Теории зрительного восприятия
В древнегреческой натурфилософии были разработаны две теории зрения, одна из которых (учение о зрительных лучах) в истории естествознания получила название математической или «субъективной», другая же (учение об «эйдолах») была названа физической или «объективной» теорией. Общим основанием обеих теорий служит принцип зеркального отражения: зрительное восприятие осмысливалось либо как результат проникновения в глаз отраженных образов, либо как отражение исходящих из глаз неких «зрительных лучей». Общим следствием этих теорий явилось представление о том, что чувственное зрение есть некое изображение, которое отражается сначала в глазах, а затем — в душе и уме, формируя в них некий образ, подобный видимому предмету.
Авторами теории «эйдолов» считаются Левкипп и Демокрит. Термин «eidolon» означает «отражение», «призрак». Согласно учению Демокрита, каждая вещь непрерывно испускает из себя некие истечения, подобные ей по внешнему виду. Эти истечения распространяются в различных направлениях и, проникая в глаз, порождают зрительное ощущение.[24] Но зрение, по Демокриту, не сообщает душе истинного представления о вещах (атомы не видимы).
Сторонники «физической» теории зрения не были едины во мнении относительно того, основывается ли зрение на принципе подобия или на противоположности ощущающего ощущаемому. Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Эпикур и Гераклит полагали, что ощущения обусловлены «соразмерностью» органов чувств с воспринимаемыми объектами. Анаксагор сформулировал иной принцип чувственного восприятия: ощущение происходит по причине противоположности воспринимаемого и воспринимающего, ибо, по его мнению, «подобное не испытывает воздействия подобного».
«Математическая» теория основывалась на предположении, согласно которому глаз испускает некое тонкое свечение, отражение которого от предмета порождает зрительное ощущение. Зрение подобно прикосновению. Описание оптического взаимодействия видимого и видящего дано в диалоге Платона «Тимей». Платон, вслед за Парменидом и Эмпедоклом, полагает основой всякого ощущения, в отличии последователей Анаксагора и Гераклита, считавших, что всякое чувственное восприятие возникает в результате взаимодействия противоположных начал.
«И вот когда полуденный свет обволакивает это зрительное истечение и подобное устремляется к подобному, они сливаются, образуя единое и однородное тело в прямом направлении от глаз, и притом в месте, где огонь, устремляющийся изнутри, сталкивается с внешним потоком света. А поскольку это тело благодаря своей однородности претерпевает все, что с ним не случится, однородно, то стоит ему коснуться чего-либо, или, наоборот, испытать какое-либо прикосновение, и движения эти, передаются уже ему всему, доходя до души: отсюда возникает тот вид ощущения, который мы именуем зрением».[25]
Таким образом, по мнению Платона, внутренний поток огня и внешний поток света, совпадая и уплотняя друг друга, воплощаются в неком теле, любое прикосновение к которому передается душе, порождая в ней восприятие.
Античный атомизм
Одной возможных стратегий разрешения противоречий, связанных с концепцией движения и множественности, явилась теория атомов, предложенная Левкиппом и Демокритом. Однако исходная посылка античного учения об атомах представляется не менее парадоксальной, чем апории Зенона. По мнению Демокрита, существует не только бытие, но и не бытие. При этом бытие мыслится как атомы, а небытие — как разделяющая их пустота.
Уточняя пифагорейское понятие единицы, Демокрит приходит к выводу, что «единицу» надо мыслить как физическое тело очень малых, но конечных размеров. В этом случае любой отрезок линии, так же как и любое тело, может состоять из очень большого, но всегда конечного числа неделимых физических единиц — атомов.
Термин «атом» буквально обозначает некое физическое тело, которое ввиду его малых размеров не может быть разрезано на более мелкие части. Атом, согласно Демокриту, не содержит в себе пустоты, а потому он неизменяем по своей природе: он не может ни гибнуть, ни возникать, он вечен, неизменен и непроницаем. Небытие, по мнению античных атомистов — это пустота, которая разграничивает бытие, и потому оно предстает как множественность атомов. Благодаря наличию небытия бытие обретает подвижность. Образование и распад физических тел Демокрит объяснял механическим сцеплением атомов
Таким образом, исследование природы понималось атомистами как указание на механические причины всех возможных изменений в природе. Все изменения в качестве своей причины имеют, в конечном счете, движение атомов, их соединение и разъединение, причем чувственно воспринимаемые качества эмпирических предметов (теплота и холод, гладкость и шероховатость, цвет, запах и т.д.) объясняются только формой, порядком и положением атомов.
Несомненным преимуществом атомистической гипотезы является ее наглядность, поэтому многие ученые (и не только в древности, но и в Новое время) использовали атомизм в качестве простейшей модели для объяснения разнообразных физических явлений.
Лекция 5