Деловая игра: основные концептуальные положения
Введение
В современных условиях подготовка специалистов в условиях вузов будет тем эффективнее, чем активнее сами обучаемые будут включаться в педагогический процесс, становясь тем самым полноправными субъектами учебной деятельности. Активность, в свою очередь, предполагает поэтапный выход слушателей и курсантов за пределы своего жизненного, учебного опыта, сформированного при репродукции знания, т.е. простого их воспроизведения. Как правило, такие знания, после их успешной сдачи на экзамене (зачете), столь же «успешно» забывается. Такой репродуктивный подход имеет существенные изъяны, особенно при изучении философии, как основы мировоззрения обучаемых, успешности их учебной и профессиональной деятельности.
Не секрет, что достаточно большая часть абитуриентов, поступающих в Академию, приходят сюда со слабой общей подготовкой, несформированным, эклектичным мировоззрением, неупорядоченным мышлением, без четких, осознанных личностных и профессиональных целей и ценностей, с потребительским отношением к жизни. И это – не столько вина, сколько беда обучаемых, и наша задача состоит в том, чтобы победить эту беду.
Для этого настоятельно необходимо, чтобы получаемые курсантами знания с первых дней обучения в Академии проходили сквозь сознание курсантов, преобразовывались («свертывались» и «развертывались»), включались в их учебную, а затем и профессиональную деятельность (опредмечивались), становясь их внутренним достоянием, категорическим императивом деятельности.
Одним из средств перехода от репродуктивного знания к продуктивному является разрушение стереотипов «линейного» мышления обучаемых, снятие когнитивных барьеров, неуверенности в себе, преодоление других негативных факторов учебно-воспитательного процесса, достигаемые с помощью деловой игры.
Раскрытию содержательной и методической стороны деловой игры на примере дисциплины «Философия» и будет посвящено это пособие.
Деловая игра: основные концептуальные положения
Игра определяется как форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом, исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Феномен игры изучается в философии, психологии, этнографии и истории культуры, в теории управления, педагогике и в других науках, находит свое отражение в литературе, и имеет длительную историю.
Так, древнегреческие философы Гераклит, Платон, Плотин считали игру способом сотворения и существования мира. В. Шекспир рассуждал о мире как театре и людях-актерах, играющих разные роли. А по мысли Ф. Шиллера, человек бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет.
Попытку систематического изучения игры была предпринята в конце XIX в. немецким ученым К. Гроссом с позиции теории «предупражнения» инстинктов применительно к будущим условиям борьбы за существование.
Немецкий психолог К. Бюлер определял игру как деятельность, совершаемую ради получения «функционального удовольствия»; представители психоанализа, в свою очередь, видели в игре выражение глубинных инстинктов или влечений.
По мысли голландского культуролога И. Хейзинги, подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания, и по сути, культура вырастает из игры.
В отечественной науке теорию игры, исходящую из признания ее социальной природы, разрабатывали Е. А. Аркин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.
Психолог Д. Б. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением человека. Отличительными признаками развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации. В структуру игры входят: роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных предметов игровыми, условными; реальные отношения между играющими.
Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все ее аспекты, является роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится участниками в качестве главного момента деятельности и отношений между ними.
Характерной особенностью игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой — ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект игры.
По своей сути деловая игра - это форма воссоздания, расширения и углубления предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
Проведение деловой игры представляет собой развертывание особой (игровой) деятельности участников, на имитационной модели воссоздающей условия и динамику различных сторон практической, в том числе профессиональной, деятельности. В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные, активизирующие, эвристические и другие деловые игры.
Деловые игры получили широкое распространение в связи с задачами по совершенствованию управления, принятия производственных решений, подготовки и повышения квалификации кадров.
Учебная деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей или выполняемой профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста (руководителя). Другими словами, в условиях деловой игры усвоение нового знания, осознание собственных управленческих «ресурсов», повышение компетентности в общении, совершенствование культуры принятия и реализации управленческих решений накладывается на канву деятельности человека. При этом обучение приобретает совместный, коллективный характер. Развитие личности специалиста (руководителя) осуществляется в результате подчинения двум типам норм: нормам компетентных предметных действий и нормам социальных отношений коллектива. В таком «контекстном» обучении достижение дидактических и воспитательных целей слито в одном потоке.
Мотивация, интерес и эмоциональный статус участников деловой игры обусловливаются широкими возможностями для целеполагания и целеосуществления, диалогического общения на материале проблемно представленного содержания деловой игры.
Организация деловых игр как коллективной деятельности базируется на ряде принципов: деятельностного опосредования; активности; равенства позиций ведущего и играющего; обеспечения обратной связи в ходе занятий; «здесь и теперь»; доверительного общения; формирования и реализации исследовательской позиции участника занятий.
Разновидностью деловой игры является ролевая игра, которая направлена, как правило, на формирование у обучающихся умений выбирать тактику поведения, действий, выполнять функции и обязанности конкретного лица. При этом остальные участники выполняют роли зрителей-экспертов.
После разыгрывания сюжета проводится обсуждение увиденного. Цель данного обсуждения состоит в том, чтобы упростить, сделать очевидными, более понятными взаимоотношения героев ролевой игры, мотивы их поведения, нормы, которым они следуют. Такая игра включает в себя 2 этапа (организационно-подготовительный этап; этап ролевой игры (игровая имитация)).
Организационно-подготовительный этап включает в себя:
- обоснование выбора темы занятий, подлежащей изучению с использованием игровых методов (игровое моделирование) (определение ведущего метода игрового обучения; составление основного игрового сюжета, подготовка системы проблемных ситуаций для игровых фрагментов);
- определение педагогического замысла игрового занятия (сценарий) (определение последовательности игровых и неигровых фрагментов практического занятия; назначение органов управления игровой учебной (познавательной) деятельностью, назначение экспертов; написание плана проведения практического занятия методом разыгрывания ролей).
Этап ролевой игры включает в себя:
- установку на игру (использование ролевого предписания и правил игры и отработка учебного материала и дидактических проблем в неигровых фрагментах занятий);
- психолого-педагогическую разминку и включение в работу экспертных групп (имитация конкретной деятельности на базе игровой модели с помощью разыгрывания основного игрового сюжета и проблемных ситуаций).
Собственно деловая игра используется для решения комплексных задач в целях усвоения нового и закрепления пройденного материала.
Технология деловой игры состоит из ряда этапов.
1. Этап подготовки. При подготовке деловой игры разрабатывается сценарий, в котором условно описаны ситуации и объект. В сценарии отражается учебная цель занятия и описание проблемы, обосновывается поставленная задача, предлагается план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и основные характеристики действующих лиц. При необходимости в сценарий могут включаться и другие компоненты (например, варианты домашнего задания, вопросы для подготовки к занятию, ожидаемые результаты и т.п.). Следует, однако, иметь в виду, что сценарий – это рабочий документ, который должен быть компактным, не перегруженным дополнительной информацией.
После разработки сценария осуществляется ввод в игру, производится ориентация в ней участников и экспертов, определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбор ситуации, выдаются рабочие материалы, инструкции, вводятся правила и дополнительные ограничения.
На данном этапе допускаются предварительные контакты между участниками различных групп; предлагается не отказываться от полученной роли, не выходить из игры (пассивно относиться к игре), не подавлять чью-либо активность, не нарушать регламент и этику поведения.
2. Этап проведения – непосредственно сама игра. В процессе игры, в зависимости от ее цели и задач, по договоренности с участниками используются активизирующие методы обучения (групповая дискуссия, мозговой штурм, консультации с педагогом). В зависимости от содержания деловой игры вводятся различные типы позиций (ролей) участников. Они сведены, как минимум, в 3 группы (позиции по отношению к содержанию работы в группе; организационные позиции; основные социально-психологические позиции). Сюда могут включаться и мировоззренческие позиции (например, идеалист и материалист).
3. Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры включает выступления экспертов, обмен мнениями, защиту участниками игры своих решений и выводов.
На заключительном этапе важная роль отводится рефлексии процессов, происходящих при групповой работе (через вопросы: «Что нового вы узнали?», «Как можно использовать полученные знания в условиях реальной профессиональной деятельности?» и др.).
Конкретное наполнение описанной нами структуры деловой игры соответствующим содержанием зависит как от отношения педагога к деловой игре вообще и уровнем его готовности к игре в частности, так и категорией обучающихся, их типологическими и индивидуальными особенностями.
Очевидно, что при любых обстоятельствах особая ответственность за планирование, ход и исход деловой игры ложится на ее инициатора, а подготовка к игре требует значительных затрат времени.
Проведение традиционной деловой игры занимает достаточно длительное время (от 6 часов до 2-3 дней) и требует привлечения для этого нескольких педагогов. Традиционные же семинарские и практические занятия ограничены 2-4 часами учебного времени, поэтому на них целесообразно использовать отдельные элементы деловых игр в сочетании с иными (традиционными и инновационными) педагогическими технологиями.