Постклассическая западная философия XIX–XX века
Таблица 12
Школы и течения западной постклассической философии (XIX–начало XX в.) | |
Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон) | |
Позитивизм | Первый позитивизм (Конт, Спенсер, Милль) |
Второй позитивизм – эмпириокритицизм, махизм (Мах, Авенариус) | |
Неопозитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел, Витгенштейн) | |
Неотомизм (Жильсон, Маритэн) | |
Экзистенциализм (Камю, Сартр, Ясперс, Хайдеггер) | |
Психоанализ (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм) | |
Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи, Хук) | |
Персонализм (Бердяев, Шестов, Ройс, Мунье, Лакруа) | |
Феноменология (Гуссерль) | |
Философская антропология (Шелер, Гелен, Плесснер) | |
Неокантианская школа (Коген, Наторп, Виндельбанд, Риккерт) | |
Неогегельянская (Брэдли, Ройс) | |
Марксизм (Маркс, Энгельс, Ленин) |
Одно из основных течений в философии XIX–XX века – позитивизм. В истории позитивизма выделяют:
▪ первый позитивизм;
▪ второй позитивизм – эмпириокритицизм, махизм;
▪ неопозитивизм;
▪ постпозитивизм.
▲ Основатель позитивизма — Огюст Конт (1798–1857) - впервые призвал к преодолению противоположности материализма и идеализма.
Позитивисты утверждали, что знания о мире, человеке и обществе, необходимые в практической жизни, предоставляют лишь специальные (естественные) науки. Это знание («позитивное знание») противопоставлялось традиционной философии как «метафизике».
Конт высказал тезис о том, что наука заменила собой традиционную философию. В то же время отмечалось, что наука должна в ограничиваться описанием внешней структуры явлений, отвечать на вопрос о том, как протекают явления, а не о том, какова их сущность (последнее – прерогатива «ненужной метафизики»). Описание явлений позволяет вывести законы, определить функциональные (не причинные) отношения между элементами данной структуры.
Конт отмечает, что человечество в своем умственном развитии последовательно пользовалось тремя методами познания:
— теологическим (явления объяснялись сверхъестественными факторами);
- метафизическим (использовались некие философские абстракции — Абсолют, Идея и т. п.);
- позитивным (познание действительных законов, лежащих в основе природных явлений). Позитивная стадия должна полностью сменить обе предыдущие.
Конт считал своей заслугой создание социологии как науки; сам термин «социология» был введен Контом. Его социология включала:
- «социальную статику» (учение об условиях существования общества);
- «социальную динамику» (учение об изменении социальных систем);
- «социальную политику» (программу социального действия).
В социологии в целом Конт исходил из тезиса о том, что «миром управляют и двигают идеи».
▲ Герберт Спенсер (1820–1903) считал, что задача науки состоит в познании сосуществования и последовательности явлений. Он допускал, что существует некая единая «Сила» или «Мощь», но они — тайна, в принципе непознаваемая человеческим разумом.
Задача философии –– систематизировать научные знания. Наиболее общими истинами, к которым приводит анализ действительности являются понятия вещества, движения, силы, эволюции.
Спенсер уделял особое внимание эволюции, которую он характеризовал как высший закон всего существующего. В эволюции Спенсер выделял следующие моменты:
• интеграцию (переход от бессвязности к связности);
• дифференциацию (переход от однородного к разнородному);
• возрастание порядка (переход от неопределенности к определенности).
Спенсер считал, что эволюция имеет предел — равновесие системы, когда уравновешиваются все противодействующие силы, в частности, в обществе — консервативные и прогрессивные силы. Но состояние равновесия сменяется разложением под влиянием внешних сил, затем возможно новое равновесие и т. д.
▲ Лидерами «второго позитивизма» были Эрнст Мах (1838–1916) и Рихард Авенариус (1843–1896).
Мах выступал против понимания материи как объективной реальности. Все существующее — совокупность ощущений, «комплексы ощущений образуют тела». Махисты использовали понятие «элементы мира». Их они хотели представить как нечто «нейтральное» по отношению к материи и сознанию, утверждая, что «элементы мира» могут быть в одном отношении физическими, а в другом — психическими.
Махисты утверждали, что между физическими и психическими «элементами» существует неразрывная связь, одни не могут быть без других.
Авенариус заявлял также о «принципиальной координации» нашего Я и среды (не-Я). Сознание человека — центральный член, внешний мир — противоположен ему, в то же время они неразрывно связаны друг с другом. Это положение можно охарактеризовать как субъективный идеализм.
▲ С точки зрения неопозитивизма предметом философии является анализ языковых форм сознания. Становлению и развитию неопозитивизма способствовал Бертран Рассел (1872–1970), считавший, что все «подлинно философские» проблемы сводятся к проблемам логики. Задача философии заключается не в открытии фактов или их обобщении, а логическом анализе высказываний науки, с целью прояснения знаний. При этом следует создать на основе логики искусственный язык.
В неопозитивизме сложились два направления: логический позитивизм и лингвистическая философия.
▲ Рудольф Карнап (1891–1970),основатель логического позитивизма, выступил против традиционной философии. Задачу он усматривал в анализе языка науки. Он утверждал, что предложения (суждения), из которых состоят философские учения, не являются подлинными (научными) предложениями: они лишены научного смысла, так как них входят «псевдопонятия» которым ничто не соответствует в реальности, например, «дух», «вещь в себе» и т. п.
По мере развития логического позитивизма на первый план выдвигались концепции верификации, физикализма и конвенционализма.
Верификация — это метод, позволяющий установить осмысленность, истинность или ложность предложений на основе сопоставления их с чувственным опытом субъекта.
В 1930-е годы была предпринята попытка создать универсальный язык (язык математической физики) и на этой основе объединить все науки. Сторонники данного направления, при построении аксиоматических теорий на основе формализованных языков, придерживались утверждения, что аксиомы — это предмет соглашения (конвенции).
Однако оказалось, что многие научные утверждения нельзя свести только к чувственным данным; невозможно также исключить философские положения из сферы научного познания и т. д. Тем самым логический позитивизм сам себя исчерпал.
Сторонники другого неопозитивистского направления, а именно, лингвистической философии, обращаясь к обыденному, естественному языку, сделали основной упор на прагматический аспект языка.
▲ Людвиг Витгенштейн (1889–1951), один из основателей лингвистической философии, считал задачей философии — прояснение употребления слов и выражений в различных контекстах. Он сравнивал язык с играми по определенным правилам. «Правила языковой игры», то есть правила употребления языка, устанавливаются и изменяются людьми, причем в разных «языковых играх» одно и то же слово может иметь различный смысл, а играющие могут считать, что «игра» у них общая.
В лингвистической философии разрабатывалась теория о том, что образ мыслей человека определяет язык, что люди, говорящие на разных языках, с разной грамматической структурой, по-иному воспринимают и постигают мир (гипотеза лингвистической относительности). Сторонники данной теории предлагали реформировать язык, например, ограничить использование общих понятий.
В 60-е годы 20 века сформировалось направление, которое назвали постпозитивизмом. Наиболее важными для него оказались проблемы развития научного знания.
▲ Карл Поппер (1902–1994), один из основателей данного направления, считал, что философия для развития науки играет позитивную роль. При этом по-новому была поставлена проблема разграничения научного и ненаучного знания. Поппер ввел принцип фальсификации, согласно которому теория является научной только тогда, когда она в принципе допускает фальсификацию (опровержение).
▲ Томас Кун (1922–1996) ввел понятие парадигмы, которое означало способ деятельности, стиль мышления, критерии научности и рациональности определенного научного сообщества. Кун предложил концепцию истории науки, включавшую следующие этапы:
1. этап «нормальной науки» (период господства определенной парадигмы);
2. этап «научной революции» (распад данной парадигмы, конкуренция между новыми парадигмами, победа одной из них);
3. снова этап «нормальной науки».
▲ Имре Лакатос (1922–1974) стал основателем концепции науки, основанной на научно-исследовательских программах. Историю науки – это смена научно-исследовательских программ.
▲ Название философского учения «прагматизм» происходит от греческого слова «прагма» — дело, действие. Прагматизм возник в 70-х годах 19 века в США.
Основатели прагматизма- Ч.Пирс, У.Джеймс, Дж.Дьюи – заявили о необходимости реконструировать философию: философия должна стать общим методом решения проблем, возникающих перед людьми в процессе их практической деятельности, а не быть размышлением о первых началах бытия и познания.
▲ Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914) рассматривал мышление как вид адаптационной деятельности организма, направленной на регулирование отношений организма и среды. Мышление принимается за работу тогда, когда возникает сомнение, препятствующее действию. Мышление должно восстановить веру и готовность действовать, преодолев сомнение. В силу различных обстоятельств состояние веры может смениться состоянием сомнения, что становится равнозначным приостановке действия.
Процесс познания Пирс понимал как переход от сомнения к вере (верованию). Вера не является истиной. Человек (в том числе и ученый) стремится не к истине, а к устойчивому верованию. А чтобы верование было устойчивым, его по возможности должны разделять все члены общества. Для этого часто применяется метод авторитета, когда некоторая организация предписывает людям совокупность обязательных для них верований, преследуя и наказывая инакомыслящих.
▲ Уильям Джеймс (1842–1910) стремился разрешить противоречие между наукой и религией. Он считал, что человеческая жизнь невозможна без религии. Религия нужна человеку для того, чтобы чувствовать себя в большей безопасности в ненадежной, полной случайностей Вселенной. При этом сам Джеймс не утверждал существование Бога. Однако поскольку вера в Бога имеет важные последствия для человеческой жизни, люди вправе считать объект веры реальным.
Джеймс отмечал, что наша жизнь зависит от нас самих, от нашей веры в возможность ее улучшения. Следует верить в успех и действовать; чем сильнее вера, тем больше шансов на успех. Джеймс понимал истину как успешность или работоспособность некоторой идеи, ее полезность для достижения той или иной цели, которую ставит и, к осуществлению которой, стремится человек. Можно отметить, что согласно Джеймсу, функция мышления состоит преимущественно в выборе средств для осуществления наших планов и намерений.
▲ Джон Дьюи (1859–1952) отмечал, что основная задача философии, науки и научного метода заключается в наилучшем приспособлении человека к среде, в обеспечении успешного человеческого действия. Теории, идеи признаются истинными в той мере, в какой они оказываются успешными. Мерилом истинности теории является ее практическая эффективность. Истина определяется как полезность.
▲ Создателем психоаналитического учения о структуречеловеческой психики, движущих мотивах деятельности людей, культурных и социальных аспектах бытия человекаявился Зигмунд Фрейд (1856–1939). Фрейд считал необходимым осмыслить внутренний мир человека, движущие силы, которые изнутри определяют человеческое развитие. Фрейд пришел к следующим выводам:
1. Существует особая, бессознательная область человеческой психики. Первостепенную роль в жизнедеятельности человека играет половое влечение. Фрейд считал, что всякий душевный процесс существует сначала в бессознательном и только потом может оказаться в сфере сознания.
2. Фрейд предложил модель человеческой психики, включающую:
● бессознательное - «Оно» –– унаследованный человеком глубинный слой, в котором находятся скрытые влечения;
● сознательное - «Я» –– посредник между «Оно» и внешним миром;
● «сверх-Я» –– некая инстанция, содержащая императивы долженствования, запреты морального, социокультурного и семейного происхождения.
В основе деятельности человека, по Фрейду, лежат «принцип удовольствия» и «принцип реальности». Первый — это бессознательные влечения, направленные на получение максимального удовольствия, второй представляет собой комплекс защитных механизмов, предохраняющих человека от различных психических потрясений и перегрузок, от негативного воздействия событий, внешней реальности.
3. Фрейд считал, что между сознательным и бессознательным возникают конфликты, поэтому в нашей психике сформировались механизмы для снятия, подавления внутренних конфликтов (вытеснение, образование противоположной реакции, сублимация и др.). Однако желания, вытесненные в бессознательное, могут стать причиной невротических заболеваний.
4. Фрейд считает, что лучший выход из положения — мобилизация человеком своих сил с целью сознательного, а не бессознательного разрешения конфликтов. Для этого нужно осознать свои бессознательные влечения. С этой целью используются методы психоанализа — через анализ сновидений, навязчивых идей, обмолвок и т. д.
В 1920-е гг. Фрейд несколько видоизменяет свое учение, так как приходит к выводу, что в бессознательном присутствуют две составляющие: Эрос (инстинкт жизни) и Танатос (инстинкт разрушения, смерти), а развитие человека и культуры в целом можно рассматривать как противоборство Эроса и Танатоса.
▲ Альфред Адлер (1870–1937) – один из представителей психоаналитической традиции, считал, что в роли руководящего начала вместо принципа удовольствия выступает «воля к власти». Личность развивается лишь в борьбе между «комплексом неполноценности», идущим от жизненных неудач и желанием добиться успеха.
▲ Карл Густав Юнг (1875–1961) полагал, что компонентами психики человека являются: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Последнее — это скрытые следы памяти человеческого прошлого. Эти следы Юнг называет понятием «архетип». К архетипическим образам относятся, например, некие образы отца или матери, добра и зла (в виде «мессии-спасителя» или «дьявола-искусителя») и т. д.
▲ Карен Хорни (1885–1952 гг.) основным побудительным мотивом человеческой деятельности считала стремление к безопасности.
▲ Эрих Фромм (1900–1980) пришел к выводу, что биологически нормальна у человека биофилия, любовь к жизни и живому, ориентация на доброе и т. д. Но специфические условия жизни могут породить феномен психической патологии. Только с изменением социальных условий может исчезнуть агрессия.
Таблица №13
Представители психоаналитической традиции | Суть психоаналитического учения |
Зигмунд Фрейд | ● Структура психики человека состоит из: - «Я» - сознание; - «Оно» - бессознательное; - Сверх-Я» - внутриличностная совесть, критик, цензура, посредник между «Я» и «Оно»; ● «Оно» - бессознательное есть центральное звено в психике; ● задача психоанализа – перевод психического материала (переживаний) из бессознательной сферы в сознание; ● основой бессознательного являются «первичные сексуальные влечения»; ● понятие «первичные сексуальные влечения» заменяется понятием «либидо», означающее весь спектр человеческой любви; ● культура есть результат сублимации, она способствует приглушению агрессивных, деструктивных инстинктов в человеке; ● культура есть следствие противоборства Эроса и Танатоса. |
Карл Густав Юнг | ● Приходит к выводу, что символика является составной частью психики; ● либидо – проявление бессознательной и сознательной жизни личности; ● архетип коллективного бессознательного и архетип индивидуального бессознательного являются ядром психики человека; ● создает теорию комплексов на основе находящихся в сфере бессознательного комплексов индивидуального прошлого; ● вводит абстрактные образы, представляющие архетипы - «Персона», «Анима», «Анимус», «Тень», «Самость». |
Вильгельм Райх | ● Создает теорию происхождения неврозов на основе синтеза марксизма и фрейдизма; ● считает, что общество порождает деструктивную психическую энергию, препядствующую реализации естественных инстинктов. |
Альфред Адлер | ● В основе бессознательного лежит врожденное «стремление к власти»; ● причиной развития индивида является стремление преодолеть чувство «неполноценности»; ● в психике человека формируются механизмы компенсации и сверхкомпенсации; ● конечной целью развития индивида является стремление к совершенству, к достижению «Самости». |
▲ Экзистенциализм (от лат. existentiae — существование) как философское направление сформировался в первой половине XX века.
Ввиду происходивших это время серьезных изменений в общественном сознании он стал к середине века заметным явлением в духовной жизни общества. Войны, революции и контрреволюции, тоталитарные режимы и концлагеря, разочарование в существующих ценностях, — все это порождало настроения неуверенности, тревоги, подавленности. Экзистенциализм как отражение настроения эпохи поставил задачу отобразить внутренний мир личности в кризисной ситуации.
Исходное понятие экзистенциализма — понятие существования (экзистенции). Основная проблема — определение места человеческого существования в общей структуре существования.
Экзистенциалисты утверждают, что существование человека не может определяться какой-то природной, общественной или собственной сущностьюв виду того, что такой сущности нет. Человек сначала просто существует, а потом строит свою сущность.
Моральный выбор человека — акт его свободного творчества. В то же время этот моральный выбор страшит человека, ибо он боится сделать неправильный выбор. Поэтому появляются ноты пессимизма
Основными представителями экзистенциализма являются Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и другие.
▲ Мартин Хайдеггер (1889–1976) указывал на специфику человеческого бытия:
- «заброшенность» - человек находит себя уже существующим в мире, без его предварительного на то согласия;
- «фактичность»;
- «экзистенциальность» - существование человека всегда есть «проект» выхождения за пределы данного.
Единство этих аспектов образует «временность», поскольку «брошенность» — обнаружение прошлого, «фактичность» — настоящее, а «экзистенциальность» раскрывается в будущем. В зависимости от того, какой модус времени для человека стоит на переднем плане, его бытие будет подлинным или неподлинным.
Смысл существования осознается человеком в «пограничных ситуациях», то есть в состояниях на грани жизни и смерти, при трагических поворотах судьбы, когда человек осознает свою конечность, смертность. Однако у человека всегда есть выбор:
♦ или бегство от смерти в мир обыденной жизни, что представляет собой неподлинное бытие,
♦ или принятие экзистенциальной перспективы и жизнь с учетом своей конечности.
▲ Карл Ясперс (1883–1969), отказавшись от рационалистической традиции в философии, пришел к выводу, что философия должна быть тесно связана с психологией. Основным в его учении являются следующие положения:
- экзистенция, в отличие от эмпирических объектов, не может быть понята рационально;
- «неустойчивость бытия» заставляет человека искать прочное, непреходящее;
- «пограничные ситуациях» позволяют раскрыть трансцендентное — Бога;
- человек имеет свободу выбора, прежде всего выбора направленности своей жизни.
▲ Жан-Поль Сартр (1905–1980) разработал своеобразную «философию свободы».
▪ Свобода в том, что человек сам выбирает свои поступки, свое будущее и не может ссылаться на объективные обстоятельства.
▪ Человек стоит перед «неизбежностью» свободного выбора, однако выбор может привести к конфликту с другими людьми, к страданию, к страху.
▪ Сама свобода превращается в мучительную необходимость, от свободы никуда не уйти, «человек осужден быть свободным».
▲ Альбер Камю (1913–1960) не отрицал ценности научного знания, онтологических и гносеологических проблем в философии, однако не считал это главным, так как «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема — проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, — значит ответить на фундаментальный вопрос философии».
Камю утверждал, что человек живет в каком-то абсурдном мире, мире суеты, беспросветности, нелепости. Реальность — абсурдна. Что же делать человеку в этом мире? Из абсурда могут быть разные выходы. Первый — самоубийство. Но это — ошибка. Второй — признание абсурда и жизнь в нем.
Камю впервые рассматривает тему бунта. Обрести свободу человек может лишь, восстав против абсурда. Первое бунтарское движение — восстание рабов. Отказ от рабской доли позволит утвердить свободу, равенство и человеческое достоинство каждого.
Однако здесь присутствует и негативная сторона — мятежный раб может пожелать стать господином.
Другой формой бунта является метафизический бунт — это бунт против устройства мироздания, фактически — бунт против Абсолюта, владыки мира.
Это значит, что бунтующий сам желает занять место Бога. Отсюда — «все дозволено». Метафизический бунт может вести к нигилизму, революциям, террору. В итоге — отрицание положительного выхода. Сам философ переживал творческий кризис в последние годы жизни.
▲ Герменевтика — философское учение второй половины XX века. Герменевтикой называют искусство и теорию истолкования текстов. Этот термин был введен Дильтеем (в античной мифологии бог Гермес считался посредником между людьми и богами. Он сообщал и истолковывал людям волю богов).
Герменевтика как учение правильного понимания и толкования письменных источников дела возникает почти одновременно с появлением письменности. В Средневековье служители церкви (теологи) присвоили себе право на истинное понимание и истолкование догматов христианской веры, на интерпретацию содержания «священных книг» для неграмотного населения (теологическая герменевтика). В эпоху Возрождения сформировалась так называемая филологическая герменевтика, тогда была поставлена задача возрождения путем нового критического прочтения классической античной литературы, античных источников с целью очищения их смысла от наслоений и искажений.
Основы герменевтики как философского учения заложил ▲Фридрих Шлейермахер (1768–1834). Для него герменевтика предстала методом понимания исторических текстов, которому можно научиться. Для этого необходимо, изучив определенную систему правил, сознательно их применять.
Шлейермахер выделяет два типа истолкования: грамматическое и психологическое. Грамматическое — это искусство находить определенный смысл какой-либо речи исходя из языка и с помощью языка. В психологическом истолковании нужно входить в культурно-историческую атмосферу времени создания текстов исходя из своеобразия личности автора текста; необходимо «вчувствоваться» во внутренний мир создателя текста.
Представители современной герменевтики фактически отождествляют философию с герменевтикой, считая объектом философии тексты, а ее задачей — их познание и интерпретацию. Предполагается, что мы можем иметь дело только с «лингвистически оформленным миром», запечатленным в языке. «Мы живем внутри языка».
▲ Эмилио Бетти (1890–1968) в работе «Общая теория интерпретации» (1955) говорит о четырех канонах (необходимых условиях) интерпретации:
- смысл, то есть в объекте интерпретации всегда есть смысл, он — продукт человеческого духа.
- когерентность – то есть части текста могут быть поняты только в свете целого, а текст — в связи с частями.
- понимание, то есть интерпретатор приходит к пониманию текста, отталкиваясь от собственного опыта.
- адекватность понимании, то есть конгениальность автора текста и интерпретатора.
▲ Ханс Георг Гадамер (1900–2002) утверждал, что подлинное понимание предполагает учет многих факторов: соотношения прошлой и сегодняшней духовной атмосферы, связи автора и текста, интерпретатора и текста и др.
В отличие от Шлейермахера, который предлагал интерпретатору стать на позицию автора текста, отвлечься от его собственной (интерпретатора) исторической обусловленности, Гадамер говорит о необходимости сближения «горизонтов понимания» того и другого. Когда интерпретатор входит в процесс понимания текста, его ум при этом не tabula rasa, в нем есть определенное предпонимание. Интерпретатор читает текст с определенным ожиданием; если это ожидание не оправдывается, изменения в сфере предпонимания дают возможность новой интерпретации текста. Предпонимание — предпосылка понимания. Хотя мы истолковываем текст с нашей сегодняшней точки зрения, это не мешает пониманию, так как наша точка зрения — продукт той же истории, в которой находится и интерпретируемый текст.
Гадамер считает, что к истине исследователь должен идти, ведя постоянный «диалог» с текстом, мысля исторически. Каждый новый герменевтик открывает новые оттенки содержания текста своей интерпретирующей деятельностью.
Концепция предпонимания дает возможность для решения ряда проблемных ситуаций. Одна из них — так называемый герменевтический круг.
Для того чтобы что-то познать, нужно это понимать, а чтобы понимать, нужно познать. Или еще: чтобы знать смысл целого, нужно знать смысл частей, а чтобы знать смысл частей, нужно знать смысл целого. Круг разрывается с помощью предпонимания, которое предшествует пониманию.
Некоторые полученные герменевтиками результаты имеют немаловажное практическое значение, однако претензии герменевтики на роль единственной истинной современной философии слишком преувеличены.
▲ В философии XX века сложилось направление, определившее свою задачу в виде описания опыта познающего сознания с выделением в нем идеальных, сущностных характеристик. Это направление получило свое название «феноменоло́гия» от немецкого «Phänomenologi», что означаетучение о феноменах.Основателем направления был Эдмунд Гуссерль. Гуссерль провозгласил тезис: «Назад, к самим вещам!». Этот тезис призывал к отказу от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской (когда из общих положений
выводятся частные), а также к отказу сведения (редукции) вещей, явлений окружающего мира и сознания человека только к каузальным (причинным)связям, изучаемым естественными науками. Феноменологи призывают пересмотреть высказывания относительно реальности вещественного мира, так как выносят его существование за пределы сознания и, вообще, «за скобки». Основным понятием является – интенциональность.
Таблица №13
Философское течение | Человек, его сущность и первооснова. | Нравственные принципы и нормы поведения. | Проблема гармонии человека и мира. |
Неопозитивизм | То, что мы можем наблюдать. | Руководствуйся не метафизической истиной, а пользой. Главное – удобство и простота, смысл. | То, что мы можем наблюдать и/или проверить на опыте. |
Прагматизм | Биологическое существо. Инстинкты. | Делай то, что окупается. Все средства хороши. | Мир – средство для удовлетворения желаний. |
Философия жизни Шопенгауэра | Главное в человеке – «воля к жизни». | Нравственное и эстетическое прозрение. Освобождение от «воли к жизни». | Существование единой воли. Надиндивидуальная ценность жизни человека. |
Философия жизни Ницше | «Воля к власти». | Деление на своих и чужих. Борьба с моралью и нравственностью. | Мир – арена борьбы за власть. Выращивание индивидуальных качеств «сверхчеловека». |
Фрейдизм | Человек – эротическое существо. | Рациональное подавление сексуальности. | Борьба «воли к жизни» и «воли к смерти». |
Философия Юнга | Архитипическое существо. | Синхронность безпричинных и причинных связей. | Соответствие типа культур архетипу бессознательного. |
Философия Фрома | Психосоциальное существо. | Выработка социального характера. | Формирование продуктивного социального характера. |
Экзистенциализм (Ясперс, Сарт, Камю) | Душевные озарения, напряжение духа. | Трансценденция (поддержание душевного состояния, личная ответственность за мир, коллективно – индивидуальная свобода. | Враждебное к человеку бытие. |