Пространственно-временная организация материального мира. Специфика пространственно-временных свойств в природных и социальных процессах. Бытие человека и время
Пространственная, или топологическая (греч. Topos-место), организация сущего означает, что любой материальный объект занимает определенное положение по отношению к другим объектам. Каждый обладает размерами - длиной, шириной, высотой. В мире нет всеобщего пространства, а есть бесконечное множество индивидуальных пространств.
Согласно субстанциальной концепции, пространство представляет собой особую самостоятельную субстанцию, независящую в своем существовании от мира вещей. У Демокрита в роли чистого, абсолютного пространства выступает пустота, в которой существуют атомы. В Новое время субстанциальная концепция была развита в физике Исаака Ньютона. Реляционная концепция трактует пространство как специфические отношения между объектами. Пространство не обладает самостоятельным существованием, оно есть лишь особая характеристика материальных явлений. Аристотель развивает концепцию пространства как места, которое занимает вещь по отношению к другим вещам. В Новое время Готфрид Вильгельм Лейбниц подчеркивал, что пространство есть порядок существования вещей и что «без материи нет и пространства». Свою физическую конкретизацию эти взгляды получили в теории относительности физика-теоретика Альберта Эйнштейна. В современной науке преобладает реляционная трактовка пространства.
При всем многообразии трактовок реальное пространство нашего мира обладает некоторыми стабильными свойствами - трехмерностью и изотропностью( одинаковой значимости каждого из трех пространственных измерений вещи).
Пространственные свойства специфичны на разных структурных уровнях сущего, начиная с микромира и кончая нашей Вселенной. В современной культуре особое внимание уделяется социальному пространству, которое должно оцениваться не как абстрактная территория для проживания, но как социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом, определено отношениями человека к миру, исторически складывающимися особенностями человеческой деятельности и поведения, мировоззрением человека в соответствующей исторической эпохе и социокультурной ситуации. Пространственная организация созданного человеком мира вещей всегда обладает надприродными, социально значимыми характеристиками, пространственной архитектоникой, включающей социальные связи, смыслы и общественно значимые идеи (города античной эпохи, средневековья и современности отличны в своей пространственной композиции друг от другу).
Временная, или темпоральная (лат. Tempus-время), организация сущего понимается чаще всего как длительность существования явления и порядок событий, происходящих с ним. Время для каждой вещи, а «времен столько, сколько вещей» (Л.Ф. Лосев), есть следствие ее собственной динамики, действия внутренних законов развития. Поэтому под временем можно понимать дление - продолжительность сохранения объектом своих качеств в относительно неизменном состоянии. Дление вещей и явлений реального мира всегда ограничено, т.е. конечно: все они имеют начало и конец своего бытия. И лишь в отдельных случаях можно говорить о вечности: так постулируется вечность Бога, Абсолютной идеи, материи.
Представления о времени неоднозначны, противоречивы и исторически изменчивы. Во многом это объясняется спецификой самого времени - с одной стороны, оно невещестценно, его нельзя обнаружить каким-то опытным путем; с другой стороны, каждый из нас знает, что оно существует, и чувствует его.
Интерпретации времени: Для субстанциальной концепции время - особая самостоятельная сущность, нечто роде потока, реки, несущей с собой в будущее весь мир и человека. Для реляционной концепции время есть особое отношение между вещами и их состояниями, оно не может существовать вне вещей и явлений и зависит от их специфики (Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн).
Трактовка времени и его структуры: концепция возникает в глубокой древности (Гераклит) и признает «течение» времени, его необратимое движение вперед («стрела времени»). В этом процессе выделяются прошлое, настоящее и будущее. Статическая концепция отрицает течение времени и рассматривает все события временного многоообразия как реально существующие. Нет никакой принципиальной разницы между событиями прошлого, настоящего и будущего: различие между ними примерно такое же, как между разными точками пространства.
В трактовке и оценке времени также прослеживается влияние социокультурных и личностных факторов. Так, для первобытного человека время осознавалось, главным образом, как теперь, прошлое, настоящее и будущее почти не различаются им. В древних аграрных цивилизациях, зависящих от циклических событий, время трактуется преимущественно как цикл, вечный круговорот. В средние века под влиянием христианской идеологии формируется уже четкое представление о движении мира от прошлого к будущему (начало и конец мира) и об основных состояниях времени - прошлом, настоящем и будущем. Эта идея линейного времени закрепляется в эпоху машинной цивилизации, ориентированной на постоянный прогресс, на будущее. Здесь же окончательно осознается необратимость времени и его непреложная власть над человеком, невозможность, в отличие от пространства, его покорения.
Индивидуально и неоднозначно и восприятие времени каждой личностью. Один и тот же отрезок физического времени кажется нам коротким или долгим в зависимости от настроения, ситуации и т. д. Каждый человек живет как бы в наиболее подходящем для него времени, по-своему оценивает и организует его.
Категория времени обладает огромной мировоззренческой ценностью для человека. Если пространственные характеристики сущего не оказывают на жизнь человека определяющего влияния то со временем дело обстоит иначе: никто из нас не может выпрыгнуть за пределы своего времени, замедлить или продлить свое бытие. И когда человек осмысливает свое бессилие перед временем, то проблема времени превращается для него из абстрактной философской темы в «основную проблему человеческого существования, проблему человеческой судьбы» (Н.А. Бердяев).