Тема 1. Предмет философии
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Предмет философии..................................................................... 2
Тема 2. Философия Древнего Востока.................................................. 18
Тема 3. Философия Древней Греции и Рима........................................ 36
Тема 4. Философия эпохи Средних веков............................................ 79
Тема 5. Философия эпохи Возрождения............................................. 105
Тема 6. Западно-европейская философия 17 – 18 веков................... 122
Тема 7. Немецкая классическая философия...................................... 207
Тема 8. Западная философия 19-го – нач. 20-го века....................... 225
Тема 9. Западная философия 20-го века............................................. 256
Тема 10. Русская философия................................................................ 287
Тема 1. Предмет философии
1.1. Этимология слова «философия» (Пифагор)
Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно состоит из двух частей: philo + sophia. Первое слово обозначает «любовь вообще», иными словами «филия» -- это любовь в самом широком смысле, родовое обозначение любви. Отсюда такие слова, как «филология» («любовь к слову»), «педофилия» («любовь к детям»), «филадельфия» («любовь к братьям и сестрам»), «Филарет» («любящий добродетель») и пр. Слово «софия» в древнегреческом языке обозначает «мудрость». Таким образом, слово философия обозначает «любовь к мудрости», «любомудрие».
Принято считать, что впервые слово «философия» употребил древнегреческий философ и ученый Пифагор (580-500 до н.э.), также именно он впервые назвал себя «философом», т.е. «любителем мудрости». До и во времена Пифагора в Древней Греции хватало умных людей, которые гордо называли себя «софосами», то бишь «мудрецами». Вспомним хотя бы замечательную плеяду так называемых «Семи мудрецов», к числу которых относили и Фалеса (642-562 до н.э.), с которого обычно начинают изучение древнегреческой философии, и Солона (639-559 до н.э.) – известного афинского законодателя, военачальника и поэта, а также менее известных Питтака, Клеобула, Периандра, Хилона, Бианта.
Отчего же Пифагору потребовалось ввести новое словечко «философ» вместо бытовавшего гордого имени «софос»? Принято считать, что это новое имя Пифагор придумал в знак почтения к богам, осознав слабость и несовершенство человеческого ума. По мнению Пифагора, мудрец – это тот, кто владеет мудростью, уже имеет её, но для человека овладение всей полнотой мудрости, очевидно, невозможно: как в силу его смертности, так и в силу его несовершенства. Все богатство мудрости доступно только всемогущим и бессмертным богам, и только они вправе именовать себя «софосами»! Человек же может только стремиться к мудрости, искать её, приближаться к ней, зная, что полностью никогда не овладеет. Вот по этим основаниям и ввел Пифагор новое слово «философ», обозначающее человека, стремящегося к мудрости, любящего её (ведь любовь предполагает влечение к предмету любви, а для философа таким предметом и выступает мудрость), но почтительно, на расстоянии, с уважением и пиететом. Таким образом, по мнению Пифагора, мудрость – это прерогатива богов, философия (любомудрие) – удел человека.
По словам Диогена Лаэртского – древнегреческого писателя, жившего в III веке н.э., -- именно Пифагору принадлежит и первое высказывание, раскрывающее смысл и предназначение философии:«Жизнь… подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины»[1]. Таким образом, смысл философии усматривается античным философом именно в поиске истины.
Несмотря на огромный авторитет Пифагора, первоначально слова «философия» и «философ» носили несколько уничижительный оттенок, их нередко употребляли для осмеяния хвастунов, кичившихся своими псевдно-знаниями. Это и неудивительно, ведь философ стоит намного ниже софоса! И только лет через 100 после Пифагора, во времена Платона, слово «философия» приобрело респектабельность и носить имя философа стало престижно и почетно.
1.2. Время и место возникновения философии (VII – VI вв. до н. э., Древняя Индия, Китай и Др. Греция)
Хотя слово «философия» и древнегреческого происхождения, однако не только Древняя Греция считается колыбелью любомудрия. Первые философы и философские школы появляются почти одновременно -- в конце VII – середине VI веков до нашей эры -- сразу в нескольких регионах мира, отделенных друг от друга тысячами километров. Именно этот временной интервал и принято считать временем зарождения философии. Вот как об этом внезапном духовном подъёме, названном им «осевым временем мировой истории», пишет немецкий философ XX века Карл Ясперс (1883 – 1969): «В это время происходит много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы и бесчисленное множество других. В Индии возникли Упанишады, жил Будда; в философии – в Индии, как и в Китае, -- были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки – Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя; в Греции – это время Гомера, философов Парменида, Гераклита… Все, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих столетий в Китае, Индии и на Западе независимо друг от друга… Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых культурах, сводится к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы… В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий…»[2].
Таким образом, философия появляется одновременно по всей длине узкой полосы субтропиков Северного полушария евразийского континента: от Апенинского полуосторова на западе до тихоокеанского побережья Китая на востоке. Принято выделять три основных очага зарождения философии: Древняя Греция, Индия и Китай.
1.3. Условия и предпосылки возникновения философии.
Но возникает вопрос, почему именно здесь и именно в VI веке до нашей эры произошло зарождение философии? Общепринятого ответа на этот вопрос пока не существует, есть только различные гипотезы, ни одна из которых не кажется нам убедительной. Марксисты объясняли этот духовный скачок ссылками на экономику, т.е. ростом производительности труда, развитием товарно-денежных отношений, а также политическими явлениями -- разложением родо-племенного строя, возникновением первых государств, отделением умственного труда от физического. Но ведь первые государства появились намного раньше – ещё в III тысячелетии до нашей эры в Египте и Шумере, -- но философии там не возникло, несмотря на наличие прослойки богатых людей, имевших возможность заниматься умственным трудом, несмотря на развитое ремесло, искусство, появление зачатков науки.
Другие считают, что философия – дитя свободы, дитя демократии, а потому закономерно, что её колыбелью стала Древняя Греция – первое демократическое государство на земле. Но ведь ни в Китае, ни в Индии никакой демократии, никакой политической свободы не было, а философия все же возникла, да ещё какая философия!
Таким образом, возникновение философии в VI веке до нашей эры и на сегодня остается неразгаданной тайной…
Разумеется, философия возникла не из вакуума, она имеет свои источники, предпосылки, свою предысторию. Принято считать, что источниками появления философии выступают три формы предфилософии:
1) мифологиякак мировоззренческое ядро религии, дошедшая до нас в виде религиозно-мифологических текстов («Ригведа» -- в Индии, «И Цзин» -- в Китае, «Теогония» Гесиода – в Греции);
2) протонаука как совокупность первых математических, геометрических, астрономических, медицинских знаний, выкристаллизовавшихся в недрах обыденно-практического опыта людей;
3) искусство,развивавшееся в формах живописи, музыки, поэзии и осмыслявшее нравственно-этические, исторические, политические коллизии («Илиада», «Одиссея» Гомера, лирика Сафо, Архилоха – в Греции).
Таким образом, мифология, преднаука и искусство выступают в качестве основных источников, из которых и выросла философия как особый способ духовно-практического освоения мира.
1.4. Объект и предмет философии.
Обрисовав в общих чертах существо философии, место, время и условия её зарождения, перейдем к более подробной её характеристике, к выявлению природы философского знания, его предмету, строению и функциям.
Родившись от брака мифологии, протонауки и искусства, философия сохранила черты всех перечисленных способов освоения мира. Недаром известный английский философ Бертран Рассел (1872-1970), называл философию «ничейной землей», разместившейся между наукой, религией и искусством. О сходствах и различиях между философией, с одной стороны, и наукой, религией и искусством, -- с другой, мы поговорим немного позже. Для начала же отметим, что философия, как и наука, обладает собственным объектом и предметом исследования.
Объектомв науковедении принято считать фрагмент, часть действительности, на которую направляется познавательная активность субъекта, в роли которого выступают как отдельные ученые, так и научные коллективы. Предмет – это то, что изучается в объекте. Предмет выделяется исследователем внутри объекта. Это необходимо потому, что объект зачастую настолько обширен и глубок, многосторонен и богат, что изучать его во всех нюансах и подробностях и трудоемко, и бессмысленно. Исследователя, как правило, интересует не весь объект, а только самое важное, основное в нём, и именно вот эти, наиболее фундаментальные стороны объекта и составляют предмет науки.
Например, объектом физики является вся природа (слово «физика» происходит от греческого слова «фюсис» -- природа), а её предметом «простейшие и вместе с тем наиболее общие и фундаментальные свойства материального мира». Объектом социологического знания является как общество в целом, так и отдельные реально существующие общества (американское, японское, российское, нигерийское и пр.), а предметом социологии принято считать наиболее общие закономерности строения, функционирования и развития общества. Социолог, в отличие от этнографа, выносит за скобки индивидуальные особенности отдельных обществ, обращая основное внимание на существенные черты, присущие всем или большинству обществ.
Аналогичным образом обстоит дело и в философии. Объектом философииявляется весь мир, вся действительность, как материальная, так и духовная, социальная. Тогда как предмет философии составляют наиболее важные, глубинные, самые общие и универсальные свойства и закономерности как мира в целом, так и отдельных сфер бытия.К числу последних относят природу, общество, человека, познание.
Следует отметить, что важные закономерности нередко не совпадают с закономерностями общими, универсальными. Например, то, что представляется важным для одного философа для другого может не иметь совершенно никакого значения. Например, для позитивистов вопросы о смысле жизни, о существовании Бога, первичности материи или сознания полностью лишены смысла, тогда как для большинства других философ отмеченные вопросы рассматривают в качестве центральных тем философии. И это неудивительно, ведь само слово «важное» предполагает оценку, выбор между «значимым» и «несущественным», и выбор этот делает каждый человек самостоятельно. Иными словами, важность проблемы определяется на основе субъективного мнения отдельного лица или же коллектива, общества в целом. А вот термины «общее», «универсальное» носят в большей степени объективный, нередко статистический характер. Например, такие свойства мира, как материальность, развитие представляются общими свойствами Вселенной, но для отдельного философа они могут быть маловажными, а потому он может ими не интересоваться, а сосредоточиться, допустим, на проблеме специфики трансцендентного мира. Эта последняя будет для него очень важной, тогда как атеист сочтет её псевдопроблемой.
Однако, как правило, философ решает не те проблемы, которые важны только для него, а те, которые имеют значение и для него, и в то же время для многих людей. Например, проблема своеобразия трансцендентного (потустороннего, божественного) мира имеет значение для всех религиозно настроенных людей, для всех, кто признает наличие трансцендентной реальности. Таким образом, решая проблему для себя, философ решает её для других или за других, и эти другие могут принять или отвергнуть решение, предложенное конкретным философом, в зависимости от того, насколько это решение обоснованно, насколько оно совпадает с их интуитивным предвидением.
1.5. Структура философского знания
Как и в науке, строение философии, выделение в ней отдельных разделов и дисциплин, осуществляется на основе предметного основания. Прежде всего выделяют разделы философии, каждый из которых изучает отдельную сферу бытия. К числу основных разделов философии относятся:
1. Онтология (от греч. ontos – бытие, сущее и logos – слово, понятие, учение) – учение о бытии, учение о сущем. Термин «онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» голландского философа Р. Гоклениуса в 1613 году. Онтология трактуется сегодня как важнейший раздел философского знания, изучающий фундаментальные принципы и законы мироустройства, как учение обытии, его глубинных основаниях и структурах, как учение опервоосновах, первоначалах, первопринципах действительности. В последнем значении иногда используется также слово «метафизика», буквально означающее «то, что после физики». В истории философии слово «метафизика» часто употреблялось как синоним слова «философия». По мнению Аристотеля, предмет «метафизики» (точнее, сам Аристотель называл метафизику «первой философией», а термин «метафизика» ввел в I веке нашей эры Андроник Родосский, назвавший так группу трактатов Аристотеля о «бытии самом по себе») составляют «первые начала и причины» вещей.
2. Гносеология – (от греч. gnosis – знание, познание) – учение о природе, сущности познания; раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Наряду с термином гносеология в качестве его синонима используется часто слово «эпистемология» (от греч. episteme — точное, строгое знание). Однако сегодня наблюдается тенденция к разведению этих понятий: эпистемология рассматривается как часть гносеологии, как её раздел. Дело в том, что слово «эпистема»выступало у древних греков (в частности, у Платона) не синонимом знания вообще, а обозначало только «точное, строгое, обоснованное знание», противоположное «доксе» («мнению»)как знанию сомнительному, недостоверному, опирающемуся больше на зыбкие и изменчивые чувства, чем на разум. Поэтому эпистемологию более правильно определять как раздел гносеологии, исследующий специфику научного познания.Иными словами, гносеология изучает познание вообще, а также специфику художественного, религиозного, обыденного познания, тогда как эпистемология исследует только научное познание.
3. Философская антропология(от греч. antropos – человек)— учение о природе (сущности) человека.Эта дисциплина изучает не всего человека, а лишь наиболее важное в нём, поэтому её можно определить как учение о сущности человека, об атрибутах[3] его бытия в мире[4].Философская антропология нацелена на целостное, богатое, многостороннее отражение всех важнейших сторон, аспектов человеческого существования, она надстраивается над всеми гуманитарными науками, над всеми областями человекознания, рефлексирует над всеми сферами человеческой деятельности, обобщая и осмысляя полученные в них опыт и знания (как научные, так и вненаучные, в частности, обыденно-практические, художественные, религиозные). Не следует смешивать и путать философскую антропологию с просто антропологией. Последняя есть лишь одна из частных гуманитарных дисциплин, а именно «наука о происхождение и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека[5].
4. Социальная философия –(от лат. societas -- общество) – учение об обществекак сложном, системном, развивающемся явлении. Социальная философия изучает природу социального (общественного) как особой формы бытия, наиболее общие закономерности строения, функционирования и развития общества, специфику основных феноменов общественной жизни (политики, права, религии, экономики, техники и др.), соотношение и взаимодействие как между этими феноменами, так и между обществом и человеком, обществом и природой. По предмету к социальной философии близка социология.Основателем этой науки принято считатьфилософа-позитивиста Огюста Конта (1798-1857), который отрицал познавательное значение всякой философии. Конт предлагал заменить социальную философию как бесплодное кабинетное мудрствование социологией как позитивной наукой, подобной физике (Конт первоначально называл социологию «социальной физикой»), основанной на конкретных эмпирических фактах. Однако время показало, что равно необходимы обе дисциплины. Между ними существуют сложные, ещё не до конца проясненные взаимоотношения: по предмету они частично пересекаются, поэтому решают сходные задачи; но социальный философ в большей мере опирается на собственное мышление, использует в основном теоретические методы исследования, а социолог – на конкретные факты, собранные с помощью эмпирических методов (наблюдения, эксперимент и др.).
Отмеченные четыре «учения» являются основными, наиболее фундаментальными разделами философского знания. Это и неудивительно, поскольку посвящены они решению наиболее широких, глобальных вопросов -- что такое мир? что я могу знать? что такое человек? что такое общество?[6]—издавна занимавших умы мудрецов.
Однако, кроме отмеченных основных разделов, есть множество отдельных философских дисциплин, различающихся по предмету. Одни из этих дисциплин являются подразделами в составе онтологии, гносеологии, философской антропологии и социальной философии; в то время как другие носят синтетический характер, существуя на границах между основными разделами.
К числу подразделов онтологии можно отнести, прежде всего, философию природы, ранее часто именовавшуюся натурфилософией(от лат. natura – природа), к ведению гносеологии можно смело причислить вышеупомянутую эпистемологию,а такжелогику –науку о правильном мышлении[7], в состав философской антропологии осмелимся включить этику(греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер)– учение о морали, о нравственных ценностях,т.е. по сути о нравственной стороне человеческой жизни[8]. Также нередко говорят о философии свободы, философии любви, философии одиночества и др. как подразделах философской антропологии. Наиболее богата подразделами социальная философия, в состав которой несомненно входят философия политики, философия права, философия религии, философия хозяйства, философия культуры, философия истории и др.
Количество «синтетических» дисциплин в составе философии, по-видимому, не меньше. Наиболее важные среди них: философия науки,зародившаяся в конце 19-го века на стыке гносеологии и социальной философии, философия техники,которую можно разместить на границе онтологии и социальной философии, аксиология(от греч. axia — ценность и logos — слово, учение)-- учение о ценностях,об их происхождении и сущности, разновидностях и месте в реальности[9].С аксиологией пересекается такаяважная философская дисциплина, как эстетика (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) -- философская наука, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром, и область художественной деятельности людей[10]. Несколько огрубляя суть дела можно сказать, что эстетика изучает правила освоения мира по законам красоты. Центральным предметом эстетики выступает искусство, поэтому с начала 19-го века (например, у Гегеля) закрепилось понимание эстетики как философии искусства, хотя это и не совсем так. Основной проблемой философско-эстетической мысли древности, средневековья и в значительной мере нового времени является проблема прекрасного, поэтому эстетику нередко называют учением о прекрасном.
В свою очередь, и отдельные философские дисциплины можно делить на ещё более мелкие «составные части», однако при этом отнюдь немаловажные. Например, внутри философии науки выделяют философию математики, философские проблемы физики, философию биологии, философию медицины и др. В рамках этики отмечаются такие отрасли, как деонтология (от греч. deontos – должное) – учение о должном, профессиональная этика, прикладная этика, биомедицинская этика. Внутри эстетики выделяют обычно три основных раздела: теорию художественного творчества, теорию дизайна и освоения предметной среды(техническая и производственная эстетика, экологическая эстетика) и теорию эстетического воспитания.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что по своей структуре философия представляет собой иерархически организованную, развивающуюся систему разделов и дисциплин, каждая из которых обладает собственным предметом, а именно нацелена на систематическое и глубокое осмысление либо отдельных сфер бытия (основные разделы философии), либо конкретных видов человеческой деятельности (философия политики, права, экономики, искусства, науки), либо основных способов человеческого мировосприятия или атрибутов его бытия в мире (философия любви, философия свободы, философия прекрасного).
1.6. Функции философии
Вопрос о функциях философии – это, в сущности, вопрос о предназначении философии, о том, зачем, для чего она нужна. Каждый человек с детства интуитивно усваивает, что все рукотворные предметы существуют для чего-то. Автомобиль – чтобы быстро ездить туда, куда захочешь. Пылесос – чтобы собирать пыль и мусор в квартире или офисе, стакан – чтобы наливать в него напитки и их комфортно употреблять, компьютер – чтобы играть в игры, снимая тем самым стресс, чтобы хранить нужную информацию, чтобы эту информацию ускоренно и качественно обрабатывать, чтобы общаться с друзьями через Интернет и т.д.
Ясно также, что можно выстраивать достаточно короткие цепочки этих зачем. Например: Зачем стакан? – Чтобы из него пить? – А зачем пить? – Чтобы жить? – А зачем жить? На этот вопрос уже нельзя ответить однозначно, ведь это философский вопрос, и вариантов ответов на него может быть много. Один скажет, что живет для того, чтобы вырастить детей, другой – чтобы делать добро ближним, третий – ради наслаждения и новых острых впечатлений, четвертый – чтобы творить, неся радость себе и людям, а пятый ответит просто: «Потому что хочется!»
Но вернемся к нашим стаканам и пылесосам. По-видимому, большинство людей согласятся с тем, что и стаканы, и пылесосы – вещи полезные, а потому мы непременно должны их иметь у себя дома. Почему они полезные? По-видимому, потому, что служат средствами удовлетворения наших потребностей. Стаканы служат, пусть и опосредованно -- как «средства размещения и приспособления для удобного употребления напитков» -- для удовлетворения наших потребностей в питании. Пылесосы удовлетворяют потребность в чистоте помещения, в котором мы находимся, проживаем. Иными, более философскими словами говоря, и стаканы, и пылесос выступают средствами для удовлетворения потребностей нашего тела (физиологической – в питье, гигиенической – в чистоте).
Посмотрим теперь на философию. Какую потребность, одну или несколько, она удовлетворяет? Понятно, что философия удовлетворяет не телесные, а духовные потребности, а потому стоит в одном ряду с наукой, религией, искусством, также являющимися особыми способами духовного освоения мира. Значимость, неотъемлемость духовной жизни никто из здравомыслящих отрицать не может. Вопрос здесь в другом – хорошо ли философия удовлетворяет наши духовные потребности, или же достаточно науки, искусства и, может быть, ещё и религии, а философия в этой компании что пятое колесо у телеги?
Это отнюдь не простой и не праздный вопрос уже хотя бы потому, что в истории философии было немало деятелей, выступивших с лозунгом «уничтожения метафизики», за которым стояла идея о том, что философия нам не нужна,ибо не имеет никакой познавательной ценности. Не нужна потому, что, во-первых, устарела и должна уступить место конкретным, позитивным наукам, основанным на фактах и построенным по образцу физики; во-вторых, потому что имеет дело с ненаблюдаемыми, не фиксируемыми в опыте сущностями, будь то Бог или «материя вообще»[11]. Такова логика рассуждений позитивистов и неопозитивистов – от Огюста Конта до Витгенштейна[12] и Карнапа[13].
Позитивисты высоко, порой очень высоко ставили науку, допускали они нужность и искусства как способа выражения отношения человека к миру, а вот философии в праве на существование либо отказывали вовсе, либо сводили её к деятельности по анализу языка. Позитивисты не так уж не правы. Пользу от науки мы видим и в быту, и на производстве. Компьютеры, пылесосы, сотовые телефоны, телевизоры, автомобили – все держится на науке, которая порождает и знания, и разрабатывает способы их использования для повышения комфорта, удобства нашей жизни. От искусства мы получаем удовольствие, называемое эстетическим наслаждением. А от философии какой прок? Разве философия определяет развитие техники? Разве философия дает нам полезные изобретения? А можно ли от чтения философских текстов получить эстетическое наслаждение? Можно, конечно, но всё же не такое сильное, не такое глубокое и всеобъемлющее, как от чтения романов, просмотра художественных фильмов, да и не от всех философских текстов получаешь удовольствие, а только от тех, что написаны живым, красивым, образным языком. Недаром некоторые философы (А. Бергсон, А. Камю) получили за свои достижения Нобелевскую премию по литературе.
Получается, что философия – это либо плохая наука, либо плохое искусство, либо то и другое вместе. Иными словами, она выполняет те же функции, что наука и искусство, но выполняет их посредственно, неполноценно.
Посмотрим на познавательную функцию философии. Бросается в глаза то, что многие проблемы современной науки – это те проблемы, которые ранее были философскими, но философия их не смогла решить. Возьмем первую проблему древнегреческой натурфилософии, которая ставит вопрос о первооснове всех вещей. Её решила современная атомная физика, открыв элементарные частицы, кварки, различные виды взаимодействия. Причем же здесь философия? Заслуга философов только в том, что они эту проблему поставили, и только. А все предложенными ими варианты решения большей частью ошибочны, ибо покоятся не на опыте, а на досужих, оторванных от опыта размышлениях. Что же касается не решенных или не разрешимых наукой проблем (например, проблема происхождения жизни, Вселенной, проблемы бытия Бога), то они либо будут решены в будущем, либо их надо отбросить как неразрешимые.
Но тут возникает очень простая проблема. Откуда исходит критика философии? Из науки? Нет, конечно, никто из серьёзных ученых не предполагал выбросить философию на помойку истории. Уничтожить философию предлагают сами философы, и само обоснование уничтожения философии осуществляется в лоне философии с использованием философских понятий и размышлений. Это происходит от того, что философия, и только она, выполняет в культуре критико-рефлексивную функцию[14], суть которой – в осмыслении всей окружающей действительности, в том числе и науки, и искусства, и самой философии, и взаимоотношений между ними. Можно ли признать такую деятельность бессмысленной, можно ли запретить ставить вопросы о природе науки, искусства, религии? Нет, конечно, нельзя. А может ли сама наука размышлять о себе, о своем предназначении, месте в обществе и т.п.? Нет, не может. Это может делать только философия, которая одна только и похожа на Мюнхаузена, который сам способен вытащить себя за волосы из болота.
Другой недостаток позитивистской программы искоренения философии состоит в том, что самые общие понятия науки носят также философский характер. Таковы, например, понятия причинности, силы, частицы, закона. Ведь нет частицы вообще, нет и силы вообще, нет энергии вообще, а наука этими понятиями пользуется сплошь и рядом и без них невозможна. В результате критики позитивизма выяснилось, что философия лежит в основе всей науки. Оказалось, что самым глубоким уровнем научного знания является уровень философских оснований науки, задающих некоторое предварительное, презумптивное видение окружающей реальности и способов её исследования. Таким образом, философия выполняет базисную функцию по отношению к науке.
Здесь нелишне напомнить басню Крылова «Свинья под дубом», где героиня, наевшись до отвала желудей, стала подрывать корни дубу, ни мало не думая о том, что уничтожат свое будущее сытое благополучие. Так и критики философии, видя плоды конкретных наук, забывают, что они произросли на древе, ствол которого составляют фундаментальные научные исследования (которые непосредственно не ведут к изобретению полезных вещей, но значимость которых и необходимость их государственного финансирования никто не отрицает), а корень – философия, материнское лоно всех наук. Ясно, что подрубив корень, мы погубим и дерево.
И последний аргумент в пользу философии связан с тем, что многие науки и научные изобретения долго считались бесполезными. Например, Бертран Рассел в начале 20-го столетия считал астрономию бесполезной в связи с возникновением новейших навигационных приборов. Но с открытием космической эры оказалось, что без астрономии никак не обойтись. Мало того, изучение далеких внегалактических объектов позволяет пролить свет на наше прошлое, на строение материи, а вместе с этим и лучше предвидеть будущее. Конрад Рентген считал бесполезными открытые им Х-лучи, но уже через месяц после обнародования открытия американцы увидели с их помощью перелом кости. В 1933 году великий физик Э. Резерфорд утверждал, что только безумцы могут надеяться получить энергию из распада атомного ядра, и через 12 лет была создана атомная бомба. Наконец, в годы культурной революции в Китае решили, что воробьи бесполезны и стали их уничтожать в массовых масштабах. К чему это привело, думаю, рассказывать не стоит…
На самом деле, философия выступает базисом не только науки, но и других форм освоения мира – искусства, религии, политики. Хотя эта функция не видна сразу в силу своей неявности, незаметности вследствие глубинного залегания. Если же мы посмотрим внимательнее на то, в чем же эта базисная функция состоит, то в ней можно выделить две основные стороны.
Это хорошо видно на примере науки. С одной стороны, философия задает общее видение реальности, лежит в основе научной картины мира. В частности, именно философия отвечает на вопросы о том, законосообразен мир или хаотичен, подчинен ли замыслу разумного Творца или же возник сам собой, конечен во времени и пространстве или бесконечен. То есть философия отвечает на вопросы, которые выходят за пределы наличного научного опыта, но не ответить на которые конкретный ученый не может.
С другой стороны, философия задает и общее понимание познавательной деятельности в науке, т.е. отвечает на вопросы о природе, сущности, целях, методах познания и др.
По существу, речь здесь идёт о двух основных функциях философии -- мировоззренческой и методологической. Остановимся на них подробнее.
В плане мировоззренческойфункции философия выступает в качестве школы жизни,ибо позволяет человеку понять самого себя и свое место в мире.Иными словами, философия помогает человеку сформировать, прояснить и уточнить собственную картину мира, лучше понять себя и свою взаимосвязь с природой и обществом. Читая философские тексты, мы вступаем в диалог с автором, спорим с ним или с ним соглашаемся, и в ходе этого диалога и происходит уточнение нашего собственного мировоззрения. Недаром выдающиеся ученые, богословы, художники нередко обращались именно к философии за решением жгучих мировоззренческих проблем, которые их мучали.
В плане методологической функциифилософия выступает школой мысли,поскольку предоставляет нам возможность прикоснуться к океану мыслей, плавая в котором мы тем самым и развиваем собственное мышление. По другому говоря, философия делает нашу мысль более ясной, четкой, отточенной, научает нас мыслить последовательно и непротиворечиво. Но мышление – это деятельность, опирающаяся на некоторые принципы, использующая определенный набор средств (понятий, методов). Поэтому нередко говорят, что методологическая функция философии состоит в том, что она разрабатывает наиболее общие принципы, методы, приемы познания и мышления.
К указанным двум основным функциям примыкает множество других. Остановимся кратко на наиболее важных из них:
1) нравственно-утешительная – философия делает человека добрее, человечнее, нравственнее, показывая ему пагубность зла и превосходство Добра, вносит гармонию и покой в душу. Согласно Цицерону[15], «сила философии» состоит в том, чтобы «излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи»[16]. По мнению Сенеки[17], философия «выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздерживаться, сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами», «без неё нет в жизни бесстрашия и уверенности: ведь каждый час случается так много, что нам требуется совет, которого можно спросить только у неё»[18]. Эту функцию можно разделить на две: воспитательную (гуманизация человека и общества) и психотерапевтическую (гармонизация души);
2) интегративная функция – философия объединяет, синтезирует результаты всех научных и вненаучных исследований, приводит их к общему знаменателю в виде различных картин мира. Именно при посредничестве философии возможен диалог не только между науками, но и между наукой и религией, наукой и искусством, поскольку язык философии универсален, понятен самым разным людям, субъектам – ученым и теологам, писателям и политикам;
3) практическая функция – философия является средством преобразования мира, и не только мира духовного -- как индивидуального, так и общественного сознания, но и мира материального – как природного, так и социального. Приобретая массовый характер, превращаясь в идеологию, философия оказывается способной свернуть горы. Например, известный лозунг «Знание – это сила (власть)», провозглашенный английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561 – 1626) в начале 17 века, стал знаменем, под которым развивалась новоевропейская цивилизация в течение последних 400 лет. В результате мы видим вокруг себя совершенно другой, сциентизированный и технизированный мир, мир природы, покоренной нашей властью. Философия Карла Маркса (1818 – 1883), овладев массами, привела к изменению жизни миллионов людей в десятках стран мира, где начали строить социализм.
Также философии приписывают аксиологическую, гуманистическую, социальную, онтологическую, гносеологическую, аналитическую функции. Мы их не будем разбирать, поскольку они производны от вышеобозначенных функций.
Вышесказанное о функциях философии убедительно показывает, что она выступает не бесполезной роскошью, не забавой скучающего ума, а важным, неотъемлемым компонентом культуры любого цивилизованного общества. Об этом говорит и тот простой факт, что философия и философы есть в любой стране. Правительства цивилизованных стран не прекращают финансирование философских исследований, журналов, факультетов, преподавания философии. Да и сами люди тянутся к философии! не верите? Тогда зайдите в блог «Философия» на mail.ru.: http://blogs.mail.ru/community/philosophy/
1.7. Определение философии
Разобравшись с вопросами о предмете, структуре и функциях философии. мы можем теперь попробовать сформулировать определение понятия «философии». Но для начала обратимся к авторитетам, т.е. к самим философам, к тем определениям, которые они давали философии.
Аристотель[19]: «Философия – наука о первоначалах, первопринципах действительности».
Гегель[20]: «Философия есть эпоха, схваченная мыслью».
Гуссерль[21]: «Философия – это рефлексия».
Шестов[22]: «Философия – великая и последняя борьба».
Эти определения кажутся нам наиболее показательными в том смысле, что в каждом из них схвачены очень существенные, но различные стороны философии. Проанализировав каждое из них, мы сможем получить более богатое, многостороннее видение природы философского способа освоения мира.