Центральные проблемы и понятие древнеиндийской философии
Основным и наиболее замечательным моментом сходства различных школ индийской философии является тот факт ,что все системы рассматривают философию как практическую необходимость для лучшего руководства в жизни. Философия стремится понять источник зла, истинную природу вселенной и смысл человеческой жизни, с тем, чтобы отыскать средства для полного уничтожения человеческих страданий. Главным же опорным принципом, предохраняющим индийские умы от погружения в отчаяние и гарантирующем, в конечном счете, оптимизм это – глубокая вера вечном нравственном миропорядке. Эта вера в некий порядок – Карма - или закон, который устанавливает упорядоченность и справедливость и действие которого распространяется на богов, небесные тела и все созданное, пронизывает всю индийскую философию. Карма – рассматривается как закон сохранения моральных ценностей - означает, что вся проделанная работа не пропадает даром и что все происходящее с человеком суть не что иное, как результат его собственных деяний. Другими словами признается что все деяния – прошлые , настоящие и будущие – дадут надлежащие результаты в этой или другой жизни индивидуума.
Предпосылками формирования древней индийской философии являются:
- экономические - переход от меди к железу, развитие товарно-денежных отношений;
-социально-политические - ослабление родоплеменных отношений, возникновение и развитие государства;
-мировоззренческие - высокий уровень развития религиозно- мифологического мировоззрения.
В целом в истории индийской философии принято выделять три периода:
- ведийский период, когда философские воззрения еще не существовали отдельно от религиозных и мифологических; XV — VI вв. до н. э.
- классический период, продолжавшийся с V в. до н.э. вплоть до X в. н.э.; именно в этот период сформировались основные ортодоксальные и неортодоксальные философские школы;
- постклассический период (с X в. по наши дни).
К основным философским школам относятся:
- ортодоксальные (признававшие авторитет Вед): веданта, миманса, санкхья, ньяя, йога, вайшешика;
1. миманса (санскр. букв. размышление, исследование; основатель - Джаймини, 4 век до н.э., основные идеи и цели школы - обоснование авторитета Вед и священного языка, на котором они написаны);
2. веданта (букв. конец Вед, - учение, опирающееся на упанишады, и прежде всего развивающие основные понятие этих произведений - идеи атмана и брахмана; первый представитель школы - Бадараяна, 2 век н. э);
3. санкхья (санскр. произв. от слова "число" - расчёт, перечисление; это учение строится на перечислении элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов; основатель - Капила, 6 век до н. э);
4. йога (санскр. соединение, участие; эта школа вырабатывала комплекс приёмов для достижения особого духовного состояния, созерзания, ради соединения с абсолютной реальность и освобождением; создатель этого направления - Патанджали, 2 век до н. э);
5. ньяя (санскр. букв. правило, рассуждения, исследования, логика; своё учение эта школа пытается строить на независимых основания, хотя и признает авторитет Вед. Таковыми выступают для нее логические основания, которым она и уделяет всё свое внимание: источники познания, формы познания, теория доказательства и т.п. Основатель - Готама, начало н. э);
6. вайшешика (санскр. от вишеша - различие, особенность; близкая к ньяя школу, создавшая с ней позднее единое направление, также стремилась разрабатывать независимые от авторитета основания мышления и познания, как путей к спасению; создала атомистическую теорию строения материального мира; основатель - Канада, 1-й век до н. э).
- неортодоксальные: джайнизм, буддизм, школа Чарвака-Локаята.
1)Джайнизм. Распадается на онтологию и учение о душе. В онтологии находится идея различия двух видов качеств вещей – это качества постоянные (субстанции). Постоянные качества присущи вещи независимо от восприятия человеком. Случайные качества (преходящие) связаны с восприятием человеком.
2)Буддизм. 6-5 в. до н.э. Возникает как религия спасения и быстро распространяется в Восточную Азию. Сущность буддизма отражена в первой проповеди Будды, где он провозглашает 4 великие истины:1) жизнь исполнена страданиями;2) страдание имеет причину;3) страдание может быть устранено;4) известен путь, который ведёт к избавлению от страданий.
Согласно установившейся традиции, вся ведическая литература (а именно она является для нас источником древнеиндийского знания: само слово «веда» в переводе с санскрита означает «ведение», «знание») делится на четыре группы:
1. Самхиты (это четыре сборника: Ригведа, Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа).
2. Брахманы («толкования высшей сути» и сборники ритуальных процедур).
3. Араньяки (букв. «лесные», лесные тексты для отшельников, стариков, скитальцев, предающихся философским размышлениям об истине).
4. Упанишады (букв. «сидение-ученика-подле-учителя»; впоследствии – «сокровенное знание». Всего известно более двухсот упанишад.
4. Душавиндийской философии состоит из двух начал:
• атмана;
• манаса.
Атман— частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.
Манас— душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.
Также для индийской философии характерны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме.
Сансара- учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.
Карма— предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)
Мокша— высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) — высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни.
Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами — Великими Душами.
Ахимса- единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение
Таким образом, философия в Древней Индии достигла высокого уровня развития. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль.. Несмотря на все различия и многообразие школ индийской философии можно выделить некоторые общие черты:
- ярко выраженный религиозный характер;
- окружающий мир и личность тесно связаны;
- обращенность философии внутрь человека;
- жизненные принципы: аскетизм, самоанализ, самоуглубление, недеяние;
- абстрактный характер философии;
- учение о перерождении;
- учение о карме.