Vi. практикум по поэзии в. я. брюсова
1. Литературовед Э. С. Литвин утверждает, что мир ранней лирики В. Брюсова — «прежде всего мир утонченных, противоречивых, субъективных переживаний одинокой, замкнутой души, страстно отталкивающейся от уродливого обывательского городского быта».
— Какие стихотворения ранней лирики В. Брюсова вам знакомы? Какие из них и чем произвели на вас наиболее сильное впечатление?
— Как представлен в этих стихах «уродливый обывательский городской быт»? Согласны ли вы с тем, что душа поэта отталкивается от этого быта?
— Что, на ваш взгляд, свидетельствует о том, что в ранней лирике поэта отражен мир «противоречивых, субъективных переживаний одинокой, замкнутой души»?
2. Литературовед Д. Е. Максимов считает, что «в стихах Брюсова 90-х годов... возникает образ «страшного мира» со всеми его гримасами и гротескными атрибутами».
— Кем и чем представлен окружающий мир в стихах В. Брюсова 90-х гг.? Согласны ли вы с тем, что поэт создает образ «страшного мира»?
— Какие «гримасы» и «гротескные атрибуты» вы заметили в окружающем мире, изображенном поэтом? Противопоставляет ли что-либо им поэт?
3. В предисловии к сборнику своих ранних стихов Валерий Брюсов писал: «...я надеюсь свести действительность к роли простой модели художника; я надеюсь создать поэзию, чуждую жизни, воплотить настроения, которые, жизнь дать не может».
— Как вы понимаете стремление поэта «свести действительность к роли простой модели художника»? Ранняя лирика В. Брюсова, по вашему мнению, дает примеры такого «сведения»?
— Согласны ли вы с тем, что, к примеру, «Сумасшедший» (1895), «Есть что-то позорное в мощи природы...» (1896), «Творчество» (1895) и другие ранние стихи — пример поэзии, чуждой жизни, поэзии, дающей «настроения, которые жизнь дать не может»?
4. Э. С. Литвин замечает, что в ранней любовной лирике Брюсова «любовь часто влечет за собой мрачный призрак смерти».
— Как часто в любовной лирике Брюсова возникает образ смерти?
— В каких тонах, с каким настроением говорит о смерти поэт?
— Как вы думаете, о чем свидетельствует такое соседство любви и смерти, каким смыслом оно наполняет понимание поэтом этой темы?
5. «Образ любимой женщины в этих стихах, — пишет о любовной лирике Брюсова Э. С. Литвин, — лишен какой бы то ни было психологической конкретности. Меняются имена, обстановка, сама же возлюбленная — лишь источник наслаждения, существо далекое, а порой враждебное».
— Каким предстает в стихах Брюсова образ любимой женщины? Согласны ли вы с тем, что он лишен «психологической конкретности»?
— Верно ли, что возлюбленная в стихах Брюсова — «существо далекое, а порой враждебное»? Приведите примеры.
6. Критик газеты «Русские ведомости» писал в 1903 г.: «...Брюсов смотрит на труд поэта не как на дань мимолетному настроению, а как на тяжелую и ответственную работу... Брюсов обещает в будущем дальнейшее развитие, потому что он ищет, и сферой его исканий является человеческий мир».
— Согласны ли вы с тем, что Брюсов смотрит на труд поэта «как на тяжелую и ответственную работу»? Свидетельствуют ли об этом стихи «Возвращение» (1900), «В ответ» (1902) или какие-либо другие?
— Чем понимание труда поэта в указанных выше стихотворениях отличается от того, как понимает его Брюсов в стихотворении «Творчество»? Какое понимание, какое отношение к труду поэта вам ближе и почему?
7. Критик журнала «Вестник Европы» писал в 1904 г. о книге «URBI ET ORBI», в которую вошло и стихотворение «Нить Ариадны» (1902), что оно свидетельствует об убожестве мыслей Брюсова, демонстрирует «тяжеловесную неуклюжесть», «уродливое копанье в грязи», «жалкие потуги сказать нечто глубокомысленное» и поэтому свидетельствует, что почитателем Брюсова является «класс людей, для которых декадентское ни стыда ни совести, возведенное в принцип, как нельзя более по сердцу...»
— Встречали ли вы в стихах В. Брюсова то, что показалось вам «тяжеловесной неуклюжестью», «уродливым копанием в грязи» и т. д.?
— О каких стремлениях поэта свидетельствует стихотворение «Нить Ариадны»?
— Есть ли в творчестве В. Брюсова стихи, свидетельствующие о том, что ему близко «декадентское ни стыда ни совести, возведенное в принцип»?
— Как вы думаете, что более всего близко, дорого поэту Валерию Брюсову?
8. Литературовед А. В. Лавров пишет: «Книгу «URBI ET ORBI» отличает чрезвычайно широкий тематический и жанровый диапазон: Брюсов, помимо урбанистических... мотивов, вводит в поэзию тему любви как всепоглощающей страсти, развивает жанр исторической баллады, дает образцы медитативной лирики».
— Согласны ли вы с тем, что в лирике В. Брюсова любовь предстает как «всепоглощающая страсть»? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.
— Как вы представляете себе «медитативную лирику»? Найдите в творчестве В. Брюсова стихотворения, которые можно назвать примерами медитативной лирики. Чем они отличаются от тех, которые представляют собой примеры лирики «обычной»?
— Согласны ли вы с тем, что в лирике В. Брюсова присутствуют «урбанистические мотивы»?
9. Поэт Сергей Городецкий писал, что творчество Валерия Брюсова 1910-х годов «волнует, увлекает, очаровывает... В простоте, художественной решительности, в прямоте подхода к миру вещей и миру чувств Валерий Брюсов достигает небывалой высоты...».
— Отличается ли творчество указанного периода от ранних стихов поэта? Если да, то в чем конкретно вы заметили это отличие?
— Что вы понимаете под «простотой» в поэзии? Можете вы согласиться с тем, что такая простота присутствует в творчестве Валерия Брюсова? Обоснуйте свой ответ.
— Верно ли, что стихи поэта отличает прямота подхода «к миру вещей и миру чувств»? Если да, то в чем именно это проявляется?
10. Литератор Р. В. Иванов-Разумник в 1906 г. утверждал, что «в настоящее время у В. Брюсова нет соперников в области рифмы, ритма, стиля, отточенности стиха».
— Какие ритмы наиболее характерны для поэзии В. Брюсова? Несет ли, на ваш взгляд, ритмическая организация его стихов какую-либо функциональную смысловую нагрузку?
— Что особенного вы заметили в принципах рифмовки у В. Брюсова? Есть ли в его рифмах нечто неожиданное, необычное? Как вы думаете, сам способ рифмовки у В. Брюсова несет смысловую нагрузку?
— Можете вы согласиться с тем, что В. Брюсов обладал «чувством меры» в поэзии? Если да, то в чем вы это увидели?
— Каковы, на ваш взгляд, представления В. Брюсова о гармонии в поэзии? Дают ли его стихи образцы такой гармонии, а может быть, наоборот?
11. Поэт Вл. Ходасевич считал, что для Валерия Брюсова характерны «неутомимая жизнедеятельность поэта, и излюбленный им мотив соединения жизни с поэзией, любви — со стихами... Враждебная критика любит упрекать Брюсова в том, что он всегда и везде остается литератором. Какой вздор! Почему поэту разрешается писать стихи, работать над ними всю жизнь — но воспрещается любить их? Точнее: почему эта любовь не может служить такою же темою стихов, как любовь к женщине или природе?»
— Как вы понимаете определение «жизнедеятельность поэта»? Согласны ли вы с тем, что такая жизнедеятельность характерна для В. Брюсова? Обоснуйте свой ответ.
— Заметили ли вы то, как в поэзии В. Брюсова жизнь и любовь «соединяются» со стихами?
— Ответьте на вопросы, поставленные Вл. Ходасевичем.
12. И. Анненский считал, что «никто не умеет лучше Валерия Брюсова показать сквозь холодную красоту слов и чуткие, часто тревожные волны ритмов всей отвратительной ненужности жизни, всей пытки требовательных страстей». «...Валерий Брюсов больше любит прекрасный призрак жизни, мечту, украшенную метафорами, чем саму жизнь. Я говорю о художнике, конечно. Мне нет дела до такой детали Брюсова-поэта, как Брюсов-человек».
— Могли бы вы назвать «красоту слов» Валерия Брюсова «холодной»? Почему?
— Изменялось ли отношение Брюсова к жизни, понимание смысла ее после 1909 г., когда были написаны процитированные слова?
— Согласны ли вы с тем, что «Валерий Брюсов больше любит прекрасный призрак жизни, мечту, украшенную метафорами, чем саму жизнь»? О каком отношении к жизни, на ваш взгляд, свидетельствует поэзия Брюсова?
— В чем смысл мысли о том, что «Брюсов-человек» — это лишь де таль «Брюсова-поэта»? Разве не наоборот?
Домашнее задание
1. Выучить на выбор стихотворение К. Бальмонта, проанализировать его.
2. Индивидуальное задание: подготовить сообщение о биографии поэта.