Билет. Общие характеристики античной философии

Античная философия – это фил др.греков и римлян, начиная с конца 7 в до н.э. – до 6 в н.э. Относительным признаком был космоцентризм.

Космоцентризм (с греч космос- строй, порядок) – обсуждали проблемы бытия, существования.

1. До сократический 5-7 в до н.э. Школы:

1.1 милетская – основатель Фалес. Считает что первоначалом мира явл вода. Анаксимандр 6 в до н.э. - первоначалом мира апейрон «беспредел». Анаксимен 6 в до н.э. – первовещество воздух.

1.2 школа Гераклита – Гераклит. Первовещство – огонь (Всё течёт всё изменяется). Первый кто начал течение диалектики.

1.3 Пифагорейцы – Пифагор. Первовещ. – числа. Школа как тайный ордер - принимали не всех.

1.4 Элейская– Парменид. Основал учение о бытие. Впервые обнаружил, что земля шаровидна: огромный, сплошной шар, неподвижно покоящийся в центре мира. Отрицал движение.

1.5 Атомисты – Демокрит (Левкипп). Считал что всё состоит из атомов движущихся в пустоте, атом не делимое вещество.

2. Классический середина 5-4 в до н.э. Школы:

2.1 Сократ 470 – 399 г до н.э. - обратил внимание на проблему человека, девиз: «Познай себя». Гл.вкалад – метод маевтики (повивальное искусство), благодаря логическим приёмам - наводящими вопросами подвести собеседника к самост.нахождению истины. Совершает переворот в системе ценностей, говорил: «Истинные ценности не те, которые ценят (здоровье, красота), истинная ценность разум, знания, без которых вёс остальное может принести чел.вред.». У Сократа диалектика – умение вести беседу, нахождение истины путём столкновения противоположных мыслей. Известное выражение: «Я знаю, что ничего не знаю».

2.2 Платон 427 – 347 г до н.э. – основал академию (своя школа). Разделил мир на две части: то что мы видим, воспринимаем органами чувств – изменчивое (мир вещей) и то что можно узреть умом – это вечное, неизменное бытие (мир идей). Основал идеализм. Основной труд – «Государство» где рассм.полит.устройство гос-ва. Идеальное гос.: 1 сословие – мудрецы- правители, 2 – воины – защитники, 3 - крестьяне и ремесленники. Учение о триаде: всё состоит из 3-х субстанций: 1 –единое, 2 – ум, 3 – душа.

2.3 Аристотель 384 – 322 в до н.э. – 20 лет обучался в академии Платона, основал школу – ликей, - учение во врем прогулок. Внёс вклад в логику (её основатель). Дал классифи.наук, разделили их на 3 группы: 1 теоретическая (познание ради познания), 2 практическая (руководящие идеи для поведения чел), 3 творческая (познание для достижения чего – либо прекрасного). «Платон мне друг, но истина дороже». Его философия близка к материализму, выступал за частную собственность, говорил: «Человек – общественное животное». Полития – самый лучший полит. Строй, гос.среднего класса, совокуп.умеренной олигархии и демократии.

3. Эллинистический 4 -1 в до н.э. Школы:

3.1 Скептики – сомнение в кач принципа мышления.

3.2 Эпикуреизм – Эпикур, «наслаждение жизнью». Школа – «Сал Эпикура» (надпись: «Странник тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие высшее благо»). Считал, что истинное наслаждение – это отказ от ненужных желаний. Разделил желания людей: 1 естественный необходимые (еда, вода, жильё), 2 неестественные но необходимые (богатство, слава), 3 неестественные не необходимые.

3.3 Стоики – логика, физика, этика.

4. Римская 1 в до н.э. – 6 в н.э. – распространение философии скептиков и стоиков.Представители: Цицерон, Лукреций, Сенека, Марк Аврелий.

5 билет. Постановка проблемы оснований бытия в античной философии (ранние философские школы античности).

Впервые проблему бытия затронул греч.философ Парменид.

Бытие – всё что имеет место быть, т.е. вся объективная реальность, окружающая нас действительность, всё сущие. Онтология – наука о бытие.

Основные формы: 1. бытие природы или материальное бытие, т.е. мир материальных вещей, 2. бытие духовное или идеальное бытие, включ в себя чувства и идеи, эмоции и образы, понятие и представление, которые проявл в ходе духовно - практической деятель., 3. бытие общественное, 4. бытие человека.

Греческий философ Парменид учил, что бытие – это сущее, а кроме него в действительности ничего больше нет. Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы или некие не делимые частицы. В средние века господствовало религиозное мировоззрение и бытие рассматривалось как сотворенная Богом реальность. В эпоху возрождения бытие расс.преимущественно как физическая реальность, прежде всего природа как объект естествознания и практической деятельности человека. В классической немецкой философии: бытие – это «абсолютная идея» как основа и исток всего сущего. Русская религиозная фил подчёркивала что бытие духовно, а в рус.фил.материализме бытие – это нечто объективное, объект наук и практической деятельности.

Бытие – это фил.понятие, которое указывает на реальное существование чего-либо, указывает на то, что реально существует, имеет место быть.

По содержанию философской мысли также выделяют:
Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение.
Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека.
Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др.
Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п.
Античная философия характеризуется обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов древнего Востока. Для данного конкретно-исторического типа философского мировоззрения характерен космоцентризм. Макрокосмос - это природа и основные природные стихии. Человек - своеобразное повторение окружающего мира –микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все человеческие проявления – судьба.

6 билет. Сократ: «антропологический поворот» в античной философии.

Сократ при этом пользуется грозным и непобедимым оружием-иронией. Cократовская ирония выступает в качестве диалектической ловушки, при посредстве которой обыденный здоровый смысл оказывается вынужденным выйти из всяческого своего окостенения и дойти - не до самодовольного всезнайства, а до имманентной ему самому истины,-эта ирония есть не что иное, как форма, свойственная философии в ее субъективном отношении к обыденному сознанию.
Эта ирония казалась идущей от какой-то загадочной, демонической силы Сократа, ставящей его над людьми, как бы талантливы и умны они ни были.

Испытывая других на мудрость, Сократ сам отнюдь не претендует на звание мудреца, оно, по его мнению, приличествует богу. Если человек самодовольно полагает, что на все он знает готовые ответы, то такой человек для философии погибший, ему незачем ломать голову в поисках наиболее верных понятий, незачем двигаться дальше по бесконечным лабиринтам мысли. Он почиет на лаврах истинах, которые на поверку оказываются собранием самых убогих, плоских представлений обывательской премудрости. Так почитающий себя мудрецом оказывается всего лишь премудрым пескарем.


' Я знаю только то, что ничего не знаю'. Это излюбленное выражение, кредо сократовской собственной позиции. ' Я ничего не знаю' - это значит, что как бы далеко я ни продвинулся в одиссеях мысли, я не успокаиваюсь на достигнутом, не обманываю себя иллюзией, что поймал жар-птицу истины. Не будем забывать, что Сократа сопровождали не только восторженные взгляды, но и взгляды, полные ненависти.

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем ' тенденции, или линии Платона ' в античной философии.
Сократ - великий античный мудрец,- стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

В цетре сократовской мысли - тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества,'столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение'.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.
Сомнение ('я знаю, что ничего не знаю') должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ('познай самого себя'). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.

Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п.

Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа.


Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такае добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как 'всеобщее', служащее основной всех частных добродетелей.
Сократ, опираясь на элейскую школу ( Зенон ) и софистов ( Протагор ), впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части 'сократического' метода: 'ирония' и 'майевтика' - по форме, 'индукция' и 'определение' - по содержанию.

Тремя основными добродетелями Сократ считал:
1. Умеренность (знание, как обуздывать страсти)
2. Храбрость(знание, как преодолеть опасности)
3. Справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческих)


Только 'благородные люди' могут претендовать на знание. А 'земледельцы и другие рабочие очень далеки от того, чтобы узнать самих себя... ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла'. Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о рабах), недоступно знание.


Сократ беседует о храбрости, благоразумии, справедливости, скромности.
Монархия, с точки зрения Сократа, тем отличается от тирании, что опирается на законные права, а не на насильственный захват власти, а поэтому и обладает моральным значением, отсутсвующим у тирании. Аристократию, которая определяется как власть немногих знающих и моральных людей, Сократ предпочитает всем другим государственным формам, в особенности направляя острие своей критики против античной демократии как неприемлимой с его точки зрения безнравственной формы государственной власти.


Сократ - противник афинской демократии. На место вопроса о космосе, вопрос о человеке со всеми его связями характерен антропозитизм. Сократ претендовал на роль просвятителя. Он же враг изучения природы (вмешательства в дело богов). Задача его философии - обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание природы - безбожное дело. По Сократу, сомнение ведет к самопознанию, затем к пониманию справедливости, права, закона, зла, добра. Он же сказал, что познание человеческого духа - вот главное. Сомнение ведет к субъективному духу (человек), а затем ведет к объективному духу (бог). Опять же по Сократу, особое значение имеет познание сущности добродетели. Он поставил вопрос о диалектическом методе мышления. Он же убедил, что истина - это нравственность. А истинная нравственность - это знание того, что хорошо. И элитарность знания ведет к добродетели. Он дал классификацию государственных форм: монархия, тирания, аристократия, плутократия, демократия. А по Сократу, аристократия - это наилучшая форма государственного устройства.


Стремление философа к самопознанию, к познанию себя именно как «человека вообще» через отношение к объективным общезначимым истинам: добра и зла, красоты, блага, человеческого счастья — способствовало выдвижению проблемы человека как морального существа в центр философии. С Сократа начинается антропологический поворот в философии. Рядом с темой человека в его учении стояли проблемы жизни и смерти, этики, свободы и ответственности, личности и общества.

Наши рекомендации