Шакарим Кудайбердиев (1858-1931) – «Три истины», «Каноны мусульманства»
Как и Абай, Шакарим отдавал предпочтение философской антропологии. Он продолжает просветительские идеи, что сущность человека, его природа и назначение заключаются в знании и истине.
Три Истины, которые провозглашает мыслитель, выстраиваются в следующей иерархии:
- Истиной является вера в Бога и бессмертие души;
- Истинно бесконечное развитие науки путем отрицания отрицания, которое неограниченно раздвигает горизонты познания во всем, что касается души;
- Истинно то, что Совесть, как изначальная потребность души, способна очистить человечество от нравственной скверны и настаивать его на путь праведной жизни.
В процессе воспитания человека необходимо ввести науку совести. Об этом должны позаботиться «ученые головы». Они должны «разработать данную теорию как дисциплину, обязательную для всех».
Как философ он был совершенно независимым и мыслил самостоятельно. Убедительным свидетельством тому является его замечательное философское сочинение под названием «Три истины». В «Трех истинах» он приводит пять наиболее сильных аргументов в пользу материализма. Он определяет их следующим образом:
1) путь кругообращения — аргумент, связанный с признанием циклического характера развития мироздания;
2) путь природного происхождения. Этот аргумент по существу сводится к дарвинской теории происхождения видов путем естественного отбора, хотя сам Шакарим склонен связывать ее с именем философа Митерия;
3) путь сродства. В этом аргументе воспроизводятся идеи Макена о том, что все многообразие растительного и животного
мира на земле рождено морем;
4) чувственные восприятия. Шакарим не мог не считаться с мыслью материалистов о том, что всякую вещь люди прежде всего постигают чувствами. При этом он ссылался на Бюхнера, но на самом деле так и кажется, что он в точности воспроизводит идеи Абая о чувственном восприятии как единственном и надежном источнике познания;
5) многообразие. Бесконечное многообразие не похожих друг на друга вещей и тел природы свидетельствует о том, «что каждая вещь происходит сама по себе, самопроизвольно, в соответствии со своей причинной обусловленностью и условиями среды». Этот аргумент проводится со ссылкой на Демокрита.
Тестовые задания для самопроверки по теме № 9 «Феномен философии в казахской культуре»
1. Главная особенность традиционной философии казахов:
A. материализм
B. космоцентризм
C. идеализм
D. геоцентризм
E. суфизм
2. Какой характер носили в казахской философии основные категории пространства?
A. онтологический
B. аксиологический
C. религиозный
D. сакрально-символический
E. антропоцентрический
3. Кто из казахских мыслителей является основоположником Казахского Просвещения?
A. Абай Кунанбаев
B. Ы. Алтынсарин
C. А. Букейханов
D. Ч. Валиханов
E. Ш. Кудайбердиев
4. Кто из казахских мыслителей утверждал, что исконной религией казахов был шаманизм?
A. Ы. Алтынсарин
B. А. Кунанбаев
C. Ч. Валиханов
D. А. Яссауи
E. Ш. Кудайбердиев
5. Кто из казахских мыслителей неустанно пропагандировал роль знания, считая, что знание – это суть человека?
A. Алтынсарин
B. Валиханов
C. Асан-кайгы
D. Бухар-жырау
E. Хан Джангир
6. Выдающийся деятель казахского просвещения, педагог-новатор, основоположник казахской письменной литературы:
A. А. Кунанбаев
B. Ч. Валиханов
C. И. Алтынсарин
D. М. Ауэзов
E. Ш. Кудайбердиев
7. В философских воззрениях Абая Кунанбаева рассматриваются проблемы:
A. этики
B. онтологии
C. гносеологии
D. теологии
E. все выше перечисленные
8. Адам бол! (Будь, (стань) Человеком!) – нравственный императив философии:
A. Шакарима
B. Дулатова
C. Абая
D. Валиханова
E. Алтынсарина
9. Наука, согласно Шакариму Кудайбердиеву, предлагаемая для введения в систему образования:
A. наука о справедливости
B. наука о совести
C. наука о жизни
D. наука о добре
E. наука о человеке
10. В структурировании Космоса, казахи верхним миром считали:
A. Аллаха
B. Мир человека
C. Тенгри
D. Тянь
E. Аспан