Периодизация русской философии. Особенности первого этапа развития (XI-XVII вв.)
История философской мысли в России — органическая часть всемирной истории философии. Русская философия в ее развитии показывает, что основные проблемы мировой философии являются и ее проблемами. Однако подход к этим проблемам, способы их усвоения и осмысления глубоко национальны.
С появлением в России университетов в XVIII веке (Московского, Петербургского) философская мысль оживилась, стали возникать собственно российские профессиональные кадры философов.
Несмотря на это принято считать, что русская философская мысль в своем становлении и развитии проходит ряд этапов, которые сопоставимы с этапами развития государства и культуры.
I этап - XI - XVII вв.
II этап - XVIII - XIX вв.
III этап - XIX - XX вв.
Это деление условно, так как каждый этап неоднороден, имеет свои особенности и свои внутренние течения. Можно дать и такую периодизацию: В истории русской философии можно выделить два относительно самостоятельных периода: предфилософии и философии.[4]
Период предфилософии (XI-XVII вв.) характеризуется глубокими и тесными связями элементов философского творчества с религиозной стихией Древней Руси и богословскими идеями византийского христианства. В литературных и религиозных текстах этого времени отчетливо просматривается философская проблематика. В понимании предыстории русской философии не следует, видимо, руководствоваться традиционными мерками, а нужно учитывать ее специфику. Период собственно философии начинается с XVII века.
Отличительная особенность древнерусской философиии:
во-первых, отсутствие самостоятельного статуса; невычлененность из общекультурного фона, прежде всего, из религиозной литературы; это сдерживало развитие философии как самостоятельного вида деятельности, не способствовало развитию понятийного аппарата и созданию философских систем;
во-вторых, ярко выраженная религиозная направленность, т.к. центрами духовной жизни в то время являлись монастыри. Самобытность русской философии связанна с процессами христианизации (начало положено крещением Руси в 988 г.) и в связи с этим философская мысль:
с одной стороны - восприняла ряд черт и образов языческого мировоззрения и культуры,
а с другой- связав себя узами с Византией, стала впитывать античную философию.
Преобладающими проблемами древнерусской философской мысли являлись понятия о душе, о взаимодействии души и тела, о мудрости, о знании вообще и др.;
Христианское учение вносит в культуру идею «начала» и «конца», применимую как к отдельному человеку, так и к человеческой истории в целом. Здесь понимание свободы воли предполагает также и моральную ответственность за содеянное при жизни, вводится тема греховности, покаяния, жалости к несовершенному человеку.
Отсюда то главное внимание, которое уделялось на Руси «внутренней философии», нацеленной на богопознание и спасение человеческой души и восходящей к учениям восточных отцов церкви.
Выдающимся представителем Кирилло-мефодиевской традиции является Иларион — первый киевский митрополит из русских. До него на эту должность назначались греки. Иларион написал произведения, дошедшие до наших дней: «Слово о законе и благодати», «Молитва» и «Исповедание веры». Наиболее известное из них «Слово», являясь богословским сочинением, вместе с тем представляет собой и своеобразный историософский трактат. Здесь дается масштабное осмысление мировой истории, разделенной на три периода: языческий («идольский мрак»), иудейский, соответствующий Моисееву закону, и христианский — период утверждения истины и благодати.
Крупным мыслителем был также митрополит Никифор (2-я половина XI — 1121). По происхождению этнический грек, Никифор олицетворяет своим творчеством скорее «византийский», чем «славяно-русский» (как у Илариона), тип философствования. Он является распространителем идей христианизированного платонизма на русской почве. Большой интерес представляет его сочинение «Послание Мономаху о посте и о воздержании чувств». Наряду с важными для христианского благочестия поучениями о пользе поста, смиряющего низменные, плотские устремления и возвышающего дух человека, здесь содержатся и более общие рассуждения философско-психологического характера. В них нашло отражение учение Платона о душе.
Развитие русского национального сознания нашло свое отражение и в религиозно-философских идеях того времени. Обоснование идеи единства Русского государства во главе с его исторически сложившимся центром — Москвой содержится в «посланиях» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея (ок. 1465 — ок. 1542) к разным лицам: Василию III, к дьякону Мисюрю Мунехину, Ивану IV (Грозному). Суть принадлежащей Филофею идеи «Москва — Третий Рим» формулируется следующим образом: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».
Господство церкви в средневековой русской культуре не исключало наличия противоречий и разногласий среди духовенства. В конце XV — начале XVI вв. возник конфликт между нестяжателями и иосифлянами. Богословскую партию нестяжателей возглавлял Нил Сорский (1433—1508), а идейным руководителем иосифлян был Иосиф Волоцкий (1439/1440— 1515). Иосифляне выступали за неукоснительную регламентацию церковной жизни в соответствии с разработанным Иосифом Волоцким «Уставом», в котором содержались строгие предписания по части соблюдения установленных правил и обрядов. Принадлежавшее ему же сочинение под названием «Просветитель» осуждало ереси.
Ярким представителем этого этапа развития философской мысли является Максим Грек (до принятия пострига - Михаил Триволис).
В 1518 г. по просьбе великого князя Василия III в Москву из Афона прибыли монахи - переводчики, и среди них - Грек. В 1525 г. он был обвинен в ереси и политических преступлениях, осужден и много лет провел в заключении (шесть лет- в темнице Волоколамского монастыря и 15 лет — в Тверском монастыре).
По прибытии в Россию, не знавший даже русского языка, Максим Грек стал одной из ярких фигур в истории русской религиозно-философской мысли, а после смерти - русским святым.
Суть взглядов.
1. Хорошо зная учения Сократа, Платона, Аристотеля, Августина Блаженного и др. мыслителей он утверждает, что философия, «без умаления есть вещь весьма почитаемая и поистине блаженная». Важнейший вопрос, который необходимо выяснить - каков тот единственный жизненный путь, который может привести человека к спасению.
2. Человек состоит из трех начал:
а) плотское;
б) душевное;
в) духовное.
Ум - «кормчий души», выполняет главенствующую роль по отношению к телу и душе.
3. Сам ум нуждается в просвещении и нравственном совершенство-
4. Высшая цель человека - постичь любовь к Богу н человеку, не допуская Зла. Для этого надо победить гнев, праздность, быть скромным, избежать гордыни.
5. В своих воззрениях на государственную власть он был сторонником гармоничного единства светской и духовной власти, полагая, что лучшей формой государства является просвещенный абсолютизм, который опирается на закон.