Тесты по философии Возрождения
Тесты по философии Средневековья
1) Рациональное познание оперирует универсалиями в эпоху:
a) античности;
b) средних веков;
c) нового времени;
d) современности.
2) Можно ли утверждать, что средневековая философия является синтезом традиций: христианского откровения и античной философии?
a) да;
b) нет;
3) Главный философский интерес эпохи средних веков составляют такие объекты как:
a) космос;
b) Человек и общество;
c) Бог;
d) язык.
4) В иерархии Бог – человек – природа именно последним звеном является природа. Данное утверждение принадлежит эпохе:
a) средних веков;
b) Нового времени;
c) античности;
5) Хронологические рамки европейского средневековья - ... вв.
a) I-VIII;
b) II-XV;
c) XI-XV;
d) V-XV.
6) Представитель средневековой философии:
a) Уильям Оккам;
b) Диоген Лаэртский;
c) Гераклит Эфесский;
d) Марк Аврелий.
7) Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к...
a) богословию;
b) науке;
c) психологии;
d) этике.
8) Основная задача средневековой философии состояла в ...
a) построении учения о душе;
b) выработке методологической базы частных наук ;
c) защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога;
d) разработке морально-этического кодекса .
9) Вера противопоставлялась в средневековье ...
a) умению;
b) желанию;
c) чувству;
d) разуму.
10) Средневековый автор произведения "О граде Божием":
a) Уильям Оккам;
b) Фома Аквинский ;
c) Иоанн Росцеллин;
d) Аврелий Августин.
11) Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
a) теология
b) монадология
c) антропоцентризм
d) феноменология
12) Эсхатология – это
a) Учение о ценностях
b) Учение о бытии, его фундаментальных принципах
c) Учение о конечных судьбах мира и человека
d) Учение о происхождении богов
13) Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий
a) Игумен
b) Авторитет
c) Мессия
d) Инок
14) Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:
a) аскетизм
b) гедонизм
c) рационализм
d) эпикурейство
15) Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:
a) Креационизм
b) Диалектика
c) Дуализм
d) Монотеизм
16) Учение о спасении души
a) Метафизика
b) Сотериология
c) Диалектика
d) Деонтология
17) Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека
a) Фидеизм
b) Провиденциализм
c) Креационизм
d) Монотеизм
18) Главная задача христианских апологетов состояла в:
a) В доказательстве бытия Бога
b) В обосновании преимуществ христианства перед язычеством
c) В переводе Священного писания на европейские языки
d) В создании целостного христианского мировоззрения
19) Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIIIвв.), заложивших основы христианской философии и богословия:
a) апологетика
b) патристика
c) схоластика
d) экзегетика
20) Схоластика – это:
a) философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога
b) тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем
c) теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе
d) учение о происхождении Бога
21) Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:
a) мистике
b) схоластике
c) рационализму
d) эмпиризму
22) Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья
a) Экзегетика
b) Мистика
c) Нумерология
d) Пропедевтика
23) Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для
a) Фомы Аквинского
b) Демокрита
c) Гуго Сен-Викторского
d) Тертуллиана
Тесты по философии Возрождения
1) Специфическая черта философии Возрождения:
a) существование;
b) атеизм;
c) дуализм;
d) пантеизм.
2) Автор наиболее радикальной и последовательной натурфилософской системы эпох Возрождения:
a) Кузанский;
b) Т. Мор;
c) Д. Бруно;
d) Леонардо да Винчи.
3) Доминирующий аспект философии Возрождения:
a) этический;
b) эстетический;
c) рационалистический;
d) реалистический.
4) Пантеизм является особенностью философии:
a) средневековья;
b) античности;
c) Нового времени;
d) Возрождения.
5) Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась...
a) личными заслугами;
b) происхождением;
c) социальной принадлежностью;
d) соответствием общественным нормам.
6) Умонастроение преобладавшее в эпоху Возрождения:
a) романтизм;
b) космизм;
c) гуманизм;
d) материализм.
7) Термин "возрождение" означает восстановление интереса к ...
a) первобытности;
b) античности;
c) язычеству;
d) средневековью.
8) Характерная черта Ренессанса:
a) теоцентризм;
b) антропоцентризм;
c) космоцентризм;
d) природоцентризм.
9) Основной объект исследования, мера вещей и отношений при антропоцентризме:
a) человек;
b) Бог;
c) природа;
d) космос.
10) Пантеизм объединяет и отождествляет...
a) человека и природу;
b) Бога и человека;
c) Бога и природу;
d) науку и религию.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.
1. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей
А) Рационализм
Б) Сенсуализм
В) Скептицизм
Г) Агностицизм
2. Основное утверждение рационализма заключается в том, что
А) Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
Б) Главенствующую роль в науке играет эксперимент
В) Познание мира возможно благодаря божественному откровению
Г) Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком
3. Особенности рационализма XVIIв. обусловила
А) Математика
Б) Эстетика
В) Политика
Г) Экономика
4. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии
А) Ф. Бэкон
Б) Т. Гоббс
В) Р. Декарт
Г) Г. Лейбниц
5. Дуалистическая философия характерна для
А) Р.Декарта
Б) Ф.Бэкона
В) Ж.Ж. Руссо
Г) Дж.Беркли
6. В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался
А) Материалистического монизма
Б) Дуализма
В) Плюрализма
Г) Агностицизма
7. Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал
А) Р. Декарт
Б) Фома Аквинский
В) Вольтер
Г) Ф. Бэкон
8. Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogito ergo sum»?
А) разум – это сила
Б) индукция основа всего
В) познание исходит из ощущений
Г) если я мыслю, следовательно, я существую
9. Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:
А) Р.Декарту
Б) Ф.Бэкону
В) Дж.Локку
Г) Т.Гоббсу
10. Основное утверждение эмпиризма
А) Высший вид познания – интуиция
Б) Всё знание человека основывается на опыте
В) Мир в принципе не познаваем
Г) Всё подвергать сомнению
11. Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт
А) Гностицизм
Б) Сенсуализм
В) Рационализм
Г) Интуитивизм
12. Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»
А) Р. Декарт
Б) Ф. Бэкон
В) Дж. Беркли
Г) Вольтер
13. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать
А) Диалектика
Б) Индукция
В) Дедукция
Г) Эвристика
14. Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:
А) Естественнонаучное и математическое
Б) Чувственное и рациональное
В) Эмпирическое и теоретическое
Г) Прикладное и фундаментальное
15. Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:
А) руководствоваться метафизическими первопринципами
Б) пользоваться дедуктивными методами
В) нисходить от абстрактного к конкретному
Г) опираться на опыт и двигаться от единичного к общему
16. Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»
А) Д. Беркли
Б) Г. Лейбниц
В) Т. Гоббс
Г) И. Кант
17. Центральная проблема в философии французского Просвещения
А) Познания
Б) Бытия
В) Природы
Г) Человека
18. Основная идея философии французского Просвещения
А) Приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества
Б) Агностицизм
В) Клерикализм
Г) Приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества
Сущность деизма состоит в
А) Сведении роли Бога к творению материи и первотолчку
Б) Растворению Бога в природе
В) Признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществе
Г) Утверждении о наличии у Бога двух ипостасей
20. Представитель философии Французского Просвещения
А) Ж.-Ж. Руссо
Б) Б. Спиноза
В) Г. Лейбниц
Г) Т. Кампанелла
21. Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал
А) Собственность
Б) Власть
В) Наследственность
Г) Воспитание
22. Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была
А) Англия
Б) Германия
В) Россия
Г) Франция
23. Идея правового государства включает в себя положение о
А) Разделении властей
Б) Пагубности частной собственности
В) Недопустимости эксплуатации человека человеком
Г) Приоритете общечеловеческих ценностей
24. Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего объекта осуществил:
А) Гегель;
Б) Кант;
В) Лейбниц;
Г) Фейербах.
25. Немецкая классическая философия - преемница идей:
А) Средневековья;
Б) Возрождения;
В) Реформации;
Г) Античности
Немецкая классическая философия
1. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти:
а) интуитивно;
б) способом доказательств;
в) на основе чувственного опыта;
г) в первичном ощущении.
2. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:
а) все наше познание начинается с чувственного опыта;
б) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом;
в) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;
г) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.
3. По теории Канта, время и пространство:
а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.
4. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
в) общим «естественным» законом;
г) примером для подражания других.
5. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону;
б) доставляет личное удовлетворение;
в) подчинен абстрактному чувству долга;
г) связан с гуманными или дружескими чувствами.
6. «Практический разум» Канта связан с «практической» областью жизни человека или, иначе говоря, с областью:
а) научного познания;
б) нравственной философии;
в) морального поведения;
г) правовых взаимоотношений.
7. В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру:
а) практический - «незаинтересованный» - синтетический;
б) созерцательный - эстетический - практический;
в) созерцательный - практический - эстетический;
г) незаинтересованный - созерцательный - синтетический.
8. По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает:
а) величие;
б) славу;
в) почет;
г) бессмертие.
9. По Шеллингу, история может быть определена, как:
а) воплощение абсолютной свободы;
б) постепенная реализация правового закона;
в) проявление необходимости;
г) воплощение божественного замысла.
10. Гегель считал, что в основе реальности лежит:
а) абсолютная идентичность;
б) абсолютное бессознательное;
в) абсолютная идея;
г) абсолютное божество.
11. Кратким очерком всей системы философии Гегеля является:
а) Феноменология духа;
б) Энциклопедия философских наук;
в) Наука логики;
г) История философии.
12. «Истинная бесконечность», по Гегелю, отличается от «дурной бесконечности». «Истинная бесконечность» - это:
а) бесконечность бесконечного прогресса;
б) ряд естественных чисел;
в) выражение определенной структуры целого;
г) бесконечный прогресс количества, не содержащий качества.
13. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
а) все, что существует - разумно;
б) все, что существует - действительно;
в) разумное тождественно действительному;
г) все, что разумно - действительно.
14. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:
а) права;
б) государства;
в) Абсолюта;
г) любви.
15. Центром мировоззрения К. Маркса считается:
а) материалистическое понимание истории;
б) категорический императив;
в) безосновная воля;
г) диалектика абсолютного духа.
16. По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания;
б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса;
г) взаимодействия бога и природы.
17. К законам материалистической диалектики не относится закон:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) тождества материи и сознания;
в) перехода количества в качество, и обратно;
г) отрицания отрицания.
18) Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего объекта осуществил:
a) Гегель;
b) Кант;
c) Лейбниц;
d) Фейербах.
19) Идеализм, природа идей, идеи сами по себе, в природе, духе – основные черты философии:
a) Канта;
b) Гегеля;
c) Фихте;
d) Шеллинга.
20) Представитель Немецкой классической философии:
a) Л. Фейербах;
b) О. Шпенглер;
c) Г. Зиммель;
d) Н. Макиавелли.
21) Философ, определявший метафизику как науку "о пределах человеческого разума":
a) Кант;
b) Гегель;
c) Фихте;
d) Шеллинг.
22) Категорический императив И. Канта:
a) развития;
b) морали;
c) движения;
d) познания.
23) Цель "мирового духа", по Гегелю, раскрытая в изречении "всемирная история есть прогресс в сознании ...
a) свободы;
b) независимости;
c) равенства;
d) человека.
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20 вв.
1. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию
a) Иррационализм
b) Рационализм
c) Эмпиризм
d) Скептицизм
2. Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания
a) Философия жизни
b) Неорационализм
c) Прагматизм
d) Феноменология
3. К представителям «философии жизни» относится
a) Ф. Ницше
b) И. Фихте
c) К. Поппер
d) Дж. Локк
4. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал
a) А. Шопенгауэр
b) О. Шпенглер
c) В. Дильтей
d) Г. Зиммель
5. Артур Шопенгауэр считал субстанцией, первоосновой мира
a) Волю к власти
b) Волю к жизни
c) Мировой дух
d) Жизненный порыв
6. Кто является автором следующих произведений: «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», «Человеческое, слишком человеческое»?
a) Фридрих Ницше
b) Мартин Хайдеггер
c) Анри Бергсон
d) Людвиг Фейербах
7. Родоначальник позитивизма
a) Огюст Конт
b) Фридрих Ницше
c) Анри Бергсон
d) Эдмунд Гуссерль
8. Направление современной философии, являющееся материалистическим
a) Неотомизм
b) Марксизм
c) Экзистенциализм
d) Феноменология
9. Направление современной западной философии
a) Буддизм
b) Прагматизм
c) Неотомизм
d) Агностицизм
10. Иррационалистическое направление в философии XXвека
a) Экзистенциализм
b) Неопозитивизм
c) Структурализм
d) Прагматизм
11. Термин «экзистенциализм» происходит от французского слова, которое в переводе на русский язык означает
a) Любовь
b) Познание
c) Существование
d) Развитие
12. Форма бытия, находящаяся в центре внимания экзистенциализма
a) Бытие природы
b) Индивидуальное бытие человека
c) Бытие общества
d) Бытие Абсолютного Духа
13. Положения об абсолютной свободе человека, его заброшенности и одиночестве, о пограничной ситуации, способной открыть истинную сущность человека, обосновывались в философии
a) Неопозитивизма
b) Экзистенциализма
c) Структурализма
d) Психоанализа
14. Направление философии, в котором человек рассматривается как самодетерминирующееся, самосозидающее существо
a) Фрейдизм
b) Экзистенциализм
c) Феноменология
d) Прагматизм
15. Экзистенциалистскому взгляду на человека соответствует утверждение о том, что
a) В нашей жизни всё случайно, непредсказуемо, а потому надо плыть по течению и надеяться на везение
b) Человеческие поступки определяются бессознательными желаниями, о которых мы можем не догадываться
c) Что бы человек ни предпринимал, всё, в конечном счёте, зависит не от него, а от судьбы, рока
d) Человек обречён быть свободным и нести за свои поступки абсолютную ответственность