ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА Период Хронологические рамки Философы Объект исследования Преставления об основной задаче философии

1. Заполните таблицу.

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА

Период Хронологические рамки Философы Объект исследования Преставления об основной задаче философии
Первый – классический        
Второй – эмпириокритицизм или махизм        
Третий – неопозитивизм или логический позитивизм        

2. У. Джемс писал, что «иметь истинные идеи – это, попросту говоря, владеть драгоценным инструментом для действия». «Вы можете сказать о ней – «она полезна, поскольку она истинна», или же «она истинна, поскольку она полезна». Эти две фразы говорят совершенно одно и то же: и та и другая констатируют, что есть некая идея, которая реализуется и которая может себя верифицировать… «Истинная» вы говорите об идее, которую пускаете в работу верификации, «полезная» – о действиях, производимых идеей, поскольку эти действия воплощаются в мире опыта».

Прокомментируйте эти выводы американского мыслителя.

а) Что значит верифицировать идею?

б) Какие идеи У. Джемс считает истинными?

в) Каково значение знаний (истинных идей) в жизнедеятельности людей?

г) Как связаны между собой истина, знание и вера? В чем полезность, по мнению У. Джемса, религиозной веры?

д) В чем, на ваш взгляд, преимущества и опасность прагматической концепции истины?

3. В своём произведении «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше описывает четыре состояния духа: сначала он предстаёт в образе верблюда, становится львом и, наконец, – ребёнком.

«Всё самое трудное берёт на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.

Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне.

Своего последнего господина ищет он себе здесь: врагом он стать ему, и своему последнему богу, ради победы он хочет бороться с великим драконом.

Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? «Ты должен» называется великий дракон. Но дух льва говорит «я хочу».

Чешуйчатый зверь «ты должен», искрясь золотыми искрами, лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестят, как золото, «ты должен!».

Тысячелетие ценности блестят на этих чешуях, и так говорит сильнейший из всех драконов: «Ценности всех вещей блестят на мне».

«Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность – это я. Поистине, «я хочу» не должно более существовать!». Так говорит дракон.

Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержанный и почтительный?

Создавать новые ценности – этого не может ещё лев, но создавать себе свободу для нового созидания – это сила льва.

Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом – для этого, братья мои, нужно стать львом. Завоевать себе право для новых ценностей – это самое страшное завоевание для духа выносливого и почтительного. Поистине, оно кажется ему грабежом и делом хищного зверя.

…Но скажите, братья мои, что может сделать ребёнок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребёнком?

Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения.

Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир.

Три превращения духа назвал я вам: как дух стал верблюдом, львом верблюд, и, наконец, лев ребёнком».

Прокомментируйте притчу Ф. Ницше в соответствии с предложенными вопросами.

а) Что включает в себя понятие «дух»?

б) Какие метаморфозы человеческого духа описывает Ф. Ницше?

в) Какой смысл вкладывает философ в образы верблюда, льва, дракона и ребенка? Почему высшее состояние духа он связывает с образом ребенка? Каково значение игры?

г) Соотнесите эту притчу Ф. Ницше с другими его философскими идеями. Какая связь обнаруживается?

д) Приведите примеры описанных Ф. Ницше трансформаций (в жизни человека, в развитии общества, в эволюции культуры).

4. В работе «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» А. Камю так рассуждает об известном герое древнегреческих мифов.

«Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадёжный труд.

…Этот миф трагичен, поскольку его главный герой наделён сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сегодняшний рабочий живёт так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание. Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела, о нём он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение».

Прокомментируйте отрывок из работы А. Камю.

а) Что обозначает понятие «абсурд» в философии А. Камю? Почему Сизиф, в понимании Камю, абсурдный герой?

б) Преодолим ли абсурд существования? Каковы способы его преодоления?

в) В чём состоит победа Сизифа? Почему, по мнению писателя, «ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу»?

г) Как, в представлении философа, связаны между собой абсурд и бунт?

5. Э. Фромм описал удивительный феномен «бегство от свободы». Ознакомьтесь с отрывками из знаменитой книги философа и дайте ответы на предложенные вопросы.

«Миллионы людей продемонстрировали то, что они вовсе не стремились получить эту свободу, а, наоборот, хотели от нее избавиться…

Моральное одиночество так же невыносимо, как и одиночество физическое…

Религия и национализм, как и любые обычаи, любые предрассудки – даже самые нелепые и унизительные, – являются порой спасательным кругом для человека, если они обеспечивают связь человека с окружающими людьми, спасая его от самого страшного, что может быть у человека, от одиночества и изоляции…

Человек должен либо воссоединиться с окружающим его миром в спонтанности любви и творческого труда, либо отыскать опору, поиск которой будет сопровождаться потерей и уничтожением индивидуальности и свободы человека…

А вот после того, как человек становится самостоятельным индивидуумом, он вынужден находиться один на один с ошеломляюще огромным миром.

В результате у человека возникает стремление и горячее желание отказаться от своей индивидуальности в пользу победы над чувством одиночества и беспокойства, а для этого ему необходимо слиться с окружающим миром, полностью раствориться в нем».

Прокомментируйте отрывки из книги «Бегство от свободы».

а) Объясните, что автор называет «бегством от свободы»? В чем его опасность?

б) Каковы причины бегства от свободы? Приведите примеры из личного опыта.

в) Когда в истории человечества, по вашему мнению, возник феномен «бегства от свободы»?

г) Как стремление людей к единению с другими, к идентификации с ними способствует возникновению тоталитарных и авторитарных политических режимов и социальных явлений?

д) Может ли, по вашему мнению, человек быть свободен от общества? Почему? Найдите альтернативу «бегству от свободы».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА Период Хронологические рамки Философы Объект исследования Преставления об основной задаче философии - student2.ru ЛИТЕРАТУРА

Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. – М., 2001.

Введение в философию : учебник для вузов / под ред. И. Т. Фролова. – М., 2003.

Делез, Жиль. Что такое философия? /Жиль Делез, Феликс Гваттари. – М. ; СПб., 1998.

Зотов, А. Ф. Современная западная философия : учебник / А. Ф. Зотов. – М., 2001.

История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. IV. – М., 1999.

История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. III. – М., 1999.

Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1990.

Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1977.

Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. – М., 1994.

Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. – М., 1990.

Поппер, К. Объективное знание / К. Поппер. – М., 2002.

Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. – М., 1989.

Радугин, А. Философия: курс лекций / А. Радугин. – М., 1997.

Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1997. – Т. 4: От романтизма до наших дней.

Сумерки богов. – М., 1989.

Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – М., 1992.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА Период Хронологические рамки Философы Объект исследования Преставления об основной задаче философии - student2.ru Хайдеггер, М. Время и бытие: статья и выступление / М. Хайдеггер. – М., 1993.

Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991.

 
  ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА Период Хронологические рамки Философы Объект исследования Преставления об основной задаче философии - student2.ru

МОДУЛЬ IX

ОНТОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О БЫТИИ)

1. Философский смысл понятия «бытие». Виды и формы бытия.

2. Понятие материи. Современные представления о строении и свойствах материи.

3. Идея развития в истории философии. Диалектика и метафизика.

4. Детерминация как принцип устройства мира. Детерминизм и индетерминизм.

Наши рекомендации