Единственный источник знания - это опыт

n опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями,

представлениями;

n содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится

к опыту.

*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений

или идей.

n душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже

ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».

*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством

эксперимента, который корректирует данные органов чувств.

*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к

обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с

экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.

А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.

Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного

познания.

Идеи:

1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила»

- его изречение.

2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и

эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого

класса предметов и процессов».

3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен

соответственно организован и подчинён определённой цели.

4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя его

метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:

-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из

«чистого сознания» как такового);

-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);

Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают

(т.е. это подъём от эмпирии к теории).

5. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов», т.е.

дурных привычек ума, которые порождают ошибки:

-«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду

(в частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);

-«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;

-«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;

-«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами

мышления (научные, философские, религиозные).

Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм

Бэкона нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная

, а отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение

тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не

только все тела природы, но и человека и общество.

В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её

несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как

Средство «обуздания масс».

В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об

ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями.

Голова новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры -

знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис

Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил

развитие педагогики и психологии.

2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц считали что:

-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного

метода.

Почему?

А. Восприятия и ощущения иллюзорны;

Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.

-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и отчётливые

идеи.

-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная) идея

такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).

-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести

возможность существования Бога, природы, других людей.

-каков вывод:

а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого опыта, т.е.

эти идеи возникли без ощущений до ощущений).

б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание о мире

(хотя сведения о мире человек черпает из ощущений, поэтому и опыт и

эксперимент - важные составляющие знаний о мире, но основу истинного метода

надо искать в самом уме).

в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает независимо и до

ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.

г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на

математические методы.

n они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих, предельно ясных

и четких формулировок, где от общих идей идут к частным выводам и в

математике нет эксперимента.

а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.

Труды:

« Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для

руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления».

Идеи:

1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода

субстанций: духовные и материальные.

n Духовная – неделимая субстанция

n Материальная – делимая до бесконечности

Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие чего Декарт

считается родоначальником дуализма).

2) Развил гносеологию:

-начало процесса познания – сомнение

-разработал дедуктивный метод.

Наши рекомендации