ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА Период Хронологические рамки Философы Объект исследования Преставления об основной задаче философии
1. Заполните таблицу.
ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВИЗМА
Период | Хронологические рамки | Философы | Объект исследования | Преставления об основной задаче философии |
Первый – классический | ||||
Второй – эмпириокритицизм или махизм | ||||
Третий – неопозитивизм или логический позитивизм |
2. У. Джемс писал, что «иметь истинные идеи – это, попросту говоря, владеть драгоценным инструментом для действия». «Вы можете сказать о ней – «она полезна, поскольку она истинна», или же «она истинна, поскольку она полезна». Эти две фразы говорят совершенно одно и то же: и та и другая констатируют, что есть некая идея, которая реализуется и которая может себя верифицировать… «Истинная» вы говорите об идее, которую пускаете в работу верификации, «полезная» – о действиях, производимых идеей, поскольку эти действия воплощаются в мире опыта».
Прокомментируйте эти выводы американского мыслителя.
а) Что значит верифицировать идею?
б) Какие идеи У. Джемс считает истинными?
в) Каково значение знаний (истинных идей) в жизнедеятельности людей?
г) Как связаны между собой истина, знание и вера? В чем полезность, по мнению У. Джемса, религиозной веры?
д) В чем, на ваш взгляд, преимущества и опасность прагматической концепции истины?
3. В своём произведении «Так говорил Заратустра» Ф. Ницше описывает четыре состояния духа: сначала он предстаёт в образе верблюда, становится львом и, наконец, – ребёнком.
«Всё самое трудное берёт на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню.
Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне.
Своего последнего господина ищет он себе здесь: врагом он стать ему, и своему последнему богу, ради победы он хочет бороться с великим драконом.
Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? «Ты должен» называется великий дракон. Но дух льва говорит «я хочу».
Чешуйчатый зверь «ты должен», искрясь золотыми искрами, лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестят, как золото, «ты должен!».
Тысячелетие ценности блестят на этих чешуях, и так говорит сильнейший из всех драконов: «Ценности всех вещей блестят на мне».
«Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность – это я. Поистине, «я хочу» не должно более существовать!». Так говорит дракон.
Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержанный и почтительный?
Создавать новые ценности – этого не может ещё лев, но создавать себе свободу для нового созидания – это сила льва.
Завоевать себе свободу и священное Нет даже перед долгом – для этого, братья мои, нужно стать львом. Завоевать себе право для новых ценностей – это самое страшное завоевание для духа выносливого и почтительного. Поистине, оно кажется ему грабежом и делом хищного зверя.
…Но скажите, братья мои, что может сделать ребёнок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребёнком?
Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения.
Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир.
Три превращения духа назвал я вам: как дух стал верблюдом, львом верблюд, и, наконец, лев ребёнком».
Прокомментируйте притчу Ф. Ницше в соответствии с предложенными вопросами.
а) Что включает в себя понятие «дух»?
б) Какие метаморфозы человеческого духа описывает Ф. Ницше?
в) Какой смысл вкладывает философ в образы верблюда, льва, дракона и ребенка? Почему высшее состояние духа он связывает с образом ребенка? Каково значение игры?
г) Соотнесите эту притчу Ф. Ницше с другими его философскими идеями. Какая связь обнаруживается?
д) Приведите примеры описанных Ф. Ницше трансформаций (в жизни человека, в развитии общества, в эволюции культуры).
4. В работе «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде» А. Камю так рассуждает об известном герое древнегреческих мифов.
«Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадёжный труд.
…Этот миф трагичен, поскольку его главный герой наделён сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сегодняшний рабочий живёт так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание. Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела, о нём он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение».
Прокомментируйте отрывок из работы А. Камю.
а) Что обозначает понятие «абсурд» в философии А. Камю? Почему Сизиф, в понимании Камю, абсурдный герой?
б) Преодолим ли абсурд существования? Каковы способы его преодоления?
в) В чём состоит победа Сизифа? Почему, по мнению писателя, «ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу»?
г) Как, в представлении философа, связаны между собой абсурд и бунт?
5. Э. Фромм описал удивительный феномен «бегство от свободы». Ознакомьтесь с отрывками из знаменитой книги философа и дайте ответы на предложенные вопросы.
«Миллионы людей продемонстрировали то, что они вовсе не стремились получить эту свободу, а, наоборот, хотели от нее избавиться…
Моральное одиночество так же невыносимо, как и одиночество физическое…
Религия и национализм, как и любые обычаи, любые предрассудки – даже самые нелепые и унизительные, – являются порой спасательным кругом для человека, если они обеспечивают связь человека с окружающими людьми, спасая его от самого страшного, что может быть у человека, от одиночества и изоляции…
Человек должен либо воссоединиться с окружающим его миром в спонтанности любви и творческого труда, либо отыскать опору, поиск которой будет сопровождаться потерей и уничтожением индивидуальности и свободы человека…
А вот после того, как человек становится самостоятельным индивидуумом, он вынужден находиться один на один с ошеломляюще огромным миром.
В результате у человека возникает стремление и горячее желание отказаться от своей индивидуальности в пользу победы над чувством одиночества и беспокойства, а для этого ему необходимо слиться с окружающим миром, полностью раствориться в нем».
Прокомментируйте отрывки из книги «Бегство от свободы».
а) Объясните, что автор называет «бегством от свободы»? В чем его опасность?
б) Каковы причины бегства от свободы? Приведите примеры из личного опыта.
в) Когда в истории человечества, по вашему мнению, возник феномен «бегства от свободы»?
г) Как стремление людей к единению с другими, к идентификации с ними способствует возникновению тоталитарных и авторитарных политических режимов и социальных явлений?
д) Может ли, по вашему мнению, человек быть свободен от общества? Почему? Найдите альтернативу «бегству от свободы».
ЛИТЕРАТУРА
Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. – М., 2001.
Введение в философию : учебник для вузов / под ред. И. Т. Фролова. – М., 2003.
Делез, Жиль. Что такое философия? /Жиль Делез, Феликс Гваттари. – М. ; СПб., 1998.
Зотов, А. Ф. Современная западная философия : учебник / А. Ф. Зотов. – М., 2001.
История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. IV. – М., 1999.
История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. III. – М., 1999.
Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. – М., 1990.
Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1977.
Леви-Стросс, К. Первобытное мышление / К. Леви-Стросс. – М., 1994.
Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Ницше Ф. Сочинения. Т. 2. – М., 1990.
Поппер, К. Объективное знание / К. Поппер. – М., 2002.
Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов. – М., 1989.
Радугин, А. Философия: курс лекций / А. Радугин. – М., 1997.
Реале, Д. Западная философия от истоков до наших дней / Д. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1997. – Т. 4: От романтизма до наших дней.
Сумерки богов. – М., 1989.
Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление / А. Шопенгауэр. – М., 1992.
Хайдеггер, М. Время и бытие: статья и выступление / М. Хайдеггер. – М., 1993.
Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991.
МОДУЛЬ IX
ОНТОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О БЫТИИ)
1. Философский смысл понятия «бытие». Виды и формы бытия.
2. Понятие материи. Современные представления о строении и свойствах материи.
3. Идея развития в истории философии. Диалектика и метафизика.
4. Детерминация как принцип устройства мира. Детерминизм и индетерминизм.