Справедливость. Теория справедливости Ролза

Наряду с добром и долгом универсальным и важнейшим ценностным ориентиром морального сознания является справедливость.

На особую значимость справедливости в жизни человека указывали многие мыслители. В сочинении Платона «Государство» встречается мысль о том, что справедливость дороже всякого золота. Что несправедливость — величайшее зло, которое только может содержать душа, а справедливость — величайшее благо. Только те любезны богам, которым ненавистна несправедливость, писал Демокрит.

В самом общем плане понятие справедливости выражает идею правильного, должного порядка вещей в человеческих взаимоотношениях, который соответствует представлениям о назначении человека, естественных и неотъемлемых правах и обязанностях. В наибольшей степени нравственный смысл понятия справедливости выражен в интерпретации справедливости как правды, справедливости как честности, справедливости как следования природе и исполнению долга.

Однако сознание справедливости, в отличие от сознания добра и долга, более конкретно увязано с жизненно важными повседневными интересами людей. В справедливости фиксируется характер отношений других людей к данному человеку, мера распределения различных благ. Образно говоря, если добро одно для всех, то спра-

ведливость поворачивается к каждому конкретному человеку по-разному, задевает каждого, вызывает самые различные переживания: от черной зависти и негодования до самой трепетной благодарности.

Поэтому понятие справедливости наряду с моральным имеет также социальный аспект. Часто говорят о социальной справедливости, имея в виду моральную оценку характера общественных отношений. В этом аспекте справедливость содержит в себе требование соответствия между деяниями и воздаяниями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Исторически содержание понятия справедливости менялось. Первое в истории общественного сознания понимание справедливости было связано с признанием непререкаемости нравственных норм, в частности, норм первобытного общества. Справедливость в этом контексте — это простое следование общепринятому порядку. В социальной практике такое понимание справедливости имело негативный смысл — требование наказания за нарушение общей нормы. Одним из его практических выражений был институт родовой мести.

Более сложное позитивное понимание справедливости связано с идеей равенства. В период родового строя справедливость истолковывалась как уравнительное равенство, главным образом как равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами, а также полного соответствия деяния и воздаяния — око за око, зуб за зуб.

С возникновением частной собственности и общественного неравенства справедливость начинают отличать от равенства. Справедливость в новых общественных условиях начинает разделяться на уравнительную и распределительную. Новое понимание справедливости впервые было

сформулировано в этике Аристотеля. Исходным принципом справедливости для Аристотеля является принцип равенства. Несправедливость же проявляется в неравенстве, когда люди наделяют себя больше, чем других различными благами. Однако, отмечает античный философ, люди сами неодинаковы и действуют в различных условиях. Поэтому чисто формальное исполнение принципа равенства не может быть справедливым. И Аристотель вводит дополнительный принцип — принцип пропорциональности. «Если справедливое — это равное, то пропорционально равное также будет справедливым». Пропорциональное равенство состоит в том, что имеющий большее имущество делает больший взнос, а имеющий малое — малый взнос; много потрудившийся получает больше, чем поработавший мало». «В целом, — заключает Аристотель, общественная жизнь держится справедливостью, и справедливое — то же, что пропорциональное».

Интерпретация Аристотеля справедливости как пропорционального равенства сохраняется в социальной этике в течение многих столетий. Через понятие пропорциональности Аристотель уточнил понятие справедливости. Теперь справедливость получила форму выражения как правильная мера равенства в смысле соответствия между правами и обязанностями людей, заслугами человека и их признанием, между деянием и воздаянием за него.

В либерально-демократической идеологии социальная справедливость осмысливается как создание для всех членов общества равных возможностей для реализации своих способностей и удовлетворения жизненных потребностей, соразмерность вознаграждения, получаемого людьми, и их различными объединениями со стороны общества и его институтов, согласно их делам, поступкам, характеру жизнедеятельности. Реализация прик-

ципа социальной справедливости в социально-политической сфере предполагает фактическое равноправие (равенство прав и обязанностей) всех граждан независимо от их социальной и национально-расовой принадлежности. Это, в свою очередь, предполагает предоставление всем гражданам равных возможностей участвовать в управлении общественной жизнью общества в соответствии со своими интересами, возможность участия в принятии решений. В сфере культуры принцип справедливости находит свое выражение в создании все более благоприятных условий для приобщения всех членов общества к духовным ценностям и процессу их создания.

В сфере экономики принцип справедливости означает возможность свободного выбора при равных условиях и сводится к равенству «правил игры», возможность участия в производственной и коммерческой деятельности.

Развернутую концепцию справедливости, базирующуюся на идеологии либерализма, сформулировал Джон Ролз в книге «Теория справедливости».

Он выдвигает два главных принципа справедливости. «Первый принцип: каждый должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных оснований свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других.

Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: а) от них можно было бы разумно ожидать преимущества для всех и б) доступ к положениям (статусам) и должностям был бы открытым для всех в условиях честного равенства возможностей». Таким образом, Д. Ролзом предполагается равенство в отношении основных свобод, определяющих исходное положение человека в обществе, задающее условие его деятельности и неравенство в отношении возможных результатов этой деятельности.

Вопрос 15

Основные понятия морали: любовь, счастье и смысл жизни

Среди нравственных чувств особое место принадлежит чувству любви. В самом широком смысле этого слова любовь — это нравственное чувство, характеризующееся высокой степенью эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов. Примером таких чувств может быть любовь мужчины к женщине, любовь к матери и т.д.

Однако немецкий философ Людвиг Фейербах справедливо считал, что любовь между мужчиной и женщиной является исходной для всех других ее видов. Поэтому при рассмотрении любви мы будем отталкиваться от этой базовой формы любви. В этом смысле любовь предстает как чувство, обусловленное сексуальной потребностью и характеризующееся интенсивностью, напряженностью, относительной устойчивостью и выражающееся в стремлении быть с максимальной полнотой представленными своими многозначными чертами в жизнедеятельности другого человека таким образом, чтобы побуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности, напряженности и устойчивости.

Любовь как нравственное чувство не может быть сведено к биологическому влечению полов, сексуальному чувству. Половой инстинкт — это естественный фундамент любви, ее начало. Но для того, чтобы это влечение

выросло до настоящего чувства, необходима целая система взаимосвязей и взаимодействий.

Когда мы кого-то любим, то хотим, чтобы он был, существовал, продолжался, никогда не умирал. Т.е. любовь к другому человеку — это утверждение его бытия. В этом любовь противоположна ненависти, стремящейся подавить и уничтожить. Кроме того, любовь — это утверждение другого как уникального, неповторимого, единственного существа. Любовное переживание рождается спонтанно, оно как бы выбирает за нас с абсолютной точностью. В этом смысле любовь свободна (нельзя заставить себя полюбить кого-то, кто вовсе не нравится) и не свободна (нельзя умственно-волевым усилием заставить себя разлюбить, если уж сердце заговорило).

Любовь — это принятие другого таким, как он есть, переживание его как абсолютной ценности. Это значит, что у нас нет потребности поскорее своего любимого переделать, перевоспитать, перекроить по собственным меркам.

В идеале переживания любви являются взаимными, любовь тогда полноценна, тогда она имеет адекватный ответ с другой стороны. В этом случае происходит взаимослияние душ, их счастливое гармоничное соединение, при этом индивидуальность не растворяется друг в друге и при этом каждый из любящих сохраняет свою личность, неповторимость. Происходит лишь взаимное обогащение, из которого появляется новое качество — качество духовно-чувственных отношений.

Любовь это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому» В любви обе стороны равны, одна не жертвует другой, а каждый, ничего не теряя, только приобретает.

Истинная любовь стремится давать, а не получать. При этом в любви дают другому отнюдь не только ма-

термальные блага, дают свое соучастие, свою жизнь, свою субъективность, и за счет взаимности «давания» происходит взаимообогащение. Отдавая в любви свою жизненную силу и энергию другому существу, человек делит с ним свою радость, увеличивая и собственную, расширяя свое понимание мира, обогащая личный кругозор, свой опыт, знания и переживания, которые вместе составляют его духовное богатство.

Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Заботиться — значит интересоваться жизнью другого, стараться уберечь его от опасностей и неудобств, это значит трудиться для него.

Любовь как нравственное отношение наряду с заботой предполагает и ответственность. Ответственность непосредственно вытекает из заботы. Ответственность выражается в нашей способности чутко и тонко улавливать потребность, интенции и стремления, любимого, помогать ему.

Любовь это также активное проникновение в любимого с целью познания, но без нарушения его права иметь тайны и оставаться личностью. Это познание путем духовного сближения, идентификации с любимым человеком, переживание тождества с ним.

Существует несколько видов любви: братская, материнская, эротическая любовь, любовь человека к самому себе и любовь к Богу.

Братская любовь — это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близких ему людей.

Материнская любовь — это любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неимущему. Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех.

Эротическая любовь — это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и продолжения в потомстве. Последний тип любви, в отличие от двух предыдущих» является исключительным в том смысле, что требует предпочтительности, особого выделения любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения.

Мнение о том, что любить других добродетельно, а любить самого себя грешно, до сих пор довольно широко распространено среди людей. Каждый человек — такое же существо, как и окружающие его люди, и если он любит других, то почему же он не должен любить себя. Не может быть двух разных типов любви: к людям и к самому себе; любовь как высокое чувство или есть или ее вовсе нет. Известное библейское выражение «Возлюби ближнего» как самого себя» содержит мысль о прямой зависимости между этими двумя сторонами всеобщей любви — к себе и к окружающим людям. От любви к себе эгоизм отличается тем, что при нем существует исключительная любовь к себе в ущерб такому же отношению к окружающим людям. Эгоистичный в любви человек желает всего того, что он должен отдавать людям, только для самого себя.

Любовь к Богу в самом широком, социально-психологическом смысле слова вбирает в себя все виды любви, поскольку Бог в душе верующего означает Высшую Добродетель» и в меру своих жизненных сил и возможностей он старается на деле ее реализовать в своем отношении к людям и к самому себе. Бог выступает как символ и воплощение принципов добра, справедливости» истины н любви, поэтому понятно проявление у человека аналогичных чувств к нему.

Счастье — понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответству-

em наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого предназначения. Как и мечта, счастье является чувственно-эмоциональной формой идеала, но в отличие от нее означает не устремления личности, а исполнение этих устремлений.,

Счастье заключается в полноте удовлетворенности жизнью на протяжении жизненного пути, в единстве разных сторон жизни как образа жизни и в этом смысле: жизни в целом. И это будет качественная характеристика жизни.

Счастье всегда радостно. Радость и счастье как душевные состояния психологически очень близки. Иногда говорят, что радость связана с переживанием единичного события благоприятного самовыражения индивида, а счастье — длительное переживание радости. Однако счастье — это не просто эмоционально более насыщенная и растянутая во времени радость. В радости обнаруживает себя ощущение полноты жизни; радость преодолевает себя в восторге. В счастье же обнаруживает себя сознание достоинства жизни. Радость эмоциональна — счастье может быть и сдержанным.

Представления о счастье в различные исторические эпохи, в различных этических системах менялось. Так, в древнегреческой этике сформировалось направление гедонизма, которое в качестве цели человеческой жизни рассматривало достижение счастья как переживания удовольствия, наслаждения. К гедонизму примыкает и другое направление — эвдемонизм, который в качестве главной жизненной цели человека провозглашает стремление к счастью. Если гедонизм целью жизни объявляет достижение удовольствий, то эвдемонизм рассматривает счастье как систему жизни, в которой совокупность удовольствий перевешивает страдания. Именно в достижении счастливой жизни эвдемонизм видит абсолютное бла-

го, все остальное считает лишь средством для ее достижения.

Наряду с представлением о счастье как переживании удовольствия в античной этике имело широкое распространение понимание счастья как везения, удачи, счастливого стечения обстоятельств, судьбы. Обладание счастьем связывалось с вмешательством в жизнь человека сверхъестественных сил; в древнегреческой мифологии — богини судьбы Тите, в древнеримской мифологии — богини судьбы Фортуны. Строго говоря, древнегреческое слово счастье — «эвдемония» — этимологически означает судьбу человека, находящегося под покровительством богов.

Наиболее широкое распространение получило представление о счастье как обладании неким высшим благом или благами. В этике Аристотеля счастье как высшее благо — это цель целей, нечто завершенное н самодостаточное, самоценное. Это полнота жизни, когда человеку уже ничего не нужно.

В христианской этике истинным счастьем считается быть приобщенным к Богу, соединенность с высшим Божественным началом бытия. Ш В этике эпикуреизма счастье состоит в обладании благом невозмутимости — идеального духовного состояния, достигаемого избавлением от страха перед богами, смертью, загробным миром, необъяснимыми природными явлениями и другими тревогами мира. Счастлив тот, кого не терзают тревоги мира, кто отстранен, уравновешен н взирает на людскую суету с высоты своей холодной отрешенности.

Счастье стоиков — это апатия (бесстрастие), независимость от внешних обстоятельств, а также аскеза — отрешение от внешнего мира.

В разных обществах в разные периоды истории на первый план в понимании счастья выходят разные блага.

Однако они всегда включают моменты здоровья и внеш­ней привлекательности, материальной обеспеченности, социального статуса, яичных отношений и индивидуаль­ного развития. При этом счастье в отличие от простой удовлетворенности предполагает обладание этими блага­ми как бы выше среднего уровня — счастье означает пре­восходную степень. Поэтому как о счастливых, или счастливчиках, говорят о людях: здоровых, крепких, кра­сивых, живущих долгую жизнь; получивших большое бо­гатство, а с ним и повышенную свободу действий; обла­дающих достаточно высоким социальным статусом и соответствующим уважением сограждан и сопле­менников; приобретших исключительно гармоничную лю­бовь и дружбу; максимально успешно выражающих себя в труде и творчестве.

Ну а если все эти удачные линии жизни сливаются в судьбе одного человека, то о нем можно сказать как об идеально счастливом.

Собственно, осознавая это или нет, большинство лю­дей стремятся к такому идеальному счастью, всегда все пять или, ήο крайней мере, четыре из пяти перечислен­ных видов благ оказываются представлены полностью. Действительно, нельзя сказать как о счастливом о чело­веке, который богат и сановит, но всегда хворает и мучится множеством болезней. И вряд ли речь может идти о счастье, если талантливый творец влачит свои дни в глубокой нищете, да к тому же обделен любовью. Прав­да, можно быть счастливым и без высокого социального положения и славы, однако для многих людей именно этот момент находится на первом месте. Счастье — хоть и очень желанное состояние, но до­статочно редкое. Для его осуществления необходимо бла­гоприятное сочетание объективных и субъективных фак­торов. Эти факторы не гарантируют наступления счас­тья, но они, по крайней мере, в определенной степени

ему благоприятствуют. Объективные факторы — те, ко­торые в основном не зависят от сознания и вот челове­ка. Субъективные факторы — те, которые в значитель­ной мере созидаются самим человеком.

К объективным факторам относят, прежде всего естественные условия (климат, географическое положе­ние, отсутствие природных катаклизмов и др.), состоя­ние общества (мир или война, наличие элементарного порядка, справедливости и др.). Если в стране произош­ло стихийное бедствие, опасная эпидемия, гражданская война и др., то в подобной ситуации весьма сложно быть счастливым — счастливым в полной мере, когда рядом льется кровь, страдают люди. К объективным обстоятель­ствам в определенной степени можно отнести и здоровье человека. Возможности достижения счастья у инвалида резко ограничены.

К субъективным факторам относят миросозерцание индивида, его убеждения, круг интересов и т.д. Миро­созерцание связано с позитивной или негативной оцен­кой мира в целом и собственной жизни, в частности. По­зитивная, радостная оптимистическая оценка мироздания позволяет индивиду чувствовать себя бытийно-счастливым и уверенным даже при больших объективных труд­ностях. Минорное, страдательное, пессимистическое от­ношение к реальности делает человека глубоко несчаст­ным. Человек с широким кругом интересов, привносящий в свою деятельность, в свой, труд элементы творчества, имеет больший шанс почувствовать себя счастливым, ибо творческий труд способен приносить не только элемен­тарное удовлетворение, но и ощущение полноты бытия.

Подводя итог рассмотрению понятия счастья, можно сделать вывод, что в самом общем виде понятием счас­тья обозначается наиболее полное воплощение человече­ского предназначения в индивидуальных судьбах. Счаст­ливой именуется жизнь, состоявшаяся во всей полноте

желаний и возможностей. Это удавшаяся жизнь, гармоничное сочетание всех ее проявлений, включая и обладание социально-ценимыми благами, и везение в делах и встречах с людьми.

Понятие счастья тесно сопряжено с понятием смысла жизни. Счастье возможно только тогда, когда человек чувствует свою жизнь осмысленной. Обладание смыслом жизни придает человеку уверенность в собственных силах, помогает уяснить значимость его жизни, придать ей ясность и целеустремленность.

Однако отношения счастья и смысла жизни не симметричны. Если счастье невозможно без смысла жизни, то смысл вполне может присутствовать в жизни человека, поддерживая и направляя его при самых неблагоприятных поворотах судьбы. Поэтому можно сказать, что смысл жизни в определенном отношении гораздо фундаментальнее счастья, он существует и без него.

Смысл жизни — это генеральная линия жизни индивида на базе определенных нравственных ценностей. Всякое общество задает своим членам определенную систему высших ценностей, способных придать жизни смысл. Это трансцендентные ценности: представления о Боге и богах, об абсолютных принципах, лежащих в основе мира и задающих систему моральных абсолютов. Это ценности общества и культуры: политические идеалы, государство, его границы, его история, этнонациональные ценности (традиция, язык, искусство и культура, сохранение самобытности и индивидуального мира народа) и т.д. Ценности личной жизни, протекающей в мире повседневности: здоровье и долгая жизнь, мудрое отношение к перипетиям судьбы, определенная деятельность, успех в ней, достижение социального статуса, создание семьи и продолжение рода, добрые отношения с окружающим миром и т.д.

Эти ценности часто играют в жизни человека роль ведущих смыслов. Ведущие смыслы выступают в качестве единых ценностей и в смысловом отношении объединяют людей. В иерархизированных и деспотических обществах ведущие смыслы предписаны и строго заданы, люди усваивают их с детства, переживают как свои, и у них не возникает сомнения по поводу того, надо ли жить, трудиться и стараться во имя Господа или Родины, нации, семьи, т.е. во имя того, что и другие считают важным и значимым. В демократическом обществе происходит утрата единых ценностей, и в этом случае на передний план выходит личный выбор.

Следует отметить, что смыслы, задаваемые обществом через ценности, — это еще не вся полнота смысла. Для каждого конкретного индивида эти ценности должны приобрести личностный смысл. Каждый человек интерпретирует общественный смысл, принимает его или не принимает. Личностный смысл — это результат интериоризации, внутреннего освоения ценностей, которые сопровождается положительным эмоциональным переживанием.

Поскольку смысл жизни всегда носит личностный характер, то, может быть, вполне справедливо утверждение: сколько людей, столько и смыслов жизни. Однако это многообразие может быть сведено к нескольким обобщающим тенденциям. Выделяют эгоистическую и альтруистическую концепции смысла жизни.

Эгоистическая концепция смысла жизни эгоцентрична, замкнута на собственном «Я». Существование человеку выбравшего такую направленность, посвящено исключительно благополучию собственной персоны, личному благосостоянию, личному самоусовершенствованию, личному «спасению» и т.д.

Альтруистическая концепция смысла жизни сводится к тому, что смысл человеческого существования вы-

121

носится за рамки самого индивида и понимается как служение Богу, обществу, Родине, великой идее, науке, делу и т.д. Сам индивид рассматривается при таком подходе лишь как средство достижения этой внешней цели.

Эгоистическая и альтруистическая позиция хотя и встречаются в жизни нередко, но все же представляют собой крайности, которых избегает большинство людей. Оно в своей реальной жизни стараются держаться «золотой середины», формулируя для себя смысл жизни с ориентацией на личное благополучие, но это благополучие связывается с благополучием других: близких, родных, соотечественников. Вероятно, одна из самых распространенных версий смысла жизни состоит в служении семье. Семья рассматривается как главная ценность в жизни: сохранение и укрепление семьи, благополучие семьи, оказание помощи всем членам семьи является смыслом жизни обыкновенного человека. В кругу семьи индивиду дана возможность обрести признательность, благодарную память о себе. Он продолжает жить в памяти людей, в своих детях, внуках, в более дальних потомках.

ЭСТЕТИКА

Вопрос 1

Наши рекомендации