Пререквизиты и постреквизиты курса. По дисциплине - философия

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СТУДЕНТА (силлабус)

По дисциплине - философия

Кафедра: Философия и социально-политические дисциплины

Учебный год: 2013 - 2014

Количество кредитов: 3 кредит часа

Код дисциплины:

Форма обучения: очная

Курс: 2

Семестр: 3,4

Всего часов: 135 часов

из них:

Лекции – 15 часов

Семинарских занятий: 30 часов

СРСП - 45 часов

СРС - 45 часов

Экзамен: 3,4 семестр

Тараз 2013

Рабочая учебная программа курса составлена доцентом Гизатуллиной Г.А. на основании типовой учебной программы по философии, утвержденной МОН РК и Государственного общеобязательного стандарта образования РК 2005 года

Рабочая учебная программа рассмотрена на заседании кафедры философии и СПД

«______»_____________20__ года. Протокол №______.

Заведующий кафедрой ______________ Гизатуллина Г.А.

Рабочая учебная программа одобрена комитетом по рабочим программам историко-географического факультета

«______»_____________20__ года. Протокол №______.

Председатель _______________ Махашова П.М.

Сведения о преподавателе: Гизатуллина Гульгина Алимжановна, к.ф.н., доцент

Читаемые дисциплины: философия, история и философия науки

Количество учебных пособий: метод.пособие «Истоки русской философии»

Сведения о квалификации: читаю спецкурсы в магистратуре

Контактная информация: корпус 3, ауд. 219. Адрес: ул. Толе би, 68

Время пребывания на кафедре: в соответствии с расписанием занятий.

Расписание – еженедельно 3 занятия по 50 минут.

Часы консультаций в соответствии с графиком консультаций

1. Актуальность и необходимость изучения курса

«Познай самого себя – и ты познаешь Вселенную». Этот призыв Сократа актуален в наше время. В современном информационном обществе важно уметь ориентироваться в противоречивых хитросплетениях информации, систематизировать, обобщать и оценивать полученные знания. В ежедневной погоне за материальными благами человек теряет свою идентичность, духовность и нравственность. Философия призвана сохранить идентичность человека, развить его духовность, кругозор, эрудицию.

Цели и задачи курса

Цель курса:. Цель курса заключается в понимании человеком себя, своей души, своего места в мире, в понимании этого сложного мира, наиболее значимых проблем в современной цивилизации.

Цель курса состоит в том. чтобы познакомить студентов с предметом, структурой, функциями и методами философии; возникновение и развитие, основными направлениями философии, показать основные этапы ее истории, условия возникновения и характерные особенности вед^шдих школ и течении как мировой философии, так и отечественной.

Цель курса состоит в том, чтобы продолжить обучение студентов основам философских знаний по следующим разделам: онтология, гносеология, социальной философии, философской антропологии и аксиологии, диалектике, а так же их содержание, категориальный аппарат и взаимосвязь друг с другом.

Задачи курса:

1. Раскрыть систему философских знаний, идей, теорий, имеющих непреходящее духовно – интеллектуальное значение.

2. Дать возможность студентам прикоснуться к первоисточникам философской мысли, к оригинальным текстам известных философов, чтобы постичь глубину человеческой мудрости, логику размышлений и нравственную чистоту помыслов и тем самым способствовать развитию гуманитарной культуры, логики мышления и нравственности студентов.

3. Сочетая традиционные и активные методы работы в студенческих группах, способствовать развитию у студентов навыков самостоятельного творческого мышления, умению применять философские принципы на практике, критического осмысления действительности и умения конструктивного решения проблем.

Знания и умения

- студент должен быть знаком: с основными этапами исторического развития философии как мировоззрения и основы социогуманитарного знания, овладеть фундаментальными понятиями философской теории.

- студент должен знать: об основных периодах, направлениях развития философии, предмет, структуру, проблемы и функции философии; иметь представление об основных принципах и законах познания, принципах и закономерностях общественной жизни, о сущности бытия и об ее формах, об основных проблемах философской антропологии и концепции личности, о таких фундаментальных ценностях как человеческая жизнь, свобода, культура, об основных категориях и законах диалектики.

- студент должен уметь: самостоятельно работать с литературой учебного и специального характера, а так же работать с первоисточниками, формулировать проблемы и уметь их раскрывать как с позиции философского учения, так и с позиции собственных размышлении.

Пререквизиты и постреквизиты курса

Пререквизиты курса: культурология, политология, социология, история всемирная, математика, физика, химия, биология.

Постреквизиты курса: философия является основой всех наук: педагогика, психология, физики, биологии, истории.

Описание курса

Курс состоит из 15 часов лекций, которые затрагивают основные теоретические проблемы философии, так как она разрабатывает методологию наук и стимулирует творчество живописи и хореографии.

В курс входят 30 часов практических занятий, которые будут проводиться в различных активных формах – дискуссии, игры, тренинги, коллоквиумы, эвристические беседы и т.д., а также самостоятельная работа студента – в аудитории (СРСП) и вне аудитории – (СРС).

СРСП будет осуществлять в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования студента.

СРС – это работа студента в библиотеках города и вуза с целью подготовки к лекционным и практическим занятиям. А также для выполнения разного рода заданий, предложенных студенту преподавателем.

Содержание курса

6.1. Календарно-тематический план лекций

Дата Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекции Кол-во часов Методы активизации познавательной деятельности Знания и умения, формируемые у студентов  
    Модуль 1. История философии      
1. 1 неделя Лекция 1-1. Философия, её сущность и предназначение. Понятие о философии как о любви к мудрости. Исторические типы мировоззрений: миф, религия, искусство философия, наука их общие и отличительные черты. Природа предмета философских проблем. Основные функции философии и ее роль в современном мире. Беседа Студент должен знать истоки философии, предмет философии, место философии в структуре мировоззрения, основной вопрос философии, основные направления философских школ и функции философии.
2. 2 неделя Лекция 1-2. Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия: концептуальные и текстуальные верования; единство и различия ортодоксальных и неортодоксальных школ: обзор основных понятий и школ. Философия Древнего Китая: основные философские школы и их представители. Особенности развития философии Древнего Востока. Беседа Студент должен знать ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии, различать буддизм, конфуцианство, даосизм, представлять особенности Древне Восточной философии
3. 3 неделя Лекция 1-3. Античная философия. Основные периоды развития античной философии. Начало философской мысли: «натуралисты и философии», «фазиса» (ионийцы, пифагорейцы, элеаты, атомисты). Становление античной диалектики. Проблема человека: софисты, Сократ и его традиции. Платон: миф идеи, человек, космос, социально-политические проблемы Беседа Нужно знать основные проблемы философских школ милетцев, элеатов, софистов, киников, стоиков, эпикурейцев, а также философию Сократа, Платона и Аристотеля
4. 4 неделя Лекция 1-4. Средневековая европейская философия. Основные периоды средневековой философии: патристика и схоластика. Философия и теология: геоцентрический тип философствования. Проблема универсалий. Номинализм и реализм. Философия эпохи Возрождения. Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии. Антропоцентрический тип философствования. Становление новой космологии философский пантеизм. Беседа Нужно знать особенности средневековой философии, представителей патристики и схоластки, основные проблемы философии Фомы Аквинского и Аврелия Августина, борьбу номинализма и реализма, пантеистические и деистические воззрения арабских мыслителей Нужно знать особенности, основные проблемы философии эпохи Ренесансса. Рассмотреть проблему метода и субстанции в философии нового времени: Френсис Бекан, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц. Раскрыть социально-политические воззрения французских просветителей: Вольтер, Руссо, Монтескье, Ламетри Гольбах, Дедро.
5. 5 неделя Лекция 1-5. Философия Нового времени. Характерные черты новоевропейской философии. Проблема методов познания: эмпиризм и рационализм. Натурфилософия Б.Спинозы. Социально-политические взгляды Дж.Локка, Т.Гоббса. Беседа Необходимо знать рациоалистическую тенденцию философии Декарта, Спинозы, Лейбница, а также показать индуктивизм Бэкона, историцизм Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, материализм Ламетри, Гольбаха, Гельвеция
6. 6 неделя Лекция 1-6. Немецкая классическая философия. Метафизика, гносеология, диалектика в немецкой классической философии. Гносеология И.Канта. Метод и система Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Марксистская философия. Основные предпосылки возникновения марксисткой философии. Социоцентристский тип философствования в марксизме. Марксистская философия в современном контексте социального развития и философской культуры. Беседа Нужно знать гносеологию И.Канта, систему объективного идеализма Гегеля, антропологический материализм Фейербаха, проблему отчуждения философии К.Маркса, формационную теорию и заблуждения К.Маркса
7. 7 неделя Лекция 1-7. Русская религиозная философия 19-20 в. в. Западники и славянофилы о судьбе России. Этические проблемы в произведениях Толстого, Достоевского, Чехова. Философия всеединства Соловьева. Русский космизм. Беседа Студент должен знать о западниках и славянофилах, о нравственных проблемах в романах Толстого и Достоевского, о русском космизме
8. 8 неделя Лекция 1-8. Западная философия XIX века. Основные рубежи не марксисткой философии XIX века и ее значение в развитии социогуманитарного знания. Философия позитивизма. Западная философия XXв. Иррациональная философия. «Философия жизни» Современная философия. Обновление и защита классических философских традиций: неопозитивизм, герменевтика, структурализм, неотомизм, экзистенциализм. Беседа Нужно знать особенности неклассической философии и основные направления: «философия жизни», фрейдизм и неофрейдизм. Нужно знать экзистенционизм, неотомизм, также необходимо знать классические философские школы прагматизм, неопозитивизм, постпозитивизм, постмодернизм.
9. 9 неделя Лекция 1-9. Философия казахов. Особенности традиционного мировосприятия и номадисткой культуры и их отражение в протофилософском знании Казахская арабоязычная философия Казахская тюркоязычная философия. Философские аспекты классического суфизма: взгляды Х.А.Яссауи, Ю.Баласагуни: поэтика словесного творчества и актуальность нравственного учения. Философия истории в книги М.Х.Дулати «Тарихи Рашиди» Философия казахского просвещения XIX в.социально-философские взгляды общественно-политических писателей и поэтов Казахстана конца XIX века – первой половины XX века (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и др.). философское творчество Шакарима. Беседа Нужно знать предфилософию казахов: шаманизм и тенгрианство, ислам и суфизм, философия эпохи средневековья: Дулати, Баласагуни, Яссауи, казахское просвещение и казахский ренессанс.
    Модуль 2. Фундаментальные проблемы философии      
10. 10 неделя Лекция 2-10. Онтология. Проблема бытия. Материя и ее атрибуты. Бытие как философская категория: ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Понятие материи и ее основные атрибуты. Понятие движения, пространства и времени. Движение и развитие. Концепция развития. Системность и самоорганизация. Беседа Нужно знать философское понимание бытия, земные корни и философские аспекты проблемы бытия, формы бытия, субстанциальность бытия, материя и ее атрибуты
11. 11 неделя Лекция 2-11. Диалектика-теория развития. Исторические формы диалектики. Стихийная, субъективная, объективная диалектика. Диалектика и его альтернативы Исторические формы диалектики. Основные принципы и категории диалектики. Основные законы диалектики. Значение и роль основных категории диалектики в понимании развития объективного мира. Беседа Нужно знать историю становления диалектики, различие диалектики и метафизики, принципы, законы и категории диалектики.
12. 12 неделя Лекция 2-12. Проблема сознания в философии. Сознание как отражение и деятельность. Природа происхождения сознания. Сознание и язык. Сознание и самосознание. Общественное и индивидуальное сознание их взаимосвязь. Структура общественного сознания. Гносеология: общие проблемы. Что такое гносеология? Субъект и объект познания. Предмет познания. Чувственное и рациональное познание: их основные формы, специфика способы взаимодействия. Истина как цель познания. Абсолютная и относительная истины. Критерии истины. Специфика научного познания. Беседа Нужно знать биологические предпосылки возникновения сознания, материально-идеальную сущность сознания, его общественно-исторический характер, структуру сознания, роль языка, предметность и рефлективность самосознания, общественное сознание: структура и формы. Нужно знать историю развития гносеологии: оптимизм, скиптитизм и агностицизм Юма и Канта, смысл познания, роль практики в процессе познания, формы познания, истина и критерии истины.
13. 13 неделя Лекция 2-13. Философская антропология. Происхождение человека и общества. Антропосоциогенез и его предпосылки. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Единство природного (биологического) и общественного (социального) в человеке. Индивид, индивидуальность и свобода личности. Философская проблема жизни и смерти. Беседа Нужно знать теорию Антропосоциогенеза, биосоциальную сущность человека, уметь раскрыть проблему смысла жизни, смерти и бессмертия, эфтоназия.
14. 14 неделя Лекция 2-14. Философское понятие природы. Природа как предпосылка и условие человеческое истории. Понятие природы. Живая и неживая природа. Их различие и взаимосвязь. Географическая среда. Исторические формы взаимодействия природы и общества, их противоречия. Демографическая проблема. Философия глобалистики: глобальные проблемы современности, А.Щвейцер об этике «благоговения перед жизнью», русская философия об антропном принципе, Римский клуб о качестве жизни и перспективах развития человечества. Общество: основы философского анализа, идеалистическая модель общества Гегеля, материалистическая модель общества К.Маркса, натуралистическая модель общества Монтескье и Гумилева. Плюралистическая модель общества Парсонса. Теории модернизации о постиндустриальном обществе Д.Белла, У.Ростоу, З.Бжезинского: этапы и смысл модернизации, феномен «запаздывающей» модернизации. Беседа конференция Нужно знать отличие живого от не живого, понятие «первой» и «второй» природы, естественной и искусственной среды, закономерности взаимодействия природы и общества, противоречия в системе природа общества, экологический кризис и возможные пути выхода. Нужно знать глобальные проблемы современности: проблема ядерного уничтожения человечества, войны и мира, экологического кризиса, неравномерности, демографическая проблема. Нужно знать четыре модели общества.
15. 15 неделя Лекция 2-15. Субъекты и движущие силы истории. Индивид, индивидуальность, личность, личность и общество, субъекты и движущие силы истории: роль народа и личности в истории, историческая личность и выдающаяся личность, социальная философия о смысле истории. Основы философии культуры. Философское понятие культуры и понятие «философия культуры. Исторические типы культуры. Цивилизация как объект философского исследования: марксистский и немарксистский подходы. Прогресс: понятие критерии. Ценности (аксиология). Проблема ценностей в философии, их иеархия. Виды ценностей: материальная и духовные ценности. Целеполагание: нормы и ценности. Беседа Нужно знать понятие индивид, индивидуальность, личность, социализация личности, превращение человека в субъекта истории, роль народа и личности в истории, выявление смысла истории К.Ясперсом, Тоинби, Марксом. Нужно знать философское понимание культуры, структуру культуры, ценности культуры, их природу и значимость, влияние культуры на цивилизацию, понимание цивилизации, различие запада и востока, перспективы формирования общемировой цивилизации.

6.2. Календарно-тематический план семинарских занятий

Дата, неделя Номер, название модуля и темы занятия   Кол-во часов Форма проведения занятия Форма контроля Знания и умения, формируемые у студентов
1. 1 неделя Семинар 1-1. Философия как мировоззрение и наука.   Беседа     Доклады по вопросам Студент должен знать истоки философии, предмет философии, место философии в структуре мировоззрения, основной вопрос философии, основные направления философских школ и функции философии.
2. 1 неделя Семинар 1-2. Основной вопрос философии Беседа     Доклады по вопросам Студент должен знать истоки философии, предмет философии, место философии в структуре мировоззрения, основной вопрос философии, основные направления философских школ и функции философии
3. 2 неделя Семинар 1-3. Философия Древней Индии Беседа     Доклады по вопросам Студент должен знать ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии
4. 2 неделя Семинар 1-4. Философия Древнего Китая   Беседа     Доклады по вопросам Различать буддизм, конфуцианство, даосизм, представлять особенности Древней китайской философии
5. 3 неделя Семинар 1-5. Античная философия. Беседа     Доклады по вопросам Нужно знать основные проблемы философских школ милетцев, элеатов, софистов, киников, стоиков, эпикурейцев, а также философию Сократа, Платона и Аристотеля
6. 3 неделя Семинар 1-6. Философия средневековья Беседа     Доклады по вопросам Нужно знать основные черты средневековой философии: теоцентризм, провиденциализм, креацинизм; а также основные этапы средневековой философии: патристика, схоластика. Необходимо рассмотреть философию арабо-мусульманского Востока: аль-Кинди, ибн-Сина, аль-Харезми, аль-Бируни, ибн-Рушд, ибн-Туфей, аль-Фараби
7. 4 неделя Семинар 1-7. Философия Возрождения Беседа     Доклады по вопросам Студент должен знать характерные черты философия Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, оргоценизм, диалектика. Становление новой космологии, философский пантеизм.
8. 4 неделя Семинар 1-8. Философия Нового времени Беседа     Доклады по вопросам Философия Нового времени. Проблема методов познания: эмпиризм и рационализм, натурфилософия Б. Спинозы. Социально-политические взгляды Дж. Локка, Т. Гоббса.
9. 5 неделя Семинар 1-9. Немецкая классическая философия Беседа     Доклады по вопросам Метафизика, гносеология, диалектика в немецкой классической философии. Гносеология И. Канта. Метод и система Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
10. 5 неделя Семинар 1-9. Философия К.Маркса Беседа     Доклады по вопросам Студент должен знать проблему отчуждения, теория социально-экономических формаций и учение о коммунизме
11. 6 неделя Семинар 1-10. Неклассическая философия конца 19 в. Беседа     Доклады по вопросам Студент должен знать философию абсурда Къеркигора, волюнтаризм Шопенгауэра, философию индивидуализма Ницше
12. 6 неделя Семинар 1-11. Философия 20 в. Беседа     Доклады по вопросам Необходимо знать основные направления философии 20-21 вв: фрейдизм и неофрейдизм, экзистенциализм, неотомизим, постпозитивизм, прагматизм, постмодернизм, феминизм
13. 7 неделя Семинар 1-12. Русская философия Беседа     Доклады по вопросам Студент должен знать основные этапы развития русской философии: западничество, славянофильство, русский космизм, философия ненасилия
14. 7 неделя Семинар 1-13. Казахская философия Беседа     Доклады по вопросам Нужно знать предфилософию казахов: шаманизм и тенгрианство, ислам и суфизм, философия эпохи средневековья: Дулати, Баласагуни, Яссауи, казахское просвещение и казахский ренессанс. Социально-философские взгляды общественно-политических, писателей и поэтов Казахстана конца XIX века - первой половины XX века (А. Букейханов, А. Байтурсынов. М. Дулатов и др.). философское творчество Шакарима
15. 8 неделя Семинар 1-5. Итоговое занятие по истории философии. 1,5 Интеллектуальная игра.   Обзор всех лекций Студент должен знать все философские направления.
16. 8 неделя Семинар 2-1. Онтология.   1,5 Беседа     Доклады по вопросам Нужно знать философское понимание бытия, земные корни и философские аспекты проблемы бытия, формы бытия
17. 9 неделя Семинар 2-2. Онтология.   1,5 Беседа     Доклады по вопросам Нужно знать субстанциальность бытия, материя и ее атрибуты: движение, пространство и время
18. 9 неделя Семинар 2-3. Диалектика как теория развития 1,5 Беседа     Доклады по вопросам Нужно знать историю становления диалектики, различие диалектики и метафизики,
19. 10 неделя Семинар 2-4. Основные законы диалектики   Беседа     Доклады по вопросам Нужно знать принципы, законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания
20. 10 неделя Семинар 2-5. Категории диалектики   Беседа     Доклады по вопросам Нужно знать категории диалектики: единичное и общее, сущность и явление, форма и содержание, система структура, элемент; причина и следствие, необходимость и случайность, необходимо и свобода, возможность и действительность
21. 11 неделя Семинар 2-6. Сознание как отражение и деятельность. 1,5 Беседа     Доклады по вопросам Нужно знать биологические предпосылки возникновения сознания, материально-идеальную сущность сознания, его общественно-исторический характер, структуру сознания, роль языка, предметность и рефлективность самосознания
22. 11 неделя Семинар 2-7. Структура и форма общественного сознания 1,5 Беседа     Доклады по вопросам Нужно знать структура и формы общественного сознания: индивидуальное и общественное, обыденно-практическое и теоретическое, общественная психология и идеология; политика, право, мораль, религия, искусство
23. 12 неделя Семинар 2-8. Гносеология 1,5 Беседа     Доклады по вопросам Проблема познания в философии. Что такое гносеология и эпистемология? Субъект и объект познания. Предмет познания. Чувственное и рациональное познание: их основные формы, специфика способы взаимодействия. Истина как цель познания. Абсолютная и относительная истины. Критерий истины. Специфика научного познания.
24. 12 неделя Семинар 2-9. Философская антропология 1,5 Беседа     Доклады по вопросам Проблема человека в философии. Происхождение чело­века и общества. Аптропосоциогенез и его предпосылки. Человек и его бытие как центральная проблема философии. Единство природного (биологического) и общественного (социального) в человеке. Индивид, индивидуальность и свобода личности. Философская проблема жизни и смерти Нужно знать теорию Антропосоциогенеза, биосоциальную сущность человека, уметь раскрыть проблему смысла жизни, смерти и бессмертия, эфтоназия.
25. 13 неделя Семинар 3-1. Социальная философия: природа и общество 1,5 Беседа     Доклады по вопросам Общество: основы философского анализа Философское понятие природы. Природа как предпосылка и условие человеческое истории. Понятие природы. Географическая среда. Исторические нормы взаимодействия природы и общества, их противоречия. Идея ноосферы. Проблема экологии. Демографическая проблема
26. 13 неделя Семинар 3-2. Социальная философия: модели общества 1,5 Беседа     Доклады по вопросам Нужно знать четыре модели общества: материалистическая, идеалистическая, натуралистическая, плюралистическая
27. 14 неделя Семинар 3-3. Структура общества 1,5 Беседа     Доклады по вопросам Студент должен знать четыре подсистемы общества: экономическая, социальная, политическая, духовная
28. 14 неделя Семинар 3-3. Субъекты и движущие силы истории   1,5 Беседа     Доклады по вопросам Студент должен знать: индивидуальность, личность, социализация личности, превращение человека в субъекта истории, роль народа и личности в истории, выявление смысла истории К.Ясперсом, Тоинби, Марксом
29. 15 неделя Семинар 2-5. Аксеология 1,5 Беседа   Доклады по вопросам Студент должен знать понятие ценностей, иерархию ценностей, природу ценностей, закономерности формирования ценностей. Проблема добра и зла
30. 15 неделя Семинар 2-5. Культура и цивилизация 1,5 Беседа   Доклады по вопросам Прогресс: понятие, критерии. Цивилизация как объект философского исследования: марксистский и немарксистский подходы. Проблема периодизации общества: цивилизованный и формационный подходы. Глобальные проблемы современной цивилизации.

6.3. Перечень заданий студенту по СРС

№ № Темы занятий Задание на СРС Рекоменд. Литература Форма контроля Сроки сдачи, № недели Максим. балл Объем и условия оформления работы
1. Казахский ренесанс Написать рецензию на книгу Ш.Кудайбердиева «Три истины» Ш.Кудайбердиев «Три истины» О.Сегизбаев «История казахской философии» Рецензия 7 неделя Сдать письменную работу объемом 1-1,5 стр
2. Русский комизм Написать ответы по вопросам учебно-методического пособия Гизатуллина Г.А. «Истоки и специфика русской философии» Письменные ответы 8 неделя Сдать письменные ответы
3. Законы и категории диалектики Решение философских задач Согатовский «Сборник задач по философии» Фролов И.Т. «Введение в философию» Суринников «Категории диалектики» сдача письменных решений 9 неделя Сдать в письменном виде
4. Общество: основы философского анализа Составление блок-схемы по выбранной модели общества Фролов И.Т. «Введение в философию» ч.2 Гумилев «Этногеноз и биосфера Земли»   Объяснения составленной блок-схемы 13 неделя Сдать в письменном виде
5. Субъекты и движущие силы истории Составление визуально-психологического портрета выдающихся личностей Спиркин А.Г. «Философия». М., 2002 Фромм Э. «Анатомия человеческой деструктивности» Радзинский Э. «Портреты» Презентация портретов исторических деятелей 14 неделя Сдать в письменном виде

Примечание

Самостоятельная работа студента является важной составной частью учебной работы студентов. От интенсивности и качества самостоятельной работы, от умения студента самостоятельно овладевать знаниями программного материала зависят успехи и результаты изучения курса социологии.

Важное значение имеет конспектирование материала, т.е. его краткая запись. Особенно эффективным при конспектировании является подчеркивание наиболее важных мыслей, идей, цифр и фактов. Такое выделение способствует закреплению материала в памяти и позволяет быстро найти выделенные места во время занятий. Желательно в тетрадях для конспектов иметь широкие поля для записи дополнительных сведений и замечаний преподавателя.

Студенты должны прийти в вуз с навыками конспектирования и реферирования указанных материалов. Эти навыки нужно углублять. Поэтому от них требуется не только умение выявлять главные идеи и мысли, но и осмысливать, оценивать их. С этой целью мы предлагаем не просто законспектировать труд Ш.Кудайбердиева «Три истины», но и составить рецензию на эту книгу.

Смысловые запоминание требует обдуманной работы с учебно-методическими пособиями. Поэтому мы предлагаем студентам прочитать учебно-методическое пособие по русской философии и ответить на вопросы параграфа.

Законы диалектики также требуют не механического зачитывания, а понимание. Для лучшего понимания предлагается решение задач по законам и категориям диалектики.

Не менее сложно представить идеальные модели общества, поэтому студентам предлагается начертить блок-схемы моделей общества. Но нельзя опираться только на рационально-понятийные формы познания, необходимо подключать образное мышление. С этой целью предлагается составление визуально-психологических портретов известных исторических личностей.

Подготовка и участие студентов в таких формах занятий, как дискуссии, игры, тренинги, решение задач, подготовка рейтинговых заданий помогает развитию творческого мышления, приобретению навыков и умений в применении знаний в будущей профессиональной деятельности студентов, а также в развитии коммуникативных связей.

Сдача в сроки, определенные преподавателем, разного рода заданий, выполненных студентом в полном объеме и качественно, предполагает получение студентом поощрительных баллов.

Литература

Основная литература:

1. Спиркин А.Г. Философия. М. 1999 г.

2. Лавриненко В.Н. Философия.

3. Кохановский В.П. Философия.

4. Канке В.А. Философия.

5. Радугин А.А. Курс лекций. Философия. М. 1999 г.

6. Фролов И.Т. «Введение в философию» в 2-х томах.

7. Сегизбаев О. «Казахская философия ХV-нач. ХХ в.в»

8. Основы философии. Габитов Т.Х. А. 2000 г.

9. Касымжанов. Портреты.

Дополнительная литература:

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.

11. Серебряков Ф.Ф. Истоки и основания философии.

12. Зотов А. Ф. Мельвиль Ю. К. Западная философия 20 века.

13. Юлина Н. С. Очерки по философии в США 20 век.

14. Фромм Э. Искусство любви.

15. Фромм Э. Бегство от свободы.

Примерная тематика эссе

1. Эссе о самоубийстве

2. Эссе об абсурде

3. Эссе о душе человека

4. Эссе о счастье человека

5. Эссе о любви

6. Эссе о страхе смерти

7. Эссе о человеческих добродетелях

8. Эссе о пороке

9. Эссе о смысле жизни человека

10. Эссе о сущности сознания

11. Эссе об оправдании зла

12. Эссе о начале мира

13. Эссе о возможности познания

Наши рекомендации