Достоевского. Третий аспект экзистенциальной трактовки истины связан с онтологией, в работах западных авторов: М. Хайдегера, А. Камю, в отечественной философии в трудах П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова раскрывается истинность бытия в человеческом видении. Подлинное бытие воспринимается через человеческое измерение. Не мир как таковой, а именно человек, живущий в нем, дает возможность открыть истину бытия. Свет истины отечественные религиозные мыслители связывают с откровением как атрибутом религиозного опыта.
Проблема истины в социально-гуманитарных науках весьма специфична. Сегодня она определяется в духе постнеклассической парадигмы развития гуманитарных наук.
Не все науки прошли классическую стадию, фундаментального знания, несущего представления о сущностных свойствах и закономерностях природы, общества и человека. Естественные науки воспринимают истину как понятие, которое в своей методологической значимости позволяет «добыть» адекватные характеристикам и свойствам мира законы и закономерности, создать алгоритмы функционирования Вселенной при помощи количественных, качественных и в целом объективных характеристик мира. Появление постнеклассических парадигм обнаруживается в различных науках в неодинаковой мере. В социологии влияние этих парадигм проявляется в направлениях применяющих «гибкие», «мягкие» методы – в этнометодологии, феноменологии, в постмодернистских подходах. Постнеклассическая концепция истины вынуждена признать присутствие субъекта познания в таком объекте познания, как общество, культура, искусство. Попытка социальными средствами отказаться от монополии на истину предполагает уж и вовсе недостижимые условия: ученые стоят перед вопросом: «А действительно ли именно я владею истиной?»
Ученые современности выдают свой индивидуальный результат в познании за общезначимый, таким образом, переводят свою личную трактовку проблемы в абстрактную форму. Для этого необходимы определенные амбиции, уверенность в том, что результат истинен. Ученный должен быть рефлексивным по отношению к своей деятельности, видеть ее ошибки, но в конечном итоге он должен быть убежден в своей правоте. Неклассическая концепция истины способствовала тому, что бы различные трактовки могли найти место в социальном познании, выступая как ракурсы интерпретации или как эквивалентные описания, с которыми успешно и работает наука.
Постнеклассическая трактовка истины признает не только наличие субъекта в социальной реальности, но и его практическую роль, в том числе в социальном конструировании реальности, усложняя процесс получения истины. Субъектом выступает общество. Объективность знания во всех трех моделях научности и рациональности: классической, неклассической и постнеклассической – достигается стремлением субъекта познания к адекватному воспроизведению изучаемой реальности.
Научное представление об обществе в России были унаследованы через марксистскую теорию, но многие его критики, а также критики социальных условий применения марксизма, до сих пор остаются приверженцами методологии XIX века. Историческими этапами развития науки: от рецептурного знания, обслуживающего назревшие задачи практики, классической науки, от классической науки к неклассической, от неклассической к постнеклассической. Классическая основой европейской культуры были принципы, такие как гуманизм, рационализм, историзм и объективность познания. Гуманизм ориентировал на высшее проявление творческого духа человека. Рационализм – на способность разума к овладению условиями познания и существования. Историзм – на признание развития преемственности и разумности истории, прогресса разума и свободы. Объективность влияет на познаваемость мира, на достижение такого результата познания, который бы не зависел от человека или человечества, а соответствовал познаваемому предмету.
Неклассическая трактовка истинности предавала рационализму плоскую форму позитивистской веры в науку и достижимость целей взамен прежней универсальной веры в разум. Историзм, утверждавший преемственность и разумность истории, сменился верой в материальный прогресс. Истина стала пониматься как результат выполнения определенных научных процедур и правил. Итак, история мысли показывает, что понятие «объективная истина» сохраняет свое регулятивное значение, но практическая истинность выявляется в контексте всех типов мышления и деятельности. Выявляется значение повседневности как пограничного условия познания и практики, повседневность может быть разрушена теоретическим притязанием на переделку жизни или насильственной – бесчеловечной практикой.
Что такое диалектика?
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Главная проблема диалектики – что такое развитие?
Законы диалектики отличаются от законов других наук своей универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности и раскрывают глубинные основы движения и развития (их источник, механизм и др.). Существует три базовых закона диалектики:
1) закон единства и борьбы противоположностей: все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое и т. д.). Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего. Каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции: например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме и т. д. Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия: содействие, союзничество, нейтралитет и мутуализм (полная взаимосвязь, когда для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе);
2)закон взаимного перехода количественных и качественных изменений: при определенных количественных изменениях обязательно меняется качество (специфика) той или иной вещи или явления. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры – к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок» – сложный процесс перехода от старого качества к новому, когда количественные изменения выходят за границы меры. Переход количества в новое качество может произойти: резко, одномоментно или же незаметно, эволюционно;
3) закон отрицания отрицания: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некоторых «положительных» элементов отрицаемого качества в переработанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень. Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития.
По вопросу о направленности развития сущего в философии существует три точки зрения:
· развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, – то есть восходящее развитие;
· развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;
· развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая (например, организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие) или исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т. д.). Таким образом, развитие скорее идет по спирали, причем каждый виток спирали повторяет все что было раньше, но на более высоком уровне.
К основным категориям диалектики относятся:
· единичное – объект, имеющий совокупность свойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих его индивидуальную количественную и качественную определенность;
· общее – единое во многом, своего рода «душа», суть единичного, закон его существования;
· особенное – конкретное единство единичного и общего;
· содержание – единство всех составляющих элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций;
· форма – способ выражения и существования содержания;
· структура – способ расположения элементов объекта в пространстве и строение (последовательность и ритм) определенного процесса во времени;
· причина и следствие. Когда одно явление при определенных условиях видоизменяет или порождает другое явление, то первое выступает как причина, а второе – как следствие. Причина является первичной по отношению к следствию;
· необходимость – такое развитие явлений, которое с неизбежностью вытекает из внутренних свойств явлений;
· случайность – непредвиденное, непредполагаемое событие или непредусмотренное совпадение с другими событиями;
· сущность – главное, основное и определяющее в предмете (внутренние, связи, противоречия и тенденции);
· явление – внешнее обнаружение сущности предмета, форма ее проявления.
Основными принципами диалектики являются:
· принцип всеобщей связи, которыйозначает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов, предметов, явлений, процессов. Связи могут быть: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные. Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы;
· принцип развития, который является фундаментальной основой диалектики. Развитие представляется не как чисто количественное изменение, а как саморазвитие материи, а причина развития лежит во взаимодействии внутренних противоположностей, свойственных любой вещи, объекту, явлению. Развитие как движение от старого к новому, включает как прогресс (движение от низшего к высшему, более совершенному), так и элементы регресса;
· принцип системности, который означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность;
· принцип причинности, т.е. наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными;
· принцип историзма, который подразумевает два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
В системе своих взаимосвязей категории, принципы и законы диалектики могут приблизительно адекватно отобразить наиболее общие и существенные стороны многогранной реальности в ее бесконечном развитии.
Тем не менее, не следует думать, что диалектика является единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие теории со сходным предметом философского интереса (развитие), которые также являются философскими методами. Зачастую данные теории противоположны диалектике.