Социально-политическая элегия Солона и Феогнида
Для Солона стихи были, прежде всего, средством воздействия на граждан. У него преобладают политические и нравоучительные темы, но трактовка их не имеет безличного характера, как у певца спартанских порядков Тиртея.
С большим подъемом составлена, например, элегия, призывающая афинян отвоевать захваченный у них о. Саламин. Целая серия стихотворений связана с законодательством Солона (594 г.). Автор старается обосновать примирительную позицию, которую он занимал в классовой борьбе Афин, разъясняя свои реформы, полемизируя с противниками. Аргументы Солона имеют по большей части религиозно-нравственный характер. Он обращается с укорами к обеим враждующим сторонам, к аристократии и к демосу, призывая их пойти на взаимные уступки во имя "справедливости", убеждает, предостерегает, грозит божественным возмездием за "неправду". Характерно, однако, что божественную кару Солон видит не в каких-либо имеющих произойти стихийных бедствиях, как учила традиционная религия, а в гражданских раздорах и ослаблении военной мощи города, как следствиях дурных стремлений граждан. Божественное начало становится, таким образом, присущим естественному ходу вещей. Все основные моменты реформы - снятие земельной задолженности, уничтожение долговой кабалы, отмена аристократических привилегий - находят отражение в элегиях и ямбах Солона; компромиссного характера своего законодательства он нисколько не скрывает, неоднократно подчеркивая, что считал нужным охранять интересы обеих групп, "прикрывая и тех и других мощным щитом". Преобладающий тон стихотворений - спокойно-увещевательный, и лишь изредка речь приобретает характер сдержанной, но гневной угрозы. Литературное творчество Солона не ограничивалось, однако, темами, непосредственно относящимися к его политической деятельности.
Так, в большой элегии, которая получила впоследствии заглавие "К самому себе", рассматриваются стремления и судьбы людей. Афинский законодатель твердо убежден в пагубности неправых поступков и несправедливо нажитых богатств, в том, что божественное возмездие постигает рано или поздно самого виновника или его потомков; но рядом с этим он видит, что даже благие усилия зачастую не приводят к желанному результату и не предохраняют от несчастья. Более того, самые законные человеческие желания, как например стремление к богатству, легко превращаются в ненасытность, за которой следует карающая "беда". Божество, по мнению Солона, незримо выравнивает нарушения "меры", но, как сказано в одном из фрагментов, "мысль бессмертных богов скрыта от людей", "Самое трудное", говорится в другом фрагменте, "это - найти невидимую меру разумения, которая только и содержит в себе пределы всех вещей". Но трудность найти этот масштаб жизненного поведения не приводит Солона к пессимизму. Он принимает жизнь с ее трудами, уроками и утехами. Рядом с наставительными размышлениями он занимается в своих стихотворениях прославлением вина, любви и Муз, захватывая таким образом всю область ионийской элегической тематики.
Солон оставил по себе память в сознании греков не только как политический деятель и законодатель, но и как "мудрец", в котором видели идеального представителя эллинского мировоззрения. Сказание, переданное историком Геродотом, сводит Солона с лидийским царем Крезом, обладателем несметных сокровищ, и противопоставляет надменной самоуверенности Креза, считавшего себя самым счастливым из людей, спокойную осмотрительность греческого мудреца, который знает, что ни один человек не может быть назван счастливым до своей кончины. Крезу, прибавляет сказание, вскоре пришлось убедиться в справедливости слов Солона.
Из последующих элегических поэтов VI в. наибольший интерес представляет Феогнид из Мегары. Под именем этого поэта сохранился сборник коротких элегических стихотворений, предназначенных для исполнения на пирах, своего рода застольный песенник (ср. стр. 21). В этом песеннике собраны коротенькие стихотворения разных авторов и разного времени, но основное ядро принадлежит Феогниду, поэту-ариотократу, изгнанному революцией из родного города и скитавшемуся по различные областям Греции. Элегии Феогнида обращены к мальчику Кирну, которого поэт наставляет в принципах классовой этики. Среди наставлений имеется, наряду с традиционными афоризмами о благочестии, почтении к родителям и т. д., большое количество стихотворений на актуальные темы, и они представляют собой один из наиболее ярких образцов непримиримой классовой ненависти аристократа и демократии, какие можно встретить в мировой литературе. Люди от рождения делятся на "добрых", т. е. аристократов (стр. 66), и "подлых"; "добрым" присущи все добродетели, они смелы, прямодушны, благородны; "подлым" свойственны все пороки: низость, грубость, неблагодарность; однако "подлые" богатеют и становятся у власти, между тем как знать разоряется, и "благородный" превращается в "низкого". В отношении "подлых" "доброму" дозволены все средства:
Презрение аристократа к "черни" беспредельно: "Наступи ногой на бессмысленную чернь, бей ее острым бодцом, надень ей на шею тяжелое ярмо"; ему хотелось бы "испить черной крови" своих недругов. Цель наставлений Феогнида - укрепление аристократической солидарности, и его особенно возмущают браки между членами обедневших знатных семейств и богатыми горожанами, вследствие чего "тускнеет порода граждан". Однако приливы исступленной ненависти чередуются у Феогнида с мрачным отчаянием: он теряет веру в успех своего дела, жалуется на горесть изгнания и измену друзей.
Феогнид с его убеждением в прирожденности нравственных качеств "доброго" стал одним из любимых певцов греческой аристократии; она сохранила его стихи, дополнив сборник новым материалом.
Хоровая лирика Пиндара.
Пиндар - самый знаменитый из всех классических лириков. Родился около Фив в 552 г., умер в 448 (примерно). Он получил в Афинах хорошее образование. Писал в жанре хоровой лирики. Хоровая лирика берет свое начало в культовой поэзии, в гимнах богам.
Эпиникий - в честь побед на соревнованиях, исполнялся хором девушек. Эти игры были народными празднествами, и победители получали у себя на родине почти божеские почести. А так как участие в состязаниях принимала главным образом аристократия, которая имела достаточно средств и досуга для необходимой гимнастической тренировки, победа на играх оказывалась удобным предлогом для прославления аристократической доблести. То обстоятельство, что предметом песнопения становился не бог и не мифологический герой, а живой представитель знати, повышало актуальность и классовое значение эпиникиев.
В античном мире Пиндар пользовался необычайной славой (его цитировал Геродот). В творчестве Пиндара представлены различные виды хоровой лирики: эпиникии, гимны, пеаны (в честь Аполлона), дифирамбы, просодии (песни процессий), траурные песни и.т.д. Сохранилось 4 книги эпиникиев (45 стихотв.) и около 300 фрагментов других произведений. Общегреческие гимнастические состязания проходили в 4 местах, соответственно этому оды Пиндара были разбиты на 4 книги. В состав оды должны входить местные и личные элементы, касающиеся победителя, прославление его рода, предков, общины, указание на место и характер состязания, где были одержаны победы. Столь же постоянной частью являются мифологические мотивы, связанные с происхождением рода победителя и наставительные размышления. Но на внешней обстановке победы он останавливается лишь мимоходом и никогда не описывает самих состязаний. Воспевает фактических, а не фиктивных победителей. Победа лишь как обнаружение доблести. Исповедание аристократического мировоззрения. Боги у Пиндара идеальны.
Пиндар уделяет в своих песнях большое внимание дидактике: прославляя героев, он говорит о той доблести, которая дается от рождения и ведет к победе. Пиндар создает эстетический и этический идеал человека, прекрасного в нравственном и физическом отношении. Не касается тем, которые могут шокировать нравственное чувство. Любимой темой Пиндара является судьба человека. Выразительно говорит об эфемерности человеческой жизни (боги и люди - дети одной матери, но несравнимо выше боги по качествам).
Оды Пиндара сложны по своей метрической структуре. Стиль Пиндара выделяется своей торжественностью и пышностью, богатством форм. Особенности затрудненного стиля, в котором связь образов и мифологических представлений преобладает над связью понятий. Не логическое, а ассоциативное построение.
Сложно воспринимается без музыки. Метрика Пиндара сложная, доходящая до того, что каждая из 45 од имеет свой собственный стихотворный размер. Размер меняется от строки к строке, подчиняясь изменению мелодии.
Ямбы Архилоха.
Ямб – один из важнейших лирических жанров, созданных в Ионии. Жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями.
На земледельческих праздниках плодородия, для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами; они служили и фольклорным средством общественного порицания. Все эти черты народного ямба, сатирический и обличительный характер, персонально заостренная издевка, сохранились в литературном ямбическом жанре, но и он вышел за фольклорные рамки, превратился в орудие выражения личных чувств и настроений. Внешним признаком ямбического жанра служит пользование особенными стихотворными размерами, ямбами (И - ) или трохеями (хореями: - И). Из ямбических стихов наиболее употребительным является триметр ("трехмерник"), состоящий из трех метрических единиц ("метров"), по две стопы в каждой: И - И - | И - И - | И - И - ; употребительнейший трохеический.стих - тетраметр ("четырехмерник"), обычно разделенный словоразделом на два диметра ("двухмерника"): - И - И | - И - И || - И - И | - И - .
Авторами ямбов в ряде случаев были не профессиональные певцы, а люди практической политики, видные деятели эпохи.
Гораздо резче выражен субъективный момент в творчестве Архилоха а (середина VII в.), крупнейшего представителя древнеионйиской лирики.
Основным содержанием поэзии Архилоха являются его личные переживания. Из его наследия не сохранилось ни одного цельного стихотворения, и, тем не менее, личность автора выступает очень ярко в тех коротких обрывках его стихов, которые до нас дошли. Уроженец о. Пароса, сын аристократа и рабыни, Архилох, как "незаконнорожденный", был человеком в известной мере деклассированным и вел из-за нужды "беспокойную скитальческую жизнь наемного воина, принимая участие в военных операциях по созданию новых колоний, нигде не уживаясь с окружающей средой. Он сам характеризует себя как "служителя бога войны, знакомого также со сладостным даром Муз". Война служит для него источником существования.
В элегиях, посвященных описанию боевой жизни, встречается много эпических формул и выражений: поэт как бы ставит себя в положение гомеровских героев, и это сопоставление приобретает порою иронический оттенок. Не без юмора рассказывает, например, Архилох о том, как он во время бегства потерял щит (это считалось позорным). Торжественные формулы гомеровского стиля ("горделиво носит", "безупречный щит", "избежал кончины" и т. п.) получают пародийное звучание благодаря ироническому отношению поэта к старинным представлениям о "доблести".
Поэзия Архилоха ломает все рамки старо-аристократического приличия. Согласно указаниям античных ученых, он является основоположником литературного ямба, сохраняющего язвительность и грубую откровенность фольклорной обличительной песни. К своим противникам, личным и политическим, Архилох беспощаден; его оружием служат сатирическая басня, личная издевка, проклятия. Бывшего товарища, "которого Архилох обвиняет в неверности, он провожает в морской путь пожеланием, чтобы тот потерпел кораблекрушение и попал в рабство к фракийцам. Архилох даже гордится своим умением отплачивать злом за нанесенные ему обиды.
Особенно известны были в древности ожесточенные нападки его на паросца Ликамба, который согласился было выдать за Архилоха замуж свою дочь Необулу, но потом отказал ему. Архилох ответил на это целым рядом стихотворений, направленных против самого Ликамба и его дочерей - и легенда рассказывала о самоубийстве жертв архилоховой насмешки. Однако Архилох не щадит в стихах и самого себя, откровенно рассказывая о своем происхождении, бедности, жизненных неудачах, попойках и любовных муках. Общественное мнение его мало беспокоило. Он с пренебрежением относится к "нареканиям народа" и не верит в благодарность сограждан. В лирике Архилоха обнаруживается, таким образом, уже конфликт между личностью и обществом, но конфликт этот еще не приводит к обособлению. Личные настроения остаются связанными с нравственной нормой, которая может претендовать на общее признание. Как почти все греческие писатели этого времени, Архилох не чужд дидактики. Он останавливается на проблеме изменчивости существования, в котором все зависит от "судьбы и случая", но вместе с тем признает созидательное значение человеческих усилий. Превратностям судьбы, с ее перемежающимся "ритмом" горестей и радостей, человек должен противопоставить "стойкость":
У Архилоха сильный, сжатый и образный язык, и он является несравненным мастером стиховой формы. Рапсоды исполняли его произведения наряду с поэмами Гомера и Гесиода, а родной остров установил в честь его культ, причислив его к лику "героев". Грубые стороны стихотворений Архилоха несколько смущали позднейших моралистов, однако вся античность признавала его классиком ямбического жанра, имя которого ставилось рядом с именем Гомера. Наследие Архилоха было утеряно только в византийскую эпоху.