Сущность человека. Биологическое и социальное, психическое и физиологическое в человеке
Биологическое и социальное в человеке. Человек – существо биосоциальное, и эта двойственность его природы объясняет его поведение.
Одна из точек зрения заключается в том, что наши духовные и интеллектуальные качества могут полностью сформироваться лишь в обществе себе подобных, с его социально-культурными и материальными условиями жизни.
Очевидна связь биологических факторов и социальных условий жизни человека.
От социальных условий зависят:
– продолжительность жизни человека (в России она снизилась до 58 лет у мужчин);
– здоровье человека. Медицина определяет здоровье как динамическую гармонию личности с окружающей средой, т.е. адаптацию к изменяющимся условиям жизни (экономика, культура);
– рождаемость, репродуктивный период;
– проблема искусственного продления жизни (трансплантация органов, генная инженерия);
– смысл жизни, право на жизнь и смерть (эвтаназия) – проблема, решаемая в социально-философской плоскости.
Биологически обусловлены социально-психологические факторы жизни:
– продолжительность детства, зрелого возраста;
– последовательность усвоения различных видов пищи, освоение языка, формирование сознания;
– одаренность людей в различных видах деятельности.
Человек – это динамическая, саморазвивающаяся биосоциальная, психофизиологическая система, совокупность нужд и потребностей, удовлетворение которых обеспечивает ее рост и развитие.
Сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной природа человека всецело социальна. Согласно другой – она не только социальна, но и «биологически нагружена», жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов. Речь идет о том, существуют ли биологически запрограммированные схемы поведения человека. Сторонники первого подхода, утверждая, что человек рождается с единственной способностью – «способностью приобретать человеческие способности» (выражение А.Н. Леонтьева), ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой и продолженный человеком. Речь идет о слепоглухонемых детях (родившихся или ставших такими в самом раннем детстве) из специальной школы в Сергиевом Посаде (Загорске). У них были оборваны все важнейшие каналы связи с миром, причем еще до того момента, как они могли освоить хотя бы часть культурного содержания, необходимого для становления человека. И только в школе, с использованием специальных методик, основанных на концепции предметной деятельности, их постепенно приучали к орудийной деятельности, начиная с приема пищи и кончая сложными навыками письма. В результате формировались люди, хотя и продолжающие оставаться слепыми и глухими, но во всех других отношениях вполне нормальные.
Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии о том, что большинство стереотипных форм человеческого поведения биологически обусловлено и свойственно млекопитающим, а более специфических форм – поведению приматов. Среди этих стереотипных форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту места обитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, что в данном случае означает приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образованиям, наконец, социализацию с помощью отработанных эволюцией способов и механизмов.
Когда биологи говорят об альтруизме, они подразумевают социальное взаимодействие, которое расширяет эволюционные возможности там, где они сопровождаются повышением репродуктивного успеха. Социобиологи обратили внимание на то, что на формы нашего мышления и действия оказывает влияние и наша биология.
Известны и экстремистские «теории», согласно которым природа каждой человеческой расы различна, существуют низшие и высшие расы, отличающиеся друг от друга многими признаками, начиная от строения головы и лица и кончая умственными способностями. Расисты в США утверждают, что у 6,5 млн черных коэффициент умственного развития отстает на 15 пунктов от 125 млн средних американцев. Но последние исследования открыли ряд эффектов, опровергающих эти утверждения.
«Эффект Флинна», названный по имени Джеймса Флинна, который еще в 1930-х гг. выяснил, что интеллектуальный уровень населения США повышается каждое десятилетие на 3 единицы и за 50 лет вырос на 15 единиц, что было бы невозможно, если бы его определяли гены.
«Эффект айни», племени, проживающего на Хоккайдо. Его представители демонстрируют интеллектуальный уровень ниже, чем японцы, но легко изживают это отставание, как только переселяются в страны Запада, что тоже было бы невозможно при генетической предрасположенности к отставанию. К тому же оказалось, что согласно исследованиям американского ученого Кавалли– Сфорса генетическое разнообразие внутри одного народа часто бывает более значительным, чем различия между отдельными народами, а так называемые расовые различия говорят лишь о различной степени приспосабливаемости тех или иных народов к климатическим условиям.
Психическое и физиологическое в человеке. Их взаимоотношения философия рассматривает исходя из мировоззренческой позиции.
Религиозно-идеалистический подход к сознанию, психике отождествляет их с душой, с «духовной субстанцией». Она существует в теле человека и покидает его после смерти (является бессмертной). Этот подход отрывает психическое от физического (Платон, Ф. Аквинский).
Субъективные идеалисты говорили: «Есть я и мое сознание, если умру я, то умрет мое сознание и мое бытие».
Дуализм противопоставляет физиологическое психологическому – Декарт: «Ход идей соответствует ходу вещей, но не обусловливается последним».
Материализм. Вульгарный материализм: «Мозг излучает мысль, как желудок выделяет желудочный сок». Материалисты – психическое не существует без физиологического и составляет с ним единое. Оно проявляется через взаимодействие человека с миром. Психическое определяется физиологическим. В основе психического лежит рефлекторная деятельность нервной системы (мозга). Некоторые материалисты говорят о строгой локализации в мозгу психических функций, другие – «Мозг функционирует как единое целое».
Очевидно, что психическое и физиологическое в человеке взаимосвязаны, как душа и тело, важен характер этого взаимодействия (схема 2). Оценка этого процесса менялась в разные эпохи.
Схема 2