Общество как предмет исследования. Различные подходы к изучению общества
Социальная философия – это область философского знания, анализирующая общество, историю и человека как субъект деятельности и социокультурных взаимодействий.
Два подхода социальной философии к изучению общества:
Ценностный подходисходит из понимания философии как мудрости, призванной ответить на вопрос о смысле существования человека в социуме. Задача социальной философии – обсуждение желаемых форм общественного устройства, смысла истории и норм достойного существования в ней, соответствующих высшим ценностям человеческого бытия. Ценностный подход альтернативен научному познанию общества.
Сторонники ценностного подхода: Платон, Н.А.Бердяев, Ф.Ницше, К.Маркс.
Рефлективный подход:общество, история, человек исследуются в аспекте сущего, выясняется собственная логика их бытия, которая не зависит от ценностных предпочтений субъекта. Общественная жизнь, многообразный в своих проявлениях мир человека выделяется из природы и отличается от неё.
Социальная философия видит коренное отличие homo sapiens от животных в наличии сознания – способности к эвристическому символическому моделированию мира путем абстрактно-логического, вербального мышления. Становление этой способности означало преобразование биологической активности живых систем в деятельность человека.
Важнейшая проблема социальной философии – субстанциальная основа общественной жизни, которая обусловливает её внутреннюю системную целостность. Под субстанцией может пониматься:
- трансцендентное сознание;
- общественное сознание, выступающее как система смыслов (идей, образов, ценностей, норм), присущих обществу в целом; человеческая деятельность выступает как процесс объективации смыслов;
- предметная деятельность общественного человека.
Проблема закономерности социального процесса, наличия в нем объективных, устойчиво воспроизводимых, сущностных связей. Три точки зрения на социальные законы (в случае признания их существования):
1. Социальные законы сводятся к универсальным законам системной самоорганизации (синергетика), к видовым биологическим особенностям человека (социобиология) или к воздействию внешней среды (географический детерминизм).
2. Социальные законы выводят из внутренних законов сознания (индивидуального или коллективного).
3. Социальные законы выводят из факторов социального процесса, действующих помимо сознания и независимо от него (материалистическое понимание истории).
Разные течения социальной философии предлагают разное понимание природы человеческого общества.
Номиналистическая точка зрения: общество – это просто сумма жизнедеятельности индивидов.
Социологический реализм: общество – это надындивидуальная система, которая, складываясь в процессе взаимодействия людей, обладает интегральными свойствами, отсутствующими у индивидов. Социальная реальность включает в себя устойчиво воспроизводимые системы общественных отношений, возникающих в процессе распределения труда, собственности и власти, безличные роли и статусы, фиксирующие место индивидов в подобных отношениях, системные совокупности ролей, образующие социальные институты, надындивидуальные стереотипы культуры – шаблоны мышления и чувствования и т д.
Э.Дюркгейм: общество – это самостоятельный интегративный субъект с собственной системой потребностей, интересов, целей, отличных от потребностей и целей индивидов.
Методологический индивидуализм (М.Вебер, К.Поппер) отвергает идею коллективного субъекта. Он не отрицает наличия социокультурных структур, не сводимых к индивиду и влияющих на его поведение, но настаивает на том, что эти структуры не могут действовать сами по себе, что способность к целенаправленной деятельности свойственна только людям, а не обществу, государству или социальным законам.
Важнейшая задача социальной философии – построение системно-структурной модели общества, которая включала бы универсальные, исторически инвариантные признаки общественной организации, не зависящие от пространственно-временных форм ее существования. Исходный пункт – структурный анализ общества, т.е. установление реестра элементов социальной системы, выделение уровней структурной организации общества (его подсистем, компонентов и элементов), находящихся в отношениях иерархического соподчинения.
Различные подходы к определению структуры общества:
- Субъектный подход: подсистемы общества – это крупные группы людей (этносоциальные общности, экономические страты, политические союзы и пр.).
- Организационный подход, исходящий из институализированных систем общественных отношений (типа «базис» и «надстройка»).
- Деятельностный подход связывает подсистемы с типами совместной деятельности людей. Определяются основные элементы совместной деятельности, без которых невозможно ее воспроизводство: человеческие индивиды; веши, создаваемые в материальном производстве; опредмеченная в символах и знаках информация, создаваемая в духовном производстве; субъект-объектные и субъект-субъектные связи и отношения.
Структурный анализ общества дополняется его функциональным рассмотрением, которое устанавливает способы и механизмы воспроизводства социальной целостности.
Еще одним аспектом социальной философии является социальная динамика, которая рассматривает общество как саморазвивающуюся систему, способную сохранять свою идентичность, изменяя свои качественные состояния.
В социальной философии существуют различные подходы к пониманию источников социальных изменений:
- Духовные основания, например, религиозно-этические установки (М.Вебер), философские идеи (П.А.Сорокин).
- Материальные факторы (К.Маркс)
Проблемы социальной динамики изучает философия истории – раздел философского знания, исследующий смысл и закономерности исторического процесса.
Это следующие проблемы:
1. Принципы типологизации исторически конкретных форм общественной организации. В качестве оснований типологии общества могут выступать:
- факторы культуры (П.Сорокин),
- производственно-технологические факторы (У.Ростоу,Д.Белл),
- экономические факторы (К.Маркс).
2. Проблема направленности исторического развития, или проблема общественного прогресса. Основные позиции:
- Отрицание идеи прогресса: Ученый обязан констатировать факт социокультурных изменений, но не имеет права оценивать их с позиций «лучшего» или «худшего».
- Признание прогресса: Функциональные институты могут быть оценены по степени совершенства или несовершенства, по их соответствию собственному назначению.
- Теория культурных типов, каждый из которых развивается и существует по специфическим законам.
Философия истории решает вопрос о соотношении прошлого, настоящего и будущего, сама постановка которого свидетельствует о неудовлетворенности настоящим. Последнему противопоставляется либо прошлый «золотой век», либо чаемое будущее.
Две задачи философии истории: онтологическая (осмысление исторического бытия), и эпистемологическая (анализ исторического познания). Принципиальным для философии истории является вопрос о ценностях.
В ХХ в. появились новые исторические реалии, изменившие оценку исторического процесса. Экологические катастрофы привели к осознанию «пределов роста» общества, связанные с дефицитом планетарных ресурсов и экологическими ограничениями.
Принцип единства истории подвергся сомнению. Классический детерминизм: линейное одновариантное развитие истории. Постклассический релятивизм: понятие открытой истории, в которой отсутствуют цели, смыслы и идеалы. Это привело к индивидуалистическому бунту против коллективной исторической судьбы, обещающей одновременное и совместное разрешение проблем человеческого бытия в заветный исторический срок. Отказ от коллективного исторического творчества привёл к снижению ответственности личности перед будущим человечества, к торжеству индивидуальной морали успеха, т.е. к частному самоутверждению в настоящем.
Темы контрольных работ
1. Личность как высшая ценность.
2. Смысл истории в понимании К.Ясперса.
3. Личность и массы.
4. Эволюция и революция в развитии общества.
5. Роль субъективного фактора в истории.
6. Специфика социального детерминизма.
7. Закономерности исторического процесса.
8. Личность и общество, их взаимоотношение.
9. Философские основания теоретической модели общества: натурализм, идеализм, материализм.
10. Социально-политические концепции Нового времени.
11. Концепция исторического процесса Г.Гегеля.
12. Теория общественного договора.
13. Перспективы развития современного общества.
14. Современная Российская государственность: проблемы и перспективы развития.
15. Социальное познание и его специфика.
16. Социальный прогресс и его критерии.
17. Проблема периодизации истории.
18. Общество и государство, их взаимоотношения.
19. Прогресс и регресс, их соотношение в мировой истории.
20. Концепция метаистории Д.Андреева.
21. Н.Я.Данилевский: концепция культурно-исторических типов.
22. Х.Ортега-и-Гассет: восстание масс.
23. Теория пассионарности Л.Н.Гумилева.
24. Роль революции и эволюции в истории.
25. Эсхатологические концепции истории.
26. Личность и государство.
27. П.Сорокин: Теория социальной стратификации и социальной мобильности.
28. Элитарные и неэлитарные формы культуры.
29. Культура и цивилизация.
Тесты:
1. Основателем социологии считается
а) Э.Дюркгейм
б) О.Конт
в) К.Маркс
г) Г.Спенсер
2. Признаками общества НЕ являются
а) наличие единой территории
б) наличие государственной организации
в) общность культуры
г) самодостаточность
3. Более или менее крупные и однородные социальные группы, объединяющие людей по социально-экономическим и политическим критериям, и отличающиеся по уровню дохода, образования, степени участия во власти, типу профессии, называются
а) сословиями
б) классами
в) стратами
г) элитой
4. Автор теории постиндустриального общества –
а) О.Конт
б) Р.Арон
в) П.Сорокин
г) Д.Белл
5. Особенность социального познания заключается в
а) совпадении субъекта и объекта познания
б) противопоставлении общественного и социального
в) отождествлении общества и государства
6. Согласно К.Марксу источником развития общества является…
а) природно-географическая среда
б) социальные противоречия
в) смена идеологии
г) осуществление реформ
7. «Общество – это естественное продолжение природных закономерностей, его развитие определяется ритмами солнечной активности и космических излучений» – так считали…
а) М.Вебер и Э.Дюркгейм
б) А.Чижевский и Л.Гумилев
в) Монтескье и Л.Мечников
8. Авторы теории общественного договора
а) Ж.-Ж. Руссо и Т.Гоббс
б) И.Кант и Г.Гегель
в) О.Конт и Д.Милль
г) П.Сорокин и Н.Данилевский
9. В чем, по мысли немецкого философа Г.Гегеля, заключается исторический прогресс?
а) в осознании свободы
б) в развитии материального производства
в) в развитии научных знаний
г) в развитии техники
10. «Совокупность независимых, имеющих возможность реализовать свои цели личностей и их добровольных объединений» – это
а) общество
б) государство
в) гражданское общество
г) партия
11. Продолжите высказывание: Социальная философия…
а) ставит перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных методов познания действительности
б) решает общественные проблемы умозрительно, руководствуясь установками, складывающимися в процессе логических размышлений
в) исследует не общество как социальную систему, а взаимоотношения человека и общества
12. Идею информационного общества разработал
а) М.Вебер
б) А.Тойнби
в) О.Тоффлер
г) К.Маркс
13. Кто из христианских философов своим трудом «О Граде Божием» положил начало философии истории в европейской культуре и дал развернутую схему истории – прошлой, настоящей и будущей?
а) Августин Аврелий
б) Тертуллиан
в) Фома Аквинский
г) Роджер Бэкон
14. Идея прогресса впервые была обоснована
а) философами античности
б) теологами средневековья
в) мыслителями эпохи Просвещения
г) учеными в современную эпоху
15.Согласно марксизму, в истории последовательно существуют 5 общественно-экономических формаций. Поставьте их в хронологическом порядке.
а) рабовладельческая
б) феодальная
в) первобытнообщинная
г) коммунистическая
д) капиталистическая
16. Принцип материалистического понимания истории впервые сформулировал
а) О.Конт
б) Г.Гегель
в) К.Маркс
г) А.Тойнби
17. Что такое «эсхатология»?
а) учение о конце мира и конце истории
б) учение о создании мира Богом из ничего, что и положило начало истории человечества
в) учение о Божественном провидении, которое и находит свое выражение в истории человечества
г) учение о причинно-следственной связи в истории
18. Учение, согласно которому все процессы, происходящие в мире, подчинены господству необходимости, изначально предопределены, называется
а) детерминизм
б) волюнтаризм
в) фатализм
г) историзм
19. Правовое устройство общества считал критерием прогресса
а) Ф.В.Шеллинг
б) Г.Ф.Гегель
в) И.Кант
г) Й.Фихте
20. Французский философ-просветитель Ж.-А.Кондорсе утверждал:
а) критерием прогресса является разум и выделил 10 эпох в истории человечества
б) критерием прогресса является развитие науки и техники и выделил три этапа истории – аграрный, индустриальный, постиндустриальный
в) критерием прогресса является нравственность и выделил два этапа в истории – варварство и цивилизацию
21. Философия истории – это
а) область знания, занимающаяся проблемами смысла истории, ее закономерностями и историческим познанием
б) наука о всеобщих закономерностях развития человечества
в) учение о методах познания исторической реальности
22. Что, согласно марксизму, приводит к смене одной общественно-экономической формации другой?
а) политическая революция
б) разрешение противоречий между уровнем развития производительных сил и производственных отношений
в) развитие общественного сознания, что приводит к изменению общественного бытия
23. Кто из русских мыслителей утверждал, что на историю человечества оказывают влияние ритмы солнечной активности?
а) А.Л.Чижевский
б) В.Вернадский
в) Н.Ф.Федоров
г) Л.Н.Гумилев
24. Общественно-экономическую формацию, согласно Марксу, определяет
а) способ производства
б) правовая система
в) форма политического режима
г) уровень развития культуры
25. Понятия «культура» и «цивилизация» противопоставляли
а) Н.Бердяев и О.Шпенглер
б) Т.Парсонс и Э.Тайлор
в) П.Сорокин и Ю.Лотман
г) Н.Данилевский и К.Ясперс
26. Как соотносятся философия культуры и культурология?
а) Философия рассматривает наиболее общие проблемы культуры в ее сопоставлении с природой, обществом, человеком. Культурология обобщает все знание о культуре и вырабатывает собственные теоретические конструкции.
б) Культурология рассматривает наиболее общие проблемы культуры в ее сопоставлении с природой, обществом, человеком. Философия обобщает все знание о культуре и вырабатывает собственные теоретические конструкции.
в) Культурология рассматривает культуры отдельных народов. Философия выявляет общие закономерности развития, свойственные культурам разных народов
27. Культура представляет собой
а) способы человеческой деятельности
б) результаты деятельности человека
в) уровень развития личности
г) все перечисленное
28. Как происходит развитие культуры?
а) развитие культуры происходит на основе отрицания предшествующей культуры
б) в постоянном взаимодействии прогрессивного и реакционного
в) на основе тиражирования известных культурных ценностей
29. Какой из перечисленных процессов осуществляется в современной культуре?
а) сохранение национальной специфики
б) унификация
в) интернационализация
г) развитие национальных культур
30. Цивилизация – это
а) уровень развития материальной культуры общества на данном этапе исторического процесса
б) совокупность гуманитарных достижений общества на определенном этапе развития
в) специфическая культура общества на определенном этапе его развития
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ