Особенности становления юридической науки в россии
1.Правовые взгляды Древней Руси и Московского государства.
2.Становление юридической науки в Российской Империи (XVIII – начало XX в.).
3. Основные этапы становления советской юридической науки.
4. Актуальные проблемы современной юридической науки и перспективы ее развития.
Цель изучения темы:
Формирование у студентов базовых представлений о правовых взглядах и особенностях становления юридической науки в России.
Задачи изучения темы:
- получение представлений о правовых взгляды Древней Руси и Московского государства;
-определение истоков юридической науки в Российской Империи (XVIII – начало XX в.);
-формирование понятия и определение советской юридической науки.
Изучив тему, Вы получите представление о:
- правовых взглядах Древней Руси и Московского государства;
- истоках юридической науки в Российской Империи (XVIII – начало XX в.) ;
-формировании советской юридической науки.
Будете знать:
-правовые взгляды Древней Руси и Московского государства.
-становление юридической науки в Российской Империи (XVIII – начало XX в.).
-основные этапы становления советской юридической науки.
-актуальные проблемы современной юридической науки и перспективы ее развития.
Контрольные вопросы к теме
- Чем отличаются основные направления и школы понимания права?
- В чем отличие правопонимания в советской правовой науке и в современной России?
- Зарождение юридической науки в России.
- Становление юридического образования в дореформенной России (XVIII – первая половина XIX в.).
- Развитие юридического образования в пореформенной России (вторая половина XIX – начало XX вв.).
- Университетская наука. Краткие биографические сведения об ученых-юристах. Юридический позитивизм в России.
- Социологическое и психологическое направление в юридической науке. Международные связи российской юридической науки.
- Основные итоги и достижения российской юридической науки на рубеже 1917 года.
- Отличительные черты и особенности советского этапа в развитии юридической науки.
- Советская юридическая наука периода «развитого социализма»: масштабность задач и консерватизм решений. Основные итоги и достижения российской юридической науки советского периода.
Темы рефератов и докладов
1. Становление теоретической юриспруденции в России
2. Генезис университета в России в XVIII веке.
3. Развитие юридической науки в XIX веке.
4. Особенности советского этапа в развитии юридической науки.
5. Отражение в юридической науке деформации законности, нарушений прав человека.
6. Советская юридическая наука периода «развитого социализма»: масштабность задач и консерватизм решений.
7. Российская правовая система: современные подходы к познанию.
8. Общечеловеческий и культурно-исторический аспекты изучения российской правовой системы.
9. Российская правовая система как целостный культурно-исторический феномен. Периодизация российской правовой системы.
Литература, рекомендуемая к изучению
- Иванников, И. А. История и методология юридической науки / И. А. Иванников. — М.: Юрлитинформ, 2015.
- Карташов, В. Н. Теория правовой системы общества: в 2 т. / В. Н. Карташов. — Ярославль: ЯрГУ, 2005.
- Лушников, А. М. История и методология юридической науки: учебно-методическое пособие / А. М. Лушников. — Ярославль: ЯрГУ, 2015.
- Лушников, А. М. Теория государства и права / А. М. Лушников. — М.: Юрлитинформ, 2012.
- Сырых, В. М. История и методология юридической науки / В. М. Сырых. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2012.
- Ярославская юридическая школа: прошлое, настоящее, будущее / под ред. С. А. Егорова, А. М. Лушникова, Н. Н. Тарусиной. — Ярославль: ЯрГУ, 2009.
ТЕМА 4.
ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
1. Основные модели историографии науки.
2. Основные этапы развития и основные исторические формы научной рациональности.
3. Классический этап развития юридической науки.
4. Неклассический этап развития юридической науки.
5. Постнеклассический этап развития юридической науки.
Цель изучения темы:
Формирование у студентов базовых представлений о основных этапах развития и исторических формах научной рациональности.
Задачи изучения темы:
- получение представлений о основных моделях историографии науки;
- определение основных этапов развития и основных исторических формах научной рациональности;
-формирование классического неклассического этапа развития юридической науки.
Изучив тему, Вы получите представление о:
- основных моделях историографии науки;
- основных этапах развития и исторических формах научной рациональности.
Будете знать:
-основные модели историографии науки;
-основные этапы развития и основные исторические формы научной рациональности;
-классический этап развития юридической науки;
-неклассический этап развития юридической науки;
-постнеклассический этап развития юридической науки.
Контрольные вопросы к теме
- Натурфилософские основания теории общественного договора.
- Классическая научная рациональность и ее влияние на теории естественного права.
- Юридический позитивизм, его ценностные основания.
- Принцип конвенционализма в науке и юриспруденции.
- Объективизм как альтернатива конвенционализма.
- Школа естественного права: философско-методологические основания и основные идеи, отношение к естественнонаучному гносеологическому идеалу и методы познания.
- Постмодернизм как явление культуры, его влияние на западное правосознание. Постструктурализм в науке и юриспруденции.
- Альтернатива классического и неклассического правопонимания.
ТЕСТЫ
1. В современном науковедении сложилась традиция выделять следующие типы научной рациональности, совпадающие с тремя этапами развития науки:
а) классический;
б) неклассический;
в) неоклассический;
г) постнеклассический;
д) протоклассический.
2. Натуроцентризм как центральный принцип классической науки в юридической науке XVII - XVIII веков отливается в форму концепции:
а) исторического права;
б) естественного права;
в) живого права;
г) свободного права.
3. Представление о правовой реальности как сложной, внутренне неоднородной и антиномичной системе присуще:
а) классической юридической науке;
б) неклассической юридической науке;
в) постнеклассической юридической науке;
г) неоклассической юридической науке.
4. Основные модели историографии науки:
а) кумулятивизм – антикумулятивизм;
б) позитивизм - антипозитивизм;
в) сциентизм – антисциентизм;
г) интернализм – экстернализм.
5. Систему юридических наук составляют:
1) естественные, общественные, технические науки;
2) отраслевые, межотраслевые, историко-теоретические науки;
3) фундаментальные, прикладные, познавательные науки;
4) естественные, неестественные, противоестественные.
6. К какому понятию следует отнести данное определение: «Система основных идей, или совокупность объединенных общим принципом (законом) научных положений в какой-либо отрасли знаний»:
1) наука;
2) концепция;
3) теория;
4) соответствует всем понятиям.
7. Подберите понятие к данному определению: «Методологическая наука, разрабатывающая принципиально важные теоретические положения и направляющая развитие отраслевых юридических
дисциплин»:
1) философия права;
2) теория государства и права;
3) история государства и права;
4) методология права.
8. Юридической науке не присуща следующая функция:
1) онтологическая;
2) эвристическая;
3) регулятивно-статическая;
4) политико-управленческая.
9. Предмет юридической науки составляют:
1) основные и общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;
2) частные закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, их сущность;
3) исследование определенной сферы государственной жизни и конкретной отрасли права;
4) все ответы правильные.
10. Какое из перечисленных понятий, отражающих составные части теории права, нарушает закономерность перечня:
1) философия права;
2) социология права;
3) норма права;
4) догма права.
11. Общетеоретическими принципами исследования государства и права являются:
1) анализ, аналогия, обобщение, гипотеза;
2) историзм, плюрализм, объективность;
3) абстрагирование, сравнение, моделирование;
4) все ответы правильные.
12. Внутреннюю сторону познания государственно-правовых явлений составляют следующие логические приемы:
1) абстрагирования, проб и ошибок, статистический;
2) синтез, гипотеза, анализ, индукция;
3) системный, сравнительный, функциональный;
4) конкретность, всесторонность, объективность.
Литература, рекомендуемая к изучению
- Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М., 1998.
- Берна Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.
- Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - М., 1998.
- Вернадский В. И. Проблема биохимии. - М., 1988.
- Волошинов В. Философия и социология гуманитарных наук. - СПб., 1995.
- Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. - М., 2003. - 523 с.
- Горохов В. Г. Философия науки и техники / В. Г. Горохов, М. А. Розов. - М., 1999.
- Касавин И. Т. Рациональность в познании и практике / И. Т. Касавин, З. А. Сокулер. - М., 1989.
- Лапаева В. В. Различные типы правопонимания: анализ научно-практического потенциала / В. В. Лапаева // Законодательство и экономика. - 2006. - №4.
- Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. Наука как социокультурный феномен / Т. Г. Лешкевич. - М., 2004.
- Петров А. В. Теория государства и права: введение в курс / А. В. Петров. - Н.Новгород: ННГУ, 2000.
- Попов В. В. Теория рациональности (неклассический и постнеклассический подходы): учеб. пособие / В. В. Попов, Б. С. Щеглов. - Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 2006. - С. 268.
- Степин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М., 2000. - 744 с.
- Торосян В. Г. Концепции современного естествознания / В. Г. Торосян. - Краснодар, 1999.
- Тулмин Ст. Человеческое понимание / Ст. Тулмин. - М., 1984.
- Философия о предмете и субъекте научного познания. - СПб., 2002.
- Холтон Дж. Что такое антинаука? / Дж. Холтон // Вопросы философии. - 1992. - № 2.
- Хоркхаймер М. Диалектика просвещения / М. Хоркхмайер, Т. Адорно. - СПб., 1997.
- Швырев В. С. Научное познание как деятельность / В. С. Швырев. - М., 1984.
- Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии. - 1992. - № 6.
ТЕМА 5.