Как соотносятся внутренние и внешние факторы счастья?
Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения
Существуют различные виды факторов счастья.
1. Они четко делятся на две группы. Одну из лих составляют факторы., которые сами по себе являются для счастливого предметом удовольствия, К ним относятся, допустим, благосостояние или власть, сердечные отношения в семье или любимая профессия. Но в том-то и делю, что они недостаточны для счастья. Для вето нужны и такие факторы, которые сами по себе удовольствия не дают. Здоровье нужно и тому, кто на него не обращает внимания, однако он был бы несчастлив, если бы не имел его.
Итак, существуют две группы факторов счастья: те, которые сами по себе дают счастливым удовольствие, и те, которые являются факторами счастья, хотя сами по себе удовольствия не дают. Граница между ними изменяется в конечном счете в зависимости от личности. Одному благосостояние необходимо для счастья, ибо благодаря ему он может быть независимым, но он пользуется им, не думая о нем; другой же непосредственно радуется благосостоянию, считая свои доходы. Тот, кто познал неволю, радуется свободе; другой же не думает о ней и не радуется ей, тем не менее она необходима для счастья, и он убедился бы в этом, если бы утратил ее. Если попытаться терминологически разграничить обе группы факторов, то первую можно назвать источниками счастья, а вторую – его условиями.
2. Факторы счастья распадаются в свою очередь на две другие группы; одни находятся в самом человеке, другие – вне его. Вне его – дом, семья, имущество, профессия, которой он посвятил себя, искусство или наука, которые заполняют его жизнь и делают ее приятной. Но чтобы семья или работа могли быть для него действительно фактором счастья, нужно, чтобы он любил семейную жизнь, любил свою профессию. И точно так же обстоит дело со всем остальным: если в самом человеке оно не опирается на некоторые психические качества, то не станет и фактором счастья.
Эти психические качества являются факторами счастья, но , в общем, не его «источниками». Человек радуется своей семье и работе, но не своей любви к семейной жизни и не пригодности к своей профессии. Психические качества, будучи факторами его счастья, обычно не являются сами предметом его удовольствия: он доволен благодаря им, но не ими. Они для него не источники, а условия счастья. Сказанное относится ко всем психическим качествам человека. Легче радуешься жизни, когда имеешь чистую совесть или скромные требования, но не радуешься самой чистой совести или скромным требованиям.
Обычный человек занимает в этих вопросах крайнюю позицию: недооценивает внутренние факторы иставит счастье в зависимость исключительно от внешних. Позиция многих философов также была крайней, но противоположной. Декарт считал, что счастье не зависит от внешних факторов, что при самой неудачной судьбе можно достичь счастья, так же как и при наилучшей. Эту мысль он выразил в одном из своих писем: «Маленький сосуд может быть таким же полным, как и большой, хотя и содержит меньше жидкости; точно так же исполнение подвластных разуму желаний может быть полным, что нисколько не противоречит тому, что самые бедные и обиженные судьбой или природой могут познать полное удовлетворение, как и другие, хотя и не обладают таким же количеством благ» 1 .
Среди внешних факторов счастья имеются как средства, так и условия. Но средства настолько преобладают, что (с некоторой неточностью) их можно отождествить с внешними факторами счастья. Тогда внутренние условия счастья противостоят внешним средствам.
Жизнь человеческая – это постоянная игра внутренних условий и внешних средств счастья, и от гармоничного их соотношения в значительной мере зависит, будет ли достигнуто счастье. Чем больше кто-то имеет средств счастья, тем меньше ему требуется условий: кому, как говорится, жизнь дала все, тому нужна только способность пользоваться этим и радоваться тому, что он имеет. Кому жизнь дала мало хорошего, а много зла, тот должен иметь еще другие способности (например, довольствоваться малым, не принимать зла, вырабатывать то, чем он обделен от природы и мира), чтобы быть счастливым. И опять-таки – чем больше человек выработал в себе условий, тем меньше ему нужно средств счастья.
- 1 Descartes R. Oeuvres publiees par Ch. Adam et P. Tannery, V. 1- 12 et Suppl. P ., 1897–1913, v . 2, 1901, p . 264 .
В следующих главах будет отдельно идти речь о внешних источниках счастья, состоящих из благ,которыми человек располагает, и о внутренних условиях, коренящихся в его личности, его характере; и отдельно о предписаниях – советах и запретах, – как усилить средства и условия счастья, чтобы оно действительно стало уделом человека.
3. Факторы счастья – как средства, так и условия – делятся еще на две группы в зависимости от происхождения: счастливый либо приобрел их сам, либо получил в дар от судьбы. Одни и те же средства и условия счастья достаются людям по-разному: не только благосостояние одни получают по наследству, а другие приобретают сами, но и здоровье один имеет от рождения, а другой приобретает только благодаря суровому режиму, один имеет врожденный оптимизм, другой должен долго работать над собой, чтобы выработать его.
Согласно распространенному мнению, средства счастья – это дар судьбы, в то время как условия счастья зависят от усилий человека; имеем ли мы внешние блага или нет,– это зависит от судьбы, ибо самих себя мы можем формировать как хотим. Тот, кто разделял это воззрение, приписывал практическое значение исключительно условиям; только в них мы независимы, и только над ними мы можем властвовать. Так, собственно, считали и древние: мы зависим от внешнего мира, в то время как в своем внутреннем мире мы свободны, ибо он зависит от нас. «...Боги, – писал Эпиктет,– сделали зависящим от нас только самое лучшее из всего и главенствующее – правильное пользование представлениями. А все остальное не зависит от нас» 1 .
Однако сегодня мы склонны допускать, что древние ошибались и что истина в противоположном. Именно внешним миром мы можем управлять свободно, он подчиняется нашей воле, и мы всегда можем формировать его так, как это нужно для нашего счастья. Управлять же собственной психикой несравненно труднее, а иногда и невозможно. В нас укореняются способы мышления, восприятия вещей и реакции на них, от которых нам не дано освободиться. Иногда легче добиться благосостояния, славы или власти, изменить свой внешний вид и свое окружение, чем выйти из состояния депрессии, которая не позволяет радоваться ни благосостоянию, ни красоте, ни славе, ни власти.