Тема №2. Наука эпохи Средневековья и Нового времени
1. Средневековая наука и ее связь с магией и алхимией.
2. Развитие науки в эпоху Возрождения. Становление гелиоцентрической системы.
3. Наука Нового времени. Становление классической физики и механической картины мира.
Список литературы
Основная
1. Концепции современного естествознания: в 2 ч.: учеб. пособие / под ред. А.С. Борщова, Саратов, 2010.
2. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. / С.А. Лебедев. М., 2011.
3. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие. / Б.Н. Бессонов. М., 2009.
4. Хрусталев Ю.М. История и философия науки. / Ю.М. Хрусталев. М., 2009.
5. Концепции современного естествознания: учеб. пособие. / под ред. С.И. Самыгина. Ростов н/Д., 2008.
6. Сальников А. Н. Физика. 1:Классические представления. / А.Н. Сальников. М., 2006.
Дополнительная
1. Философия природы в античности и в Средние века / сост.: П.П. Гайденко, В. Петров. М., 2000.
2. Гайденко П.П. Новоевропейская философия и ее связи с наукой. / П.П. Гайденко. М., 2011.
3. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. / Ж. Ле Гофф. М., 1992.
4. Бруно Дж. Избранное. / Дж. Бруно. Самара. 2000.
5. Фантоли А. Галилей: в защиту учения Коперника и достоинства Святой Церкви. / А. Фантоли. М., 1999.
6. Ютен С. Алхимики в Средние века. / С. Ютен. М., 2005.
7. Голин Г.М., Филонович С.Р. Классики физической науки. / Г.М. Голин, С.Р. Филонович. М., 1989.
8. Лейзер Д. Создавая картину Вселенной. / Д. Лейзер. М., 1988.
9. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. / Л.М. Косарева. М., 1997.
10. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. / И. Ньютон. М., 2008.
11. Коперник Н. О вращении небесных тел. / Н. Коперник. М., 2009.
Методические указания
При изучении данной темы студент должен помнить, что с момента, когда в Европе христианство стало доминирующей религией, статус науки существенно изменился. Проблема соотношения знания и веры была решена в пользу последней, а, значит, научное познание могло развиваться только в русле христианской веры. Но считать, что Средние века уничтожили науку в корне не верно. Именно в это время появляются первые университеты, ставшие сильными научными центрами, развивается логика, риторика, совершаются многие научные открытия. Однако и на этом этапе наука остается в большей степени сферой практики и часто смешивается с герметичными искусствами, которые не используют научных понятий и рационально-логических схем.
Во время эпохи Возрождения наука выходит на новый виток своего развития. Под влиянием пантеистических идей появляются положения о множественности миров, обосновывается гелиоцентризм или даже теория о том, что у Вселенной нет одного центра. Эти идеи оказывают огромное влияние на культуру и на то, как впоследствии будут понимать роль и значимость науки в освоении человеком мира.
XVII в. стал рубежом для научного познания, зародилась целостная картина мира с четко проработанной методологией, структурой и логикой. Такую научную картину мира назвали механистической, ведь в ее основе лежало представление о том, что мир – огромный механизм, части которого определены причинно-следственными связями. Появляются первые полноценные методологи науки, такие как Ф.Бэкон и Р.Декарт. Они отрабатывают, систематизируют и определяют основные методы научного исследования. Такая работа позволяет создавать единую систему экспериментально-математического исследования природы. Имена Г.Галилея, И.Ньютона, И.Кеплера и других знаменитых ученых этого времени стали символами классической науки с ее уверенностью в том, что все можно измерить и описать законами механики.
Тема №3. Становление неклассической
И постнеклассической науки
1. Понятия неклассической и постнеклассической науки, причина ее появления.
2. Представления о макро- и микромире в неклассической науке.
3. Дифференциальные и интеграционные процессы в научном познании. Появление междисциплинарных наук.
Список литературы
Основная
1. Лебедев С.А. Философия науки: учебное пособие. / С.А. Лебедев. М., 2011.
2. Бессонов Б.Н. История и философия науки: учебное пособие. / Б.Н. Бессонов. М., 2009.
3. Хрусталев Ю.М. История и философия науки. / Ю.М. Хрусталев. М., 2009.
4. Черникова И.В. Философия и история науки. / И.В. Черникова. Томск, 2001.
5. Данилов Ю. Синергетика – лицом к человеку // Знание – сила. 2008. № 11.
6. Александров Ю.В., Тарароев Я.В. О возможности третьей революции в астрономии // Вопросы истории естествознания и техники. 2008. № 3. С. 18-29.
Дополнительная
1. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. / В.А. Канке. М, 2000.
2. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003. № 8. С. 5-17.
3. Степин В.С. Теоретическое знание. / В.С. Степин. М., 2000.
4. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. / В.С. Швырев. М., 2003.
5. Бройль де Л. Революция в физике. / Л. де Бройль. М., 1965.
6. Тригг Дж. Физика XX века: ключевые эксперименты. / Дж. Тригг. М., 1978.
7. Эйнштейн А. Инфельд Л. Эволюция физики. / А. Эйнштейн, Л. Инфельд. М., 2009.
8. Эйнштейн А. Работы по теории относительности. / А. Эйнштейн. М., 2008.
9. Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. / Г. Хакен. Москва-Ижевск, 2003.
10. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок их хаоса. Новый диалог человека с природой. / И. Пригожин, И. Стенгерс. М., 2008.
Методические рекомендации
На данном семинарском занятии речь пойдет о том, что в конце XVIII – начале XIX вв. происходили изменения, которые привели к тому, что механицизм утратил статус общенаучного принципа. Ученые столкнулись с тем, что ньютоновская механика не может быть признана универсальным законом, она действует только для определенного уровня реальности и определенной группы объектов. Это не означает, что наука отказалась от применения классической физики и ее понимания времени, пространства, скорости, относительности. Скорее это означало расширение горизонтов познания человеком природы, а, значит, требовало новых методов и теорий. В XIX в. происходит пересмотр основных понятий научной картины мира: время, пространство, система, движение, материя. Это, в свою очередь, позволило заговорить о новом этапе развития науки, получившим название неклассическая наука. Основой нового этапа изучения человеком природы становится электромагнитная картина мира и принцип корпускулярно-волнового дуализма, представление о строении атома и квантовая теория, и, наконец, общая и специальная теория относительности А.Эйнштейна и теория нестационарной Вселенной.
Сегодня принято говорить о новом этапе развития науки, который многие ученые называют постнеклассическим этапом. Для современной науки характерны процессы интеграции, которые свидетельствуют о внутреннем методологическом единстве научного знания. Долгое время в научном сообществе существовала узкая специализация ученых, однако с развитием научного знания стала очевидной необходимость междисциплинарного подхода. Сегодня большую перспективу видят в развитии новых междисциплинарных сфер научного познания: синергетики, кибернетики, теории систем. Эти науки образованы на стыке множества дисциплин как естественного, так и гуманитарного профиля. А это, в свою очередь, свидетельствует о принципиальном единстве всего научного знания.
Вопросы коллоквиума
1. Проблема периодизации в истории науки.
2. Наука в древности – преднаука или полноценное научное знание?
3. Решение проблемы веры и знания в науке эпохи Средних веков.
4. Механицизм как научная программа.
5. Неклассическая и постклассическая наука: основные проблемы.
РАЗДЕЛ 3. СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ