Вопрос 3. Музыкальный язык как целостная система
Задачи современной акустики.
Обьективное обоснованиеновых явлений и интонаций в творчестве композитора. Выяснение роли обьекта акустических факторов (звуковысотных, тембровых, динамических, пространственных) в процессе формирования музыкального языка. Дальнейшая разработка теории слуха,голоса, музыкального воприятия. Совершенствование методов исследования исполнительского творчества и восприятия музыки, методов, опирающихся на использовние электроакустической аппаратуры.
Вопрос 2. Музыкальный строй и его разновидности.
Музыкальный строй- система высотных соотношений звуков, лежащая в основе данной музыкальной культуры.
Первые строи появились ещё до н.э. Сформировались в странах Ближнего Востока- Египет, Месопотамия, мал. Азия. Формирование строев сязано с развитием музыкальных инструментов (кифара), требовавших настройки. Строй- пентатоника,.- основана на интервале квинта.
Др. Греция. Пифагор. 4 в.до н.э.
Математически обосновал музыкальную систему древнегреческих ладов. Все звуки этой системы Пифагор расположил по восходящим и нисходящим 2.5. Поскольку в Др. Греции господствовало одноголосие, Пифагор создавал свой строй, как строй мелодический.
Середина 16 века эпоха Возрождения.
Итальянский теоретик Джозефоро Царлино, обосновал новый строй муз., получил название чистого или натурального.
Сыграл большуй роль в развитии европейской многоголосной музыки.
К началу 17 века формируется равномерно-темперированныйстрой.- обоснован немецким органистом Веркмейстером- рубеж 17-18вв. В этом строе сглаживаются противоречия пифогорейского и темперированного строев и разрешается проблема энгормонизма. (созвучия) До#- Ре b. 12 ступеней. Равномерно-темперированный укрепился в европейской музыкальной практике в 18в. Энгорманические звуки равны по высоте.
Существует 24-звучный темперированный строй.
Виды
1). Пифогорейский (12 ступ. в Европе позже) 7 ступеней.
2) Чистый (натуральный) образовался в Италии 16.в.
3) Равномерно-темперированный. 18 в.
Строй в 19 в
40 ступенчатый Томпсона.
32 ступенчатый Чельмгольца.
82 ступенчатый Гузенко.
Математический строй применяется при изготовлении музыкальных инструментов, их настройке и.т.д. В основе строя лежит тенденция к стабилизации точной фиксации высоты звуков. Каждая ступень звукоряда представлена только одним значением высоты.
Способы обозначения строя.
Рядом чисел (простые дрои 16\15, 9\8, 6\5) соотношением частот. Частота верхнего звука в интервале и частота нижнего звука в интервале).
В музыкальном строе высота эталонного строя- ля 1 октаывы- 440 Гц.
Вопрос 3. Музыкальный язык как целостная система.
Язык-это система знаков. Седство человеческого общения, мышления, выражения. С помощью языка осуществляется познание мира. Является специфическим социальным средством хранения и передачи информации.
Как произошёл?
Возник вместе с обществом в процессе совместной работы людей. Биологические предпосылки: сложные двигательные и звуковые формы сигнализации у высших животных. И лишь с работой возникла речевая сигнальная система. Там же зародился и музыкальный язык.
Словестный и музыкальный язык тесно связан с мышлением.
Основой словестного языка является словарный фонд.
Единицы муз. языка различают по обьёму.
Простейшие элементы: динамика, тембр.
Более сложные явления: мелодический рисунок, фактура.
Высокоорганизованные системы: лад, склад, гармония, полифония.
Музыкальный язык(МЯ) –это система, которая интегрирует взаимодействующие подсистемы. Эти подсистемы выполняют разные функии, но системы эти работают одновременно и координировано. Единицами музыкального языка являются: лад, мелодический рисунок, темп, метр, ритм, склади фактура, рармония, полифония, тембр, регистр, динамика, исполнительские штрихи.
Семиотика-наука о знаках и знаковых системах, она изучает язык.
Является ли музыка языком?
Сохор А.И.: признаёт знаковую природу МЯ, но считает, что знаковость носит факультативный характер и проявляется дискретно (т.е. в определенные моменты развертывания музыкального текста).
Медушевская, Мальцев: считают, что существует 3 вида знаков:
1) Иконические (интонация, ритм)
2) Индексные (жанровые напевы, символы, цитаты, лейтмотивы)
3) Конвенциальные (мажор, минор).
Мазель Л.Я.: МЯ – имеет дело с одним сложным видом знака, сочетающего в себе все 3 вида одновременно.
Кон Ю.Г. : музыкальному знаку не свойственно качество иконичности.
Арановский М.Г. :музыка обладает свойствами языка, но при этом она не имеет знаковой природы.