Вклад элеатов в развитие философии. Роль философии в развитии частных наук
Вопрос.
Роль философии в развитии частных наук.
Определение предмета частной науки (со времени Аристотеля все науки, кроме философии, называют частными). Предмет частной науки – система специфических преимущественного для нее объекта познания. Древние мыслители полагали, что философия изучает мир в целом, а другие науки изучают только части этого мира. Такая характеристика философии сопровождалась разъяснением, будто философия – наука наук, а другие – ее рабыни. Такой взгляд на философию, несмотря на преувеличение ее роли, продержался в течение десятилетий, служа могучим ускорителем всей науки. Вопрос о различии понятий «объект научного познания» и «объект науки»встает снова, так как в настоящее время один и тот же объект познания изучают многие науки, но каждая – исследует этот объект в плане своего предмета. По мере развития нашего знания, уточняются наши представления и об объекте познания, и о предмете науки. Но в литературе пока не пришли к четкому пониманию сказанного. Обычно путают объект познания с предметом науки, а предмет науки – с багажом наших знаний о нем.
В целом, существует множество форм взаимосвязи философии с другими науками. Однако, основной формой взаимодействия с другими науками является взаимосвязь с помощью каждого конкретного объекта. Сущность объекта – неразрывное единство двух сторон – всеобщей и специфической. Лишь неразрывное единство этих сторон позволяет понять взаимосвязь с другими науками. На протяжении всей истории познания наблюдаются две противоположные тенденции в понимании взаимосвязи философии с другими науками. Согласно одной из них, философия неразрывно связана с другими науками. Эта связь была преувеличена в сторону философии, которая была объявлена наукой наук. Согласно другой – философия оторвана от других наук и занимается проблемами, которые не имеют значения для жизни людей.
Вопрос.
Зарождение европейской философии в Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, пифагорейский союз).
Миле́тская школа— философская школа, основанная Фалесом в Милете (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни).
Философисты милетской школы:
• выступали с материалистических позиций;
• занимались не только философией, но и другими науками — точными и естественными;
• пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");
• искали первоначало - субстанцию, из кот. возник окружающий мир.
Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). Он принадлежал к царскому роду. Гордый, сумрачный, нелюдимый. Первоначалом всего сущего считал огонь;
• Вывел закон единства и борьбы противоположностей. Считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды)"
Пифагорейский союз (около 532г.).
Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI — начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика:
первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием);
• считали единицу мельчайшей частицей всего;
Вопрос.
Атомизм Демокрита.
Демокрит родился около 470-469 г. до н.э
Основу философских размышлений Демокрита составляет идея атомизма, которая в самом общем виде уже появилась в древневосточной культуре и которая, как полагают историки, была воспринята Демокритом от его учителя Левкиппа.
Демокрит считал, что существует бесконечное множество миров; одни миры возникают, другое гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота — между мирами и атомами. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Помимо свойства неделимости атомы неизменны, не имеют внутри себя никакого движения; они вечны, не уничтожаются и вновь не появляются. Число атомов в мире бесконечно. Они различаются друг от друга по четырем признакам: 1) по форме, 2) по величине, 3) по порядку и 4) по положению.
Атомизм Левкиппа-Демокрита не получил надлежащей оценки, между тем как он составляет одно из величайших учений, до которых дошло глубокомыслие человечества. В отличие от всех выдвигавшихся до сих пор идей первоначала, идея атома содержит в себе, кроме всего прочего, принцип предела делимости материи: атом мыслился как наименьшая частица, которая выступает как исходный вещественный элемент сущего .
В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
• весь материальный мир состоит из атомов;
• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;
• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);
Вопрос.
Вклад элеатов в развитие философии.
Элеаты — представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид . Зенон Элейский, Мелисс Самосский.
Элеаты:
• изучали проблемы познания;
• жестко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;
• были сторонниками монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
Основателем элейской школы былПарменид из Элеи (ок.540-470 гг. до нашей эры).
Основным для Парменида, как и для всей элейской школы, является наука о бытии, о сущем. По Пармениду, не-сущее не существует. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться.
Одним из наиболее ярких учеников Парменида былЗенон (род. ок. 460 г. до нашей эры).
В своих онтологических взглядах Зенон однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер.
Согласно взглядам Зенона все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.
К числу видных мыслителей элейской школы принадлежит иМелисс с острова Самос (род. ок. 440 г. до нашей эры).
Мелисс полагал, что мир “не был сотворен” и не имеет конца. Бытие, согласно его представлениям, является не только единым и неограниченным во времени и пространстве, но и метафизически неизменным.
В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии.