Техника как объект философского знания. Основные философские концепции техники
Сам термин философской техники был введён немецким мыслителем Э.Каппе в 1887 г, когда опубликовал книгу основание философской техники (Маркузе, Бердяев, Мамфорд и т.д.).
Только в 60-е годы философия техники приобрела статус самостоятельной дисциплины, а в 70-е годы окончательно формируется программа «Философия техники».
Проблемное поле философии техники очень широко: это уточнение самого понятия техники, изучение её исторического развития, критический анализ технического знания, связь этого знания с другими видами знаний (искусством, психологией личности, экономической, политикой и т.д.).
Анализ техники в философии представлен во вполне определенной ее области - философии техники. До недавнего времени, до первых десятилетий двадцатого века влияние техники на цивилизацию рассматривалось только в положительном аспекте и поэтому не было потребности в исследовании философских проблем техники. Непрерывный технический прогресс создавал видимость истинности рационалистической идеи о господстве человека над природой. Еще больше усилили надежду на дальнейший экономический рост, на общественный, культурный, моральный прогресс человечества различные биологические, социальные теории эволюции ХIХ века. Теперь такой убежденности нет. Дефицит ресурсов, экология, рост вооружений тревожат нас, что приводит к критике современной техники. И если раньше основанная на науке техника считалась спасительницей человечества, то теперь ее считают причиной всех проблем нашего времени.
Момент зарождения философии техники вызывает некоторые разногласия. Есть мнение, что это рождение связано с выходом книги И.Бекманна "Руководство по технологии, или познание ремесел, фабрик и мануфактур"(1777), но большинство исследователей считает, что этим моментом был труд Эрнста Каппа "Основные направления философии техники"(1877), переизданный через сто лет. Помимо названных авторов, предвестниками названного направления философии можно считать Ф.Дессауэра, М.Хайдеггера, Дюркгейма, А.Бергсона, Ф.Бона, П.К.Энгельмейера. Различные аспекты техники изучались на рубеже последних двух веков, в частности, в вышеназванных работах, а также в трудах: "О долге и добре" (1898) Ф.Бона; "Технический итог ХIХ века (1898),"Теория творчества" (1910),"Философия техники" в 4-х выпусках П.К.Энгельмейера. Но систематизация философского исследования техники происходит лишь в 1960-1970-е годы. Тем не менее, говорить о самоутверждении философии техники еще рано.
Если одна из задач философии - раскрытие и критический анализ духа времени, то "...в сегодняшнем состоянии философия техники едва ли способна решить этот вопрос, ...современная техника, основанная на науке - один из ведущих факторов сегодняшней действительности, ...и все же, современная техника лишь недавно стала занимать философов". В первой половине двадцатого века философия техники часто приравнивалась к приложению стандартной философии науки, а техника являлась приложением естественнонаучного знания. В последнее время эта зависимость уже преодолена и философия техники не без основания заявляет о себе как самостоятельная дисциплина. Несмотря на опоздание философии с изучением феномена техники, концепции "техне" имелись еще в античности. Но тогда имелась ввиду скорее не техника, а искусство производства чего-либо. Это искусство являлось знанием, подражающим природе и было образцом для понимания изменчивого природного бытия. Во времена Просвещения французские и немецкие философы (Даламбер, Дидро, И.Бекманн и др.) изучали ремесла и описали многие изобретения.