Субъектная и объектная специфика морали
Структура морали
Функции морали
Сущность морали.
Сущность – это главное необходимое в изучаемом объекте, это его «качественная определенность» (Г.В.Ф. Гегель). Сущность – это родовые свойства изучаемых объектов.
В чем заключается сущность морали? Мораль относится к роду социальных регуляторов.
Мы можем выделить пять сущностных признаков морали:
1.Регулятивность. Упорядочивание явлений, процессов, это всегда движение от хаоса к порядку.
2.Историчность. Все виды социальной регуляции имеют свое определенное историческое время возникновения и особенности исторического развития и изменения.
3.Социальность. Все виды регуляции, в частности мораль, порождены определенной социальной необходимостью.
4.Социальная неоднородность или социальная дифференцированность морали. Каждый социальный класс и группа формируют свою мораль, которая обеспечивает внутреннюю консолидацию и сохранность этих общностей.
5.Определенное место морали в системе социальной регуляции.
Какое место мораль занимает в системе социальной регуляции?
Соотношение политики, права и морали как видов социальной регуляции.
Виды регуляции/критерии сравнения | политика | право | мораль |
1.Цель регуляции | А. очевидная цель политики – власть и властвование. Сущность любой власти- это преобладание над другими, первенство, главенство. | А. защита собственности и собственника. Право возникает вместе с государством, исторически менялись виды и формы собственности, но цель права всегда сохранялась. | А. разрешение универсальных противоречий социальной и индивидуальной жизни: социальное и индивидуальное (приоритет социального), должное и сущее (ориентация на должное), добро и зло (главенство добра). |
Б. удовлетворение потребностей и интересов различных социальных классов, групп, слоев. Власть нередко становится средством в достижении этой цели. | Б. защита общественного порядка. Защита индивида от социального и индивидуального произвола | Б. Вторая цель морали – быть хранительницей общности. Это основная цель морали. | |
2. Способы регуляции: А. духовный способ регуляции. Б. материально- экономический. В.физически-насильственный. | Политика опирается на все возможные способы:А Политическое просвещение, агитация, дипломатическая работа. Б. Экономическая помощь или экономические блокады В. Теракты, физическое устранение политических лидеров, революции, весь арсенал войн: гражданские, антиколониальные, мировые. | Право опирается на все возможные способы: А. правовое просвещение, правовое воспитание, духовные санкции права, например, условная мера наказания, отсрочка исполнения приговора, суд присяжных заседателей. Б. Штрафы, лишение имущества. В. Однако, активнее всего, право опирается на последний способ: лишение свободы, смертная казнь. | Мораль опирается только на духовный способ регуляции: на добрый разум, добрые чувства, добрую волю человека. Она апеллирует к социальному чувству и социальной сознательности. Она есть самый совершенный вид социальной регуляции, потому что не использует ни материальные и физические способы регуляции. Мораль нередко превращается в самый бессильный способ регуляции, а значит, в самый несовершенный. |
Таким образом, мораль является, прежде всего, видом социальной регуляции. Трагическое противоречие морали состоит в том, что она, по сути своей, самый совершенный вид регуляции, опирающийся на человеческое в человеке. В действительности, мораль оказывается самым нарушаемым видом регуляции, а значит, несовершенным. Шарль Фурье называл мораль «бессилием в действии», Фридрих Ницше считал мораль уделом слабых. Современная этическая теория позволяет доказать противоположное: мораль – удел сильных разумом, волей и духом людей.
Специфика морали.
Специфика – это особенное, единичное, уникальное в исследуемом объекте. Это то, что отличает изучаемое явление от родственных ему явлений. Рассмотрим два уровня специфики – объектную специфику морали (мораль изучается как целостный, абстрактный, идеальный объект). Второй уровень – субъектная специфика морали (мораль изучается как особые качества морального субъекта – носителя морали).
Объектная специфика морали включает четыре признака:
1.Историческая долговечность морали – мораль возникает раньше других видов социальной регуляции, за моральной регуляцией возможно будущее.
2.Всеобъемлемость – ее универсальная включенность во все сферы жизни человека и общества. Объясняется это качество универсальностью противоречий, на разрешение которых, направлена мораль: социальное-индивидуальное, должное – сущее, добро-зло.
3.Деятельностная необособленность морали – мораль является аспектом всех других видов деятельности: экономической, политической, правовой, религиозной и т.д., по причине все той же универсальности разрешаемых ею противоречий.
4.Неинституциональность и всеинституциональность морали – у морали нет специфических социальных институтов, выполняющих ее функции. Однако неинституциональность мы можем признать как всеинституциональность, потому что от каждого института мы ожидаем выполнения моральных функций.
Субъектная специфика морали.
Признаки:
1.Моральная сознательность – правильное осознание и правильное выполнение моральных требований. Осознание – зеркальное отражение реальности. Сознательность - ценностное оценочное отражение реальности, сознательность это качество поступка.
2.Добровольность. В «Философии права» Г.В.Ф. Гегель пишет, что «воля сама по себе ни добра и ни зла», «воля… - это стремление сознания сообщить себе наличное бытие».
Иными словами, воля - это активность сознания, направленная на его реализацию в деятельности. Воля бывает сильной и слабой, спокойной и напряженной, доброй и злой, здоровой и больной. Психическое заболевание воли есть «абулия» – патологическое безволие. Для того, чтобы воля стала злой достаточно одного условия – злая цель, злой умысел. Для достижения совершенного поступка по доброй воле необходимо, чтобы совпали три условия – благая цель, добрые средства, свобода воли, т.е. отсутствие всякого принуждения, как внешнего, так и внутреннего – самопринуждения .
Качества, благодаря которым мы можем проявлять свободную волю, это:
1.Моральная привычка – автоматизм следования долгу, не требующий длительных раздумий, длительного принятия решения, волевого усилия для совершения поступка.
2.Морально-нравственная потребность, которая управляет добрыми поступками, совершаемыми не по долгу, не по обязанности, а в силу естественной необходимости, в силу того, что иначе человек поступать не может( он не просто привычно честен, он не может солгать).
3.Бескорыстие – специфический моральный мотив (это объяснительный принцип деятельности, отвечающий на вопрос «ради чего?» человек поступает так, а не иначе, это – неявная, отдаленная во времени, но подлинная цель и ценность поступка).
Три признака бескорыстия:
1.Отсутствие мотива выгоды (незаинтересованность человека в выгоде). Выгода – это лишь разновидность пользы, достигаемая одним человеком за счет причинения ущерба пользе других. Это польза, основанная на обмане и лжи (выгадывать – хитрить, обманывать, обмишуривать, объегоривать). Стремление к выгоде может провоцироваться завистью. Зависть – это «религия душевных калек» (Ф. Искандер). Зависть – это «негодование ничтожества перед достоинством». Моральная культура межличностных, деловых отношений предполагает их осуществление на взаимо-полезной, взаимо-благоприятной основе.
2. Отсутствие мотива благодарности, награды, за совершенное добро. «Высшая награда за добродетель – есть сама добродетель» (Сенека). Рассчитывать или ожидать благодарность за добро не следует, но необходимо воспитывать культуру благодарности в себе и других, т.к. культура благодарности – это культура «взаимности в добре». Ожидание благодарности за совершенное добро делает это добро небескорыстным.
3.Приоритет общественного над личным. Мораль, как хранительница общности, как внутренняя консолидирующая сила, адаптирует индивида к различным социумам, «встраивает» часть в целое, учит часть жить по законам целого, обеспечивает нормальную жизнедеятельность целого, а, значит, и его частей. Этот приоритет объективен, ведь часть не может быть значимей целого. Значит неправомерно это отрицать «Я никому ничего не должен».
Структура морали.
Характеризуя структуру морали, можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.
В структуре моральной практики выделяют следующие элементы:
1.Моральные отношения – специфический вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.
2.Моральная деятельность – специфический вид социальной деятельности, представляющий собой реализацию моральных требований и ценностей.
3.Моральное поведение. Всякий вид деятельности имеет свою поведенческую форму.
4.Поступок – единица моральной деятельности. Все действия делятся на действия – операции и действия – поступки. Каждый поступок – действие – операция, но не каждое действие – операция является поступком. Поступок высвечивает значимость действия – операции для самого человека и других людей. Отказ от действия также может быть поступком. Поступок совершается в ситуации морального выбора.
Моральное сознание – это специфический вид сознания, представляющий собой отражение моральных требований, ценностей, конкретных моральных ситуаций.
Критерии структурирования:
1.Субъект (носитель). Субъектная структура: общественное моральное сознание, классовое моральное сознание, этническое моральное сознание, национальное моральное сознание, индивидуальное моральное сознание.
2.Уровень. Уровневая структура (уровень отражения действительности): обыденный уровень морального сознания, теоретический уровень морального сознания. Специфика обыденного уровня морального сознания: знания спонтанны, случайны. Знания на уровне явлений, которые не дают целостного понимания морали. Специфика теоретического уровня морального сознания: этика – это вторичная рефлексия морального сознания. Знание о сущностях, законах, которое носит систематизированный характер. Теоретический уровень морального сознания важен, так как он избавляет от нигилизма в обыденном сознании, от обыденного субъективизма и плюрализма.
3.Элемент. Элементная структура (конституирующие функции сознания.)
Отражение. (Сознание - знание). Интеллектуальная сфера морального сознания. Знания: обыденные, теоретические, абстрактные, конкретные, созерцательные, практически – действенные, отстраненные (безразличные), переживаемые (имеющие личностный смысл, например, добродетель).
Отношение. (Сознание - отношение). Чувственно – эмоциональная сфера. Диапазон моральных чувств и эмоций широк. От ситуативных (оскорбление) до великих гражданских скорби и радости. В. Соловьев размышлял об основаниях нравственности в работе «Оправдание добра». Выделил три истока или естественных начала нравственности: стыд, жалость и благоговение.
Управление деятельностью. (Сознание – управление.). Волевая сфера.
Управление складывается из трех подфункций:
•Планирование. Планирование проявляется в целеполагании, выборе средств, мотивации, прогнозе результатов. Своеобразие планирования в моральном сознании заключается в том, что благая цель требует благих средств. Мотив – оправдательный принцип деятельности, скрытая цель. Отвечает на вопрос «ради чего?». Интегральный мотив – бескорыстие.
•Прогноз результата – перспективная ответственность (хронос). Собственно регулирование ответственности.
•Контролирование – установление соответствия цели и результатов, моральная оценка деятельности.
Моральная оценка.
Моральная оценка – специфический вид оценки, представляющий собой способ выявления моральной значимости явлений.
Объекты моральной оценки:
1.Человек, его качества, помыслы, поступки.
2.Социальная реальность. (взаимоотношения субъектов)
3.Явления природы через призму блага для человека и общества.
4.Хронос: прошлое, настоящее и будущее.
Субъект моральной оценки:
Субъект моральной оценки – её носитель и выразитель. Выразитель моральной оценки может быть как единичным субъектом, так и общностью. Если субъект и объект совпадают в одном носителе – это самооценка. Высшее проявление самооценки – совесть. В совести человек переходит от морали к нравственности.
Критерии моральной оценки.
1.Конкретно – исторический критерий: принятые в данном обществе, в данный период времени представления;
2.Универсальный критерий – гуманизм.
Виды моральной оценки поступков.
Главный объект моральной оценки – поступок. Поступок – единица моральной деятельности. Поступок – действие, имеющее отношение к благу людей.
Структура поступка.
Цель | Средства | Мотив | Результат | Характеристика поступка |
+ | + | + | + | Морально – идеальные поступки. Свойства морально – идеальных поступков: непротиворечивость, целостность, результативность. |
+ | + | + | - | Морально – оправданные поступки. |
+ | + | - | + | Морально – допустимые поступки. |
? | ? | ? | + | Легальные, морально – правильные поступки. «Сообразно с долгом», но не «ради него». |
Система моральных требований.
Регуляция (управление) моральной деятельностью опирается на систему моральных требований. Моральное требование – эталон, разрешающий противоречия:
•должное – сущее,
•социальное – индивидуальное,
•добро – зло.
Признаки моральных требований.
1.Единство содержательности и императивности.
2.Единство должного и сущего. Всякое требование – эталон должного. Всякое должное укоренено в сущем, в реальности. И если такой укорененности нет, то отсутствует конструктивность должного.
3.Единство образца и запрета. Моральные требования нередко формулируются в форме запрета. Природа морали предпочитает выражать требования в виде образцов.
4.Бессубъектность моральных требований. Требование всеобще и универсально.
Структура морального требования:
Гипотеза - предполагаемый адресат морального требования.
Диспозиция – форма выражения требования.
Санкция – система мер, применяемых в случае несоблюдения требований
Система моральных требований.
Моральный идеал, моральные принципы жизнедеятельности – стратегия, определяющая будущее, вертикаль развития.
Моральные нормы деятельности, элементарные правила поведения – тактика, конкретика, повседневность, горизонталь развития.
Элементарные правила поведения. Этикет.
Существует два вида поведенческой культуры. Универсальная и этикетная. В основе универсальной поведенческой культуры лежит принцип равноценности человеческих достоинств. Формы проявления: вежливость (доброжелательность), искренняя симпатия, такт. Такт – неписанное соглашение не замечать оплошности другого. Такт – чувство меры во всем. В основе этикетной поведенческой культуры лежит принцип неравноценности. Этикетная культура иерархична: «Свой – Чужой». При дворе королей этикет также призван подчеркнуть иерархию.
Моральные нормы деятельности.
Классификация социальных норм:
•Нормы упорядочивающие.
•Нормы регламентирующие (процессуальные), определяющие порядок действий. Например, регламенты, уставы.
•Иерархично – субординационные нормы. Нормы в сферах политики, права, религии, морали. Субординация – контроль взаимодействия.
В чем заключается специфика моральных норм?
Моральные нормы:
•Носят более обобщенный характер, чем правила поведения (этикетные нормы). Чем выше степень обобщенности норм, тем ниже их императивность.
Моральные принципы и моральные блага.
Моральные принципы и блага носят ещё более обобщенный характер, чем нормы. У них ниже императивность, выше степень свободы морального выбора. Если правила и нормы регулируют, то принципы и идеалы ориентируют. Принципы поддаются кодификации. Из них составляются кодексы, которые становятся основой идеологии. Моральные принципы меняются во времени, но они необходимы. Например, «моральный кодекс строителя коммунизма» или «кодекс корпоративной этики» в определенной организации.
Моральный идеал.
Моральный идеал – это высший эталон должного.
Функции идеалов.
1.Программные: программа развития.
2.Воспитательные:
· персонифицированные (реальное воплощение морального идеала);
· полиперсонифицированные идеалы (собирательный образ идеала).
3.Критические: с точки зрения идеала возможно критиковать несовершенство реалий.
Ни одна функция не должна абсолютизироваться и гипертрофироваться.
Моральная деятельность и моральные отношения – специфика определения онтологического статуса.
Всякий вид деятельности и отношений многоаспектен. Аспектами деятельности и отношений выступают:
1.Пространство.
2.Время.
3.Специфическая цель. (Критерий онтологического статуса.)
4.Специфические средства.
5.Специфическая мотивация.
6.Специфический результат.
Моральная деятельность – специфический вид социальной активности, направленный на выполнение моральных требований.
Моральное отношение – вид социальной связи, в которую вступают субъекты в процессе моральной деятельности.
Моральная цель – следование моральным ценностям и требованиям.
Моральная мотивация – бескорыстие.
Моральная деятельность в чистом виде – это морализаторство, моральное воспитание, моральная рефлексия (работа над самим собой).
Функции морали.
1.Регулятивная;
2.Познавательная;
3.Воспитательная;
4.Оценочная;
5.Ценностно-ориентационная (предпочтительное отношение к ценностям);
6.Мировоззренческая и мироотношенческая (установки абстрактного и практического отношения к миру);
7.Универсальной коммуникации человека с миром;
8.Универсальная адаптация человека к миру;
9.Человекотворческая;
10.Спасения человека и человеческого рода от само- и взаимоуничтожения.
Функции морали: регулятивная, познавательная, воспитательная, оценочная, ценностно-ориентационная. Переход к нравственности осуществляется через функции: мировоззренческую и мироотношенческую, универсальной коммуникации человека с миром, универсальной адаптации человека к миру, человекотворческую, спасения человека и человеческого рода от само - и взаимоуничтожения. Таким образом, мораль формирует социумное мировоззрение и мироотношение; мораль есть хранительница общности. Нравственность формирует универсумную парадигму мировоззрения и мироотношения.
5. Выводы:
•Мораль относится к роду социальных регуляторов.
•Сущностные признаки морали: регулятивность, историчность, социальность, социальная неоднородность, определенное место в системе социальных регуляторов.
•Объектная специфика морали включает четыре признака: историческую долговечность, всеобъемлемость, деятельностную необособленность, неинституциональность и всеинституциональность.
•Субъектная специфика морали включает в себя: моральную сознательность, добровольность.
•В структуре морали можно выделить два блока элементов: моральное сознание и моральную практику.
•Функции морали: регулятивная, познавательная, воспитательная, оценочная, ценностно-ориентационная. Переход к нравственности осуществляется через функции: мировоззренческую и мироотношенческую, универсальной коммуникации человека с миром, универсальной адаптации человека к миру, человеко – творческую, спасения человека и человеческого рода от само - и взаимоуничтожения.
Вопросы для самопроверки
1.Каковы сущностные характеристики морали?
2.Что отличает мораль от других видов социальной регуляции?
3.Перечислите признаки объектной специфики морали.
4.Перечислите признаки субъектной специфики морали.
5.Какое условие необходимо, чтобы воля человека стала злой (по Г.В.Ф. Гегелю)? Какие условия необходимы для доброй воли?
6.Почему бескорыстие определяется в качестве морально-нравственного мотива?
7.Что такое «моральная оценка»? Каковы ее критерии?
8.Перечислите виды моральных оценок поступков.
9.Каковы определение и признаки моральных требований?
10.Каковы функции морали и нравственности? Объясните переход (характеризуя функции) от моральной регуляции к нравственному способу освоения действительности.
Литература
1. Гусейнов А. А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) // - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html / - Дата доступа: 11.11.2011 г.
2. Гусейнов, А. А. Этика : Учеб. для студентов вузов / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 472 с.
3. Дробницкий, О. Г.. Моральная философия : Избранные труды / О. Г. Дробницкий ; Сост. Р. Г. Апресян. — М. : Гардарики, 2002. — 523 с. \
4. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм ; пер. А. Б. Гофман. — М. : Канон, 1996. — 432 с.
5. Золотухина-Аболина, Е В. Современная этика : учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Золотухина-Аболина. — М.; Ростов н/Д : МарТ, 2005. — 413 с.
6. Этика : Учеб. для студентов филос. фак. вузов / А. А. Гусейнов, Е. Л. Дубко, С. Ф. Анисимов и др. ; Под общ. ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. — М. : Гардарики, 2000. — 493 с.
7. Этика : энцикл. слов. / [С. С. Аверинцев, И. Ю. Алексеева, Р. Г. Апресян и др.] ; под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова ; Ин-т философии Рос. акад. наук. — М. : Гардарики, 2001. — 669 с.
ТЕМА 14: МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ: ПРОБЛЕМА ЕДИНСТВА И РАЗЛИЧИЯ
1.Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
2.Современная духовно-нравственная ситуация: к вопросу о типологии духовно-нравственных культур.
1. Мораль и нравственность: сравнительный анализ понятий.
Мы уже многократно употребляли понятия «мораль» и «нравственность». В чем заключается проблема единства и различия указанных феноменов?
Мораль – слово латинское. Его вводит Цицерон как латинский аналог слову этика. Можно выделить несколько значений этого слова:
1.как совокупность определенных норм, правил, регулирующих совместную деятельность людей. Мораль – это вид социальной регуляции.
2.как некое наставление, поучение.
3.как поучительный вывод (мораль такова: …)
Нравственность – слово русское. Соотношение: нрав – нравственность (однокоренные слова: «норов», «нравиться»). В. Даль следующим образом дает толкование слова: «…половина или одно из двух основных свойств духа человека: Ум и нрав слитно образуют Дух (душу, в высшем значении); ко нраву относятся, как к понятию подчинения: воля, любовь, милосердие, страсти и пр., а к уму: разум, рассудок, память и пр. Согласный союз нрава и ума… образует стройность, совершенство духа; раздор этих начал ведет к упадку. В животном не может быть такого разлада: там нрав и ум, воля и рассудок, слиты нераздельно в одно (инстинкт); и человек должен достигать такого же единства, но высшим путем: убежденьем, обузданьем страстей и умничанья, сознанием долга».
Впервые в истории этики мораль и нравственность разделил Г.В.Ф. Гегель. Но это разделение уже намечается в философии И. Канта, который выделял два вида поступков: «сообразно долгу» и «ради долга». Он полагал, что если человек действует в соответствии с императивом, то допустим лишь «долг ради долга». В этих размышлениях И.Канта можно увидеть истоки обоснования феномена «нравственности». Действие «сообразно с долгом» - есть мораль. Г.В.Ф. Гегель в «Философии права» утверждал, что первому этапу развития воли соответствует абстрактное право, второму – мораль, третьему – нравственность (оно включает в себя: семью, гражданское общество и государство). Нравственность, по Г.В.Ф. Гегелю, это «разум воли», «повиновение в свободе».
Исследователи морали довольно единодушны в том, что ее специфика сложно улавливается. О.Г. Дробницкий, написав известную монографию «Понятие морали», отмечал, что так и не смог постичь ее своеобразие, ее онтологический статус. Современный уровень исследования морали. Исследования морали представлены в работах отечественных мыслителей: С.Ф. Анисимова, О.Г. Дробницкого, А.А. Гусейнова, А.И. Титаренко, Ю.М. Смоленцева. Они сводятся к нескольким принципиальным положениям: мораль рассматривается как продукт и результат межчеловеческого, межсубъектного взаимодействия. Мораль автономна, имманентно присуща человеческой деятельности.
Мораль характеризует социумную парадигму мировоззрения и мироотношения; мораль есть оправдание необходимого.
Нравственность – универсумная парадигма мировоззрения и мироотношения. Н.Федоров полагал: «Нравственность – это не барство, не рабство, а родство». Г. Гейне утверждал, что «нравственность — это разум сердца».
Мораль – вид социальной регуляции.
Нравственность – духовно-практический способ освоения мира человеком; способ духовного самоопределения человека.
Мораль является хранительницей общности и общественных отношений; нравственность – находится на страже личности. Человек может быть моральным, но безнравственным.
Каковы специфические признаки нравственности?
1.Нравственность способствует универсализации человеческого бытия, напоминая человеку о том, что он не только часть социума, но и часть универсума, через систему вечных и высших ценностей
2.Нравственность способствует гармонизации человеческого бытия. Гармония - это целостность, полнота и подлинность бытия. Мораль – антихаосная сила, нравственность – гармонизирующая сила.
3.Нравственность способствует гуманизации человеческого бытия. Человек понимается как высшая ценность.
4.Нравственность способствует деонтизации (от греч. «деон» - долг) человеческого бытия. «Долженствующая единственность в универсуме» - так М. Бахтин говорил о человеке.
В.Соловьев размышлял об основаниях нравственности в работе «Оправдание добра». Русский мыслитель выделил три истока или «естественных начала» нравственности: стыд, жалость и благоговение. Каждая из установленных нравственных основ – стыд, жалость и религиозное чувство – может рассматриваться с трех сторон: как добродетель, как правило действия и как условие блага. Основные чувства стыда, жалости и благоговения определяют нравственные отношения человека к тому, что ниже его, что равно ему и что выше его. Все другие феномены нравственной жизни, все так называемые добродетели могут быть показаны как видоизменения этих трех основ или как результат взаимодействия между ними. Мужество, например, есть проявление принципа возвышения и господства над инстинктами. Таким образом, «возвышение», способность человека к преодолению наличного бытия органически проявляется именно через нравственность.В.Ш. Сабиров полагает, что этика есть «метафизика нравственности». Это учение о субстанциональной основе человечности. Поэтому нравственность есть приобщение человека и к высшему разуму (чело-) и вечности.