Специфика философского знания и его функции. Философские категории.

Исходя из структуры философского знания, выделим основ­ные функции философии. Онтологическая вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии. Праксиологическая функция проявляется в опо­средованном воздействии философии на практическую деятель­ность людей, определении их социальных целей и идеалов, вы­боре средств и методов индивидуальных и массовых действий. Гносеологическая функция заключается в доказательстве возможности адекватного познания мира, разработке универ­сальных методов научного познания и логического мышления. Аксиологическая функция рассматривает коренные осно­вания ценностных ориентации людей, их нравственно-эстетических идеалов, регуляторов поведения22. Философско-антропологическая функция синтезирует преды­дущие, и философия предстает как система принципов, законов и категорий, на основе которых человек познает, оценивает и пре­образует мир для себя и себя для мира. Социально-философская функция выявляет механизмы формирования и функционирования общества, общие черты и направления исторического процесса.

Все названные основные функции философии взаимосвяза­ны, дополняют друг друга. Исходя из предмета философии (са­моопределение человека в диалоге с миром), мировоззрен­ческая функция, обеспечивающая ориентацию человека в ус­ложняющемся мире, интегрирует остальные функции филосо­фии.

Философское познание есть синтез человеческих знаний, что осуществляется через категории.

Категории у Гегеля - развивающееся целое. Категории выступают ступенями саморазвивающегося абсолютного духа.

В диалектико-материалистической философии категории оп­ределяются как всеобщие нормативы познавательно-мировоз­зренческого отношения человека к действительности. Категории — отражение общественно развитым человеком объективного мира, они выполняют логико-организующую и интегрирующую функ­ции в научном познании, являются ориентирами познания и практического преобразования действительности.

Философия способна придать всем другим наукам, достиже­ниям культуры систематическое единство. Аристотель первым очертил специфический философский подход к миру как связному целому. Философия в изначальном смысле своем, по мне­нию Э. Гуссерля, обозначает универсальную науку о мировом це­лом, о всеохватном единстве всего сущего. Философия, с точки зре­ния П. Л. Лаврова, есть понимание всего сущего как единого и во­площение этого понимания, мысли в образ и в действие.

Помимо обращенности философии на себя, утверждается тезис об ориентации философии на практику, на "вызов бытия". Назначение философии в том, считал Т. Гоббс, что мы можем на основании наших знаний по мере сил и способ­ностей вызывать действия для умножения жизненных благ, о чем свидетельствует роль техники в функционировании общества.

Творческая функция выражается в том, что философия как тип (способ) миропостижения характеризуется "выходом за рамки наличного бытия, его рутинности и суетности, за пределы любой ограниченности (прежде всего - своей собственной), лю­бых произвольно устанавливаемых "табу". Философские про­зрения нередко намного опережают открытия и выводы науки.

Критическая функция философии проявилась в борьбе с фео­дальным строем, когда, стремясь стать наставниками человечества, философы расшатывали престол и пытались опрокинуть алтарь.

В немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель) идея критики выражена в глубокой разработке понятия отрица­ния. Если у Канта отрицание приобрело вид логико-гносеологического, то у Гегеля критика осуществляется на пред­метно-теоретическом уровне.

Критика в марксизме выступает как конструктивный метод преобразования социальной действительности. Вместе с тем порой разрушительное начало в критике (например, в идее необхо­димости уничтожения буржуазного общественного строя) пре­увеличивалось.

В целом философская критика есть духовно-теоретический способ освоения бытия, оценки явлений, отражает неудовлетво­ренность субъекта их состоянием и развитием и выражает необ­ходимость преобразования реалий, обусловленную стремления­ми и целями человека.

По мере развития познания и практики круг философских про­блем и соответственно функций философии изменялся. Кроме на­званных, философия выполняет задачи уяснения ценностей, раскрытия разумом "вселенской" истины, объяснения смысла высказываний и т. д.

Наши рекомендации