Установить соответствие между типами мировоззренческих систем и их сущностью
4. Космоцентризм базируется на понятии…
5. Теоцентризм базируется на понятии…
6. Антропоцентризм базируется на понятии…
а) Бог;
б) человек;
в) космос.
4. Личностью не является…
а) инвалид;
б) новорождённый ребёнок;
в) человек без образования;
г) пенсионер.
5. Законы науки делятся на два основных класса…
а) рациональные и иррациональные;
б) физические и экологические;
в) общие и частные;
г) эмпирические и теоретические.
6. Способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями – это…
а) настроение;
б) долг;
в) привычка;
г) свобода.
7. Основным принципом философской мысли Средних веков был…
а) антропоцентризм;
б) космоцентризм;
в) европоцентризм;
г) теоцентризм.
8. Назовите основные элементы мироощущения:
а) знания, взгляды;
б) чувства, ценности;
в) убеждения, идеалы.
9. Какое направление эпохи Возрождения утверждало: «Не уход от мира и мирских забот, а достижение истинного блаженства, земного совершенства – предназначение доли человека»?
а) натурфилософия;
б) идеология реформации;
в) гуманизм.
10. К характерным чертам западной культуры не относится…
а) прагматизм;
б) созерцательность;
в) индивидуализм;
г) ориентация на науку.
Вариант 2
1. Этика – это наука о…
а) развитии человечества;
б) о морали;
в) бытии;
г) жизни.
2. В основе теории З. Фрейда лежит принцип…
а) удовольствия;
б) историзма;
в) накопительства;
г) производительности.
3. Философы, отстаивавшие идею особого исторического и духовного пути России – это…
а) славянофилы;
б) западники;
в) марксисты;
г) сциентисты.
4. Сегодня к культуре стали относить всё то, что создано…
а) человеком;
б) Богом;
в) наукой;
г) природой.
5. Основными элементами социальной структуры общества являются…
а) народные традиции;
б) национальные общности;
в) этические системы.
6. Основным постулатом сенсуализма является следующий…
а) чувства никогда не участвуют в процессе познания;
б) нет ничего в уме, чего не было прежде в чувствах;
в) познание не рационально;
г) рационализм лежит в основе всего.
7. Центральной проблемой философии Нового времени является…
а) духовный мир человека;
б) отношение человека к Богу;
в) познание человеческого мира;
г) логический анализ языка науки.
8. Определите основные черты философского мировоззрения:
а) эмоциональность, символизм;
б) опора на разум, сомнение, универсализм;
в) догматизм, опора на авторитет.
9. Сопоставить исторический тип мировоззрения и его особенности:
4. Мифология
5. Религия
6. Философия
а) опора на разум знания, сомнения;
б) эмоциональность, символизм, космизм;
в) вера в сверхъестественное начало бытия.
10. Какой теории познания придерживались французские материалисты, утверждая: «Наши чувства – это клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе»?
а) рационализм;
б) сенсуализм;
в) агностицизм.
Вариант 3
1. Предметом изучения философии является…
а) божественное откровение;
б) всеобщее в системе «мир – человек»;
в) физическая реальность;
г) художественная реальность.
2. Эволюционная концепция возникновения человека предложена…
а) З. Фрейдом;
б) Ч. Дарвином;
в) Августином Аврелием;
г) Ф. Энгельсом.
3. Теория, которая сформировалась как представление об органическом единстве всего мира и его теснейшей связи со Вселенной – это…
а) меркантилизм;
б) эмпиризм;
в) космизм;
г) идеализм.
4. К философско-этическому пониманию свободы относится…
а) анархия;
б) вседозволенность;
в) возможность выбора;
г) произвол.
5. Глобальные проблемы современности являются…
а) проблемами отдельных народов;
б) комплексными и всеобъемлющими;
в) экономическими проблемами;
г) проблемами отдельных государств.
6. Обобщение накопленных конкретными науками знаний в целостную картину мира реализует _________ функция философии…
а) интегрирующая;
б) эвристическая;
в) гуманистическая;
г) методологическая.
7. Ключевой проблемой русской философии в XIX веке является поиск…
а) законов диалектики;
б) направлений научного прогресса;
в) путей развития России;
г) методов познания.
8. К какому понятию можно отнести следующее определение: «Совокупность познавательной, ценностной и поведенческой деятельности»?
а) миропонимание;
б) мироощущение;
в) мировоззрение.
9. Что изучает гносеология?
а) вопросы бытия;
б) вопросы смысла жизни;
в) вопросы познания.
10. Что с точки зрения философии марксизма определяет общественное развитие?
а) общественное сознание;
б) общественное бытие;
в) естественные законы природы.
Вариант 4
1. Учение о бытии – это…
а) гносеология;
б) онтология;
в) логика;
г) аксиология.
2. В чём сущность «категорической императивы» И. Канта?
а) каждый индивид должен поступать так, чтобы нормы его поведения могли стать правилом поведения для всех;
б) свобода – это осознанная необходимость;
в) себялюбие, находящее удовлетворение в любви.
3. Философы, полагающие, что Бог не имеет никакого отношения к возникновению жизни – это…
а) томисты;
б) атеисты;
в) софисты;
г) теологи.
4. В широком философском смысле результатом материального и духовного производства общества является…
а) искусство;
б) культура;
в) наука;
г) экономика.
5. Биологизаторские концепции объясняют природу и поведение человека влиянием…
а) общества;
б) инстинктов;
в) образования;
г) культуры.
6. Умерщвление плоти ради искупления грехов определяется как смысл жизни концепцией…
а) аскетизма;
б) гедонизма;
в) эвдемонизма;
г) прагматизма.
7. В чём выражен рационализм эпохи Просвещения?
а) разум человека – единственный источник познания мира;
б) убеждение, что изменить мир, его нравы, недостатки возможно лишь путём просвещения;
в) вера в безграничные возможности человека.
8. Какой исторический тип мировоззрения пытается объяснить мир на основе разума и знаний?
а) онтология;
б) философия;
в) религия.
9. Философское учение о ценностях:
а) аксиология;
б) праксиология;
в) онтология.
10. К характерным чертам западной культуры не относится…
а) прагматизм;
б) созерцательность;
в) индивидуализм;
г) ориентация на науку.
Вариант 5
1. Наука, изучающая наиболее общие вопросы развития природы, общества и познания:
а) социология;
б) история;
в) философия.
2. Какое философское направление объединяет имена: Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Бердяева?
а) философия жизни;
б) прагматизм;
в) экзистенциализм.
3. Философское направление, в соответствии с которым «познание невозможно, истина недостижима», называется…
а) агностицизмом;
б) рационализмом;
в) атеизмом;
г) эмпиризмом.
4. К какому понятию относится данное определение: «Совокупность всех форм взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга»?
а) цивилизация;
б) общество;
в) культура.
5. Отличительная черта философии эпохи Возрождения?
а) космизм;
б) теоцентризм;
в) антропоцентризм.
6. Утверждение, что ощущения являются единственным источником познания, характерно для…
а) рационализма;
б) сенсуализма;
в) агностицизма;
г) иррационализма.
7. Главные проблемы философии Нового времени:
а) проблемы познания и бытия;
б) проблемы утверждения самоценности человеческой жизни;
в) проблемы религии.
8. Натурфилософия – это…
а) философия природы;
б) философия, в центре которой стоит человек;
в) философия бытия.
9. Что рассказывает догма Божественного откровения?
а) «верить – чтобы понимать»;
б) «понимать – чтобы верить»;
в) «человек свободен в выборе добра и зла».
10. Какой теории познания придерживались французские материалисты, утверждая: «Наши чувства – это клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые часто ударяют по самим себе»?
а) рационализм;
б) сенсуализм;
в) агностицизм.
Вариант 6
1. Одна из основных мировоззренческих функций философии – это функция…
а) гуманистическая;
б) академическая;
в) религиозная;
г) фетишистская.
2. В каком веке возникло христианство?
а) I в. до н.э.;
б) I в. н.э.;
в) IV в. н.э.
3. Какое направление философии утверждало: «Убеждён в том, что созданный Богом мир прекрасен и ценён до самой незначительной детали, т. к. в каждой мельчайшей его частице присутствует дыхание творца»?
а) пантеизм;
б) гуманизм;
в) деизм.
4. Что изучает онтология?
а) вопросы смысла жизни;
б) проблемы бытия;
в) проблемы познания.
5. Как называется теория XVII в., утверждающая равенство, свободу людей как врождённое правило?
а) утопический социализм;
б) теория естественного права;
в) теория общественного договора.
6. Определите философскую проблему, выраженную в следующей цитате: «ответить на вопрос – стоит ли жизнь того чтобы быть прожитой, - значит ответить на основной вопрос философии»:
а) онтология;
б) праксиология;
в) аксиология.
7. Какие качества в эпоху Возрождения составляли идеал человека?
а) религиозность и смирение;
б) благотворительность и доброта;
в) знания и творчество.
8. К какому понятию можно отнести данное определение: «Эмоциональное воспитание действительности»?
а) миропонимание;
б) мироощущение;
в) мировоззрение.
9. Назовите главную особенность средневековой философии:
а) космизм;
б) теоцентризм;
в) антропоцентризм.
10. Что с точки зрения философии марксизма определяет общественное развитие?
а) общественное сознание;
б) общественное бытие;
в) естественные законы природы.
Список используемой литературы
Основные источники:
1. Губин, В.Д. Основы философии: учеб. пособие [Текст] / В.Д. Губин. – 2-е изд. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2009. – 288 с. – ( Профессиональное образование) (ГРИФ).
2. Губин, В.Д. Философская антропология: учеб. пособие [Текст] / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: ФОРУМ, 2008. – 400 с. (ГРИФ).
3. Хрусталев, Ю.М. Философия: учебник [Текст]. / Ю.М. Хрусталев. – 352 с. (Рекомендовано УМО).
4. Волкогонова, О.Д. Основы философии: учебник [Текст] // Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. – М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2009. – 480с. (ГРИФ).
5. Антюнин, С.С. Основы философии: учеб. пособие [Текст] / С.С. Антюнин. – М.: ИЦ РИОР и др., 2010. – 411 с. (ГРИФ).
6. Сычев, А.А. Основы философии: учеб. пособие [Текст] / А.А. Сычев – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. – 368 с. (ГРИФ).
7. Горелов, А.А. Основы философии: учебное пособие [Текст]. - Допущено Минобразованием России. - 8-е изд., стер. 256 с.
8. Зотов, А.Ф. Современная Западная философия: учеб. пособие [Текст] – М.: Проспект, 2010. – 608 с.
9. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для вузов [Текст] / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики. 2009. – 735 с. (Рек. Мин. обр.).
10. Мареева, Е.В., Философия науки: учебное пособие [Текст] / С.Н. Мареев, А.Д. Майданский. - М.: Инфра-М, 2010. – 333 с.
11. Балашов, Л. Е. Философия: учебник [Текст] / Л.Е. Балашов. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2009. – 664 с.
12. Гриненко, Г.В. История философии: учебник [Текст] / Г.В. Гриненко. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издат, 2009. – 689 с.
13. Канке, В.А. Основы философских знаний: учебник для ссузов [Текст] / В.А. Канке. – М.: Логос. – 2009. – 288 с.
14. Маслин, М.А. История русской философии: учебник [Текст] / М.А. Маслина. - 2-е изд. - М.: КДУ, 2008. - 640 с.
15. Никифоров, А.Л.Никифоров А.Л. Философия и история науки [Текст] / А.Л. Никифоров. - М.: Идея-Пресс, 2008. -176 с.
16. Губин, В.Д. Основы философии: учебное пособие для сред. проф. образования [Текст] / В. Д. Губин. – 2-е изд.– М : ИНФРА-М, 2007.– 288 с.
17. Обзор ресурсов по философии в российском Интернете, виртуальная библиотека. URL: http://www.uchcom.botik.ru/ philosophy/.../ obzor.shtml.
18. Портал "Философия в России". URL: http://www.philosophy.ru.
19. Интернет каталог философских ресурсов, касающийся вопросов, ответов, структур, направлений, философских журналов и т.д. по философии. URL: http://www.filosofi.su.
20. Библиотека философии. URL: http://www.lib.pomorsu.ru/elib/ text/phil_tr.htm.
Дополнительные источники:
1. Ильин, В.В. Философия в схемах и комментариях: учебное пособие для студентов и аспирантов вузов / Ильин В.В., Машенцев А.В. – СПб.: Питер, 2007. – 304с.
2. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие [Текст] / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, филос. Факультет; под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой: - М.: Проспект, 2008. – 336 с.
3. Хрестоматия по западной философии: учеб. пособие для вузов [Текст] / сост. Н.И. Фокина – М.: Проспект, 2008. – 539 с.
4. Светлов, В.А. История философии в схемах и комментариях: учебное пособие для вузов [Текст] / В.А. Светлов. - СПб.: Питер, 2010. - 256 с.
5. Орлов, С.В. История философии. Краткий курс [Текст] / С.В. Орлов, - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.