Механизмы формирования правовой личности
Формирование правового человека— процесс, заключающийся в воспитании правовых качеств и приобретении правовых знаний, навыков, умений. В самом общем виде этот процесс протекает под влиянием двух факторов: социальных (внешних по отношению к отдельному человеку) и личностных (внутренних). Поэтому формирование правового человека состоит из двух процессов: интернализации,понимаемой как правовое воспитание, и правовой социализации.
Интернализация происходит на основе общественной потребности в регулировании и координации деятельности членов сообщества. Быть правовым существом — значит в субъективной форме отражать (сознанием) и выражать (действиями) объективную взаимообусловленность общества и человека. Общество создано деятельностью людей, которая постоянно нуждается в регуляции и координации. Эта нужда выступает и как социальная необходимость, и как потребность общества. Средство интернализации — это система правовых норм, ориентирующих человека на конкретные образцы поведения и одновременно ограничивающих его деятельность определенными рамками. Подкрепляя формы поведения санкциями (поощрением или принуждением), общество воспитывает человека в правовом отношении.
Нормы права — общеобязательные правила поведения членов общества независимо от того, соответствуют ли такие правила интересам, потребностям и взглядам отдельного человека или нет. Поэтому существует дисгармония общественных и личных интересов, а также устанавливаются санкции в отношении нарушителей принятых норм.
Нормы права определяют модель должного, нормативного поведения, которая обязывает поступать так, а не иначе, делать то, но не делать этого. Степень усвоения норм и следования их требованиям характеризует человека как правовое существо.
Однако правовое регулирование и воспитание правового человека не исчерпывается воздействием на него общества (государства) через системы норм и оценок. Правовые нормы нельзя конкретизировать до каждой уникальной ситуации, и человек вынужден сам принимать решения в рамках общепринятого деления справедливо — несправедливо, законно — незаконно. Еще раз подчеркнем, что, конечно, нормы программируют поведение, так как человек руководствуется ими в своих поступках. Но у человека есть свои потребности, свои интересы, а они не всегда совпадают с интересами государства. Поэтому гармонизация общественных и личных интересов зависит, прежде всего, от того, как человек понимает диалектику прав и обязанностей.
Человек как правовое существо обладает определенными правами и обязанностями, которые должны гармонично сочетаться. Обязанности без прав — это рабство, деспотизм, права без обязанностей — беспредел, анархия. Общество не может нормально развиваться, а человек быть правовым существом, если люди свободны от обязанностей и лишены прав.
Соотношение прав и обязанностей предопределяется характером собственнических отношений, господствующих в обществе. Там, где власть предержащие воруют, где процветает коррупция и правит криминал, где население делится на «элиту» и «чернь», неизбежна дисгармония прав и обязанностей. Там одним «закон не писан», а другие бесправны и не защищены от произвола.
Важный регулятор деятельности человека и средство его воспитания как правового существа — правовые отношения. Их формирующая роль — во включенности человека в систему правоотношений, которая сложилась в данном обществе, государстве. Эти отношения обусловливают права и обязанности своих субъектов на основе предъявляемых к людям — как к исполнителям тех или иных социальных ролей — требований. Эти требования предусматривают систему контроля за их выполнением.
Но не только общество (государство) формирует правового человека. Вторая «сила», превращающая человека в правовое существо, — социализация.
Под социализациейпонимается процесс усвоения социальных норм, ценностей, идеалов, стереотипов поведения, благодаря которому человек становится полноправным членом общества или социальной общности, способным действовать по установленным в данном обществе правилам.
В социально-психологическом плане социализация осуществляется по двум направлениям — интериоризация и экстериоризация.
Первое — это перевод внешних требований социальной среды во внутренний мотив действия (интериоризация). Социализирующее воздействие правовой среды реализуется через следующие механизмы:
—информационно-образовательный:организованная деятельность по распространению и внедрению в сознание (индоктринация) правовой информации — законов, требований, должных стереотипов действия и т.п.;
—стимуляционный:материальное и духовное поощрение, побуждающее человека к определенной деятельности;
—регулятивно-контролирующий:система правовых эталонов, ориентиров, норм, предписаний, как деонтических (императивных, предписывающих), так и недеонтических (неимперативных, «привлекательных», стимулирующих, воодушевляющих) ;
— организационно-регулирующий:он основан на социализирующем воздействии прав, обязанностей и полномочий человека в коллективе. Эти права, обязанности и полномочия следуют из общественного положения человека и выполняемых им функций.
Первые три механизма социализации связаны с усвоением правовых знаний, формированием правовых убеждений и ценностных ориентации. В результате усвоения требования социальной среды приобретают личностный смысл и значение. Взаимодействие человека с правовой средой образует субъективные феномены,а именно — личностные качества человека как правового существа. Последний механизм ориентирован на получение человеком опыта правового поведения.
Второе направление социализации заключается в объективации внутреннего мира человека в его деятельности, восхождении от личностных мотивов, установок, потребностей, интересов, целей, ожиданий к практическим действиям по их реализации (экстериоризация).
Основные личностные системы правовой экстериоризации таковы:
—система индивидуальных правовых потребностей и интересов, которая является основой правовой активности человека: потребность осознается и превращается в интерес, а интерес формирует у человека стремление;
—система правовых ориентации и позиций, или совокупность целей, установок и оценок, которые порождают соответствующие предпочтения и поведение для удовлетворения правовых потребностей и интересов человека. Внутреннее содержание этой системы — аксиологический (ценностный) и де-онтологический (нормативно-долженствовательный) аспекты, формирующие установку человека, т.е. его активное отношение к правовым нормам и ценностям;
—система организации поведения, приводящая поступки человека в соответствие с потребностями, нормами, оценками и мобилизующая его на реализацию целей, интересов и потребностей;
—система правовой деятельности, играющая наиважнейшую роль в социализации человека. По сути это практическая реализация потребностей, интересов, мотивов, целей в поведенческих актах.
Таким образом, формирование правового человека идет как бы «извне» — через механизмы воспитания и «изнутри» — через механизмы социализации. Содержание, способы и методы формирования зависят от уровня экономического, политического, правового, культурного развития конкретного общества (государства), традиций и обычаев народа и от многих других факторов. Учесть их все невозможно, поэтому нельзя дать окончательное определение «правовому человеку», нельзя описать все разнообразие правовых характеристик и качеств. Еще Ф. М. Достоевский писал, что человека нельзя понять до конца, ведь человек — это тайна. Немецкий философ Э. Кассирер выразил ту же мысль более научно: человека нельзя описать путем перечисления объективно присущих ему свойств и качеств.
Тем не менее, можно идти путем выделения интегрального правового свойства. В философско-правовом смысле это дисциплинированность.
Дисциплинированность— умение (способность) человека строго и точно выполнять установленные в обществе правовые (писаные и неписаные) правила, нормы и требования. Степень дисциплинированности — показатель того, насколько человек является правовым существом. Объективный критерий человека как правового существа — в соответствии его поступков, качеств, интересов, потребностей, идеалов коренным общественным интересам и одновременно собственной природе как свободной и равноправной личности.
ВЫВОДЫ
1. Фундаментальным разделом философии права является правовая антропология, которая занимается исследованием гуманистических оснований права. Возможность правовой антропологии обусловлена тем, что в структуре человеческого бытия могут быть выделены моменты, которые во внешнем выражении дают правовые отношения и в самом праве — такие моменты, без которых совместное человеческое сосуществование оказалось бы невозможным.
2. Представляя собой моральные критерии, которыми должен руководствоваться правопорядок, права человека очерчивают пространство, которое обеспечивает каждому человеку условия его самореализации, то есть
пространство его личностной автономии. По своему статусу права человека
выступают в качестве независимых стандартов для критики законов и
иных политико-правовых институтов, то есть в качестве критериев легитимации. Основной принцип обоснования прав человека заключается в том, что человек, чтобы оставаться человеком, должен иметь право на сохранение самого себя, собственной экзистенции. Отказ от насилия по отношению к другому означает признание за ним права на жизнь, собственность и свободу как универсальные условия человеческого существования.
3. За конструкцией субъекта права следует усматривать особое измерение человека — правового человека как носителя способности признания, адекватной формой социального бытия которого выступает личность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что изучают философская и правовая антропология?
2.Как связаны между собой «образ человека» и «образ права»?
3.Что такое «правовой человек»?
4.Что представляет собой природа человека и в чем состоит необходимость правопорядка?
5.Что, с точки зрения современной философии, представляют собой права человека и какой смысл по отношению к ним имеют выражения «естественные», «священные», «неотчуждаемые»?
6.Как обосновать безусловную ценность прав человека?
7.Какую функцию выполняют права человека в современном мире? Что, согласно концепции П. Рикёра, является антропологической основой права? Кто является субъектом права?
8. Какая, на ваш взгляд, форма индивидуального бытия человека
(индивид, личность, индивидуальность) соответствует понятию субъекта
права?
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. - 1989. - № 2. - С. 24-34.
2. Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. — М., 1999. — С. 608-662.
3. Бачинин В.А. Философия права и преступления. — Харьков,
1999. - С. 247-264.
4. Лаке Дж. О плюрализме человеческой природы // Вопросы философии. - 1992. - № 10. - С. 103-111.
5. Максимов СИ. Правовая реальность: опыт филососфекого осмысления. — Харьков, 2002. — С. 191-252.
6. Нерсесянц В. С. Философия права. — М., 1997. — С. 40-43.
7. Рикёр П. Торжество языка над насилием // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 27-36.
8. Соловьев Э. Ю. Личность и право // Вопросы философии. — 1989. - № 8. - С. 67-90.
9. Спиркин А. Г. Философия. - М., 1998. - С. 336-367.
10. Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. — М., 1994. — С. 120-220.
11. Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. — М., 1995.
12. Коркунов, Н. М. Общественное значение права / Н. М. Кор-кунов.— СПб., 1998.
13. Мальцев, Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность / Г. В. Мальцев. — М., 1979.
14. Право, свобода, демократия : материалы «круглого стола» // Вопросы философии.— 1990. — № 7.
15. Франк, С. Л. Реальность и человек / С. Л. Франк.— М., 1997.
16. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность / Ю. Ха-бермас —М., 1995.
17.Философия права: Учебник / Под ред. Данильяна. М.: 2005. 231-254.
[1] См.: Рикёр П. Торжество языка над насилием // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 28.
[2] Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М., 1991. - С. 327.
[3] См.: Лаке Дж. О плюрализме человеческой природы // Вопросы философии права.
[4] Агацци Э. Человек как предмет философии / / Вопросы философии — 1989. - № 2. - С. 26.
[5] Хёффе О. Политика, право, справедливость. — С. 138, 199.
[6] Хёффе О. Указ. соч. - С. 192,
[7] См.: Хёффе О. Политика. Право. Справедливость. — С. 248, 289.
[8] Там же. — С. 293.
[9] См.: Соловьев Э.Ю. Чтобы мир до времени не превратился в ад (Религия прогресса и идеал правового государства) // Знание — сила. — 1995. — № 7. - С. 14.
[10] См.: Рикёр П. Указ. соч. — С. 28.
[11] См.: Карбонье Ж. Юридическая социология. — М., 1986. — С. 61.
[12] Рикёр П. Указ. соч. — С. 27.
[13] Алексеев Н.Н. Основы философии права. — Прага, 1924. — С. 76.
[14] См.: Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. - М., 1980. - С. 102.
[15] См.: Алексеев Н.Н. Указ. соч. — С. 76.
[16] Гегель Г.-В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. - М., 1977. - С. 241.
[17] Там же. - С. 217.
[18] Ильин И.А. О сущности правосознания // Соч. В 2 т. Т. 1. -- М., 1993. - С. 256.
[19] См.: Там же. - С. 261.
[20] Рикёр П. Торжество языка над насилием. Герменевтический подход к философии права // Вопросы философии. — 1996. — № 4. — С. 30.
[21] См.: Соловьев Э.Ю. Личность и право // Вопросы философии. — 1989. - № 8. - С. 87.
[22] См.: Соловьев Э.Ю. Указ. соч. — С. 48-55.
[23] См.: Соловьев Э.Ю. Личность и право // Вопросы философии. — 1989. - № 8. - С. 87.
[24] Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Марксизм. Неосоциализм. Неолиберализм. — Нью-Йорк, 1953. — С. 229.