Раздел 2.Структура и основные направления философии

Тема 2.4.Место философии в духовной культуре и ее значение

Практическая работа №17

Сравнение философии с другими отраслями культуры

Цель:определить место философии среди других отраслей культуры

Практические навыки: умение , выделять специфику философию, , смысл и значение ее для человека и общества

Задание: Прочесть отрывок из предложенного текста и составить по нему конспект, отвечая на вопросы

Содержание работы: необходимо проанализировать понятия: религия, наука, философия; ответить на вопросы, заполнить таблицы, сопоставляя и анализируя смысл изученных понятий

Норма времени: 2 часа.

Формат выполненной работы: конспект текста учебника, ответы на вопросы

Критерии оценки: умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы, выделять главную мысль, логичность, краткость и четкость в изложении, умение обобщать, самостоятельно делать вывод, аккуратность;

Контроль выполнения: проверка заданий в тетради

Задание 1.

Прочитайте текст из учебника. Составьте из него краткий конспект

Философия в качестве самосознания культуры (как рефлексия), способна стать над специальными знаниями и достижениями, а порою и амбициями представителей той или иной области культуры. Она позволяет критически оценить их действительные достижения, как и неправомерные притязания на лидерство и всеобщую значимость. В этом заключается критически-рефлексивная функция философии. Не «голая» критика, не нигилизм, а кон-структивно - ориентированное сознание, стоящее над узким горизонтом специальной области, позволяет философии выявлять односторонние притязания как научных (сциентистских) и технократических, так и религиозных, и идеалистических ориентаций, раскрывая широкие горизонты бытия, многоцветную палитру мировосприятия и человеческого жизне-проживания. Философии присущ ряд функций, по названию и основному содержанию совпадающих с соответствующими областями философского знания: гносеологической, аксиологическая, логическая, этическая, эстетическая. Философия также выполняет функции систематизации, интеграции, интернационализации знаний и деятельности, воспитательную, гуманистическую и ряд других функций. В каждой области культуры возникают вопросы, требующие общих, философских размышлений и решений, которые принципиально нельзя осуществить, оставаясь в границах специальных областей. Поэтому возникают и развиваются сферы философии (и методологии) той или иной отрасли культуры. Взаимодействие философии с разными областями знания приводит к появлению пограничных между ними философских вопросов (математики, физики, химии, биологии, истории, литературы, политики, религии). Результаты философской рефлексии позволяют говорить о наличии в настоящее время довольно многочисленных «философий» как специальных отраслей – философии науки (биологии, истории т.д.), техники, природы, политики, права, морали, искусства, религии, экономики, воспитания, образования и т.д. В формировании человека высокой культуры изучение философии играет заметную роль, позволяя сравнивать и осознанно выбирать конструктивные идеи оснований бытия и познания. Философия (её идеи, регулятивные принципы и нормы), являясь ядром, центром сознательно формируемого мировоззрения, может оказывать существенное влияние на процессы воспитания и самовоспитания. Известный своими педагогическими трудами С.И.Гессен (1887-1950) охарактеризовал педагогику как прикладную философию (Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, 1925; То же // М., 1995).Значение философии понимали уже в Древнем мире. Эпикур считал занятия философией необходимыми «для здоровья души», для «отсутствия страха перед будущим». Человеку, сказавшему, что ему нет дела до философии, Диоген Синопский (404-323 до н.э.; по легенде он жил в бочке) возразил: «Зачем же ты живёшь, если не заботишься, чтобы хорошо жить?». Краткая и содержательная характеристика значения философии выражена в афоризмах классиков Х1Х века. Выдающийся немецкий философ-идеалист Г. В. Гегель рассматривал философию как исторически меняющуюся духовную сферу. У Гегеля философия «духовная квинтэссенция (концентрированное выражение – В.И.) эпохи». Близок к этому образ, использованный для характеристики значения философии основоположником диалектического материализма К. Марксом. У Маркса философия – «эпоха, схваченная в мысли». Закончить разговор о значении философии можно словами нашего соотечественника П.Л. Лаврова (Х1Х в.), заметившего, что философия сообщает человеческую сторону дру-гим деятельностям человеческого духа, осмысливает их для человека, и что философствовать – это развивать в себе человека как единое стройное существо.

Задание 2.

Завершая курс изучения философии, вам предлагается ряд тезисов, которые объясняют смысл и необходимость изучения философии. Прокомментируйте каждый из них, выразив свое согласие или несогласие .

1.Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т.д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!

Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.[1]

2. Философия — коллективный разум людей. Быть на "ты" с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека "homo sapiens", человеком разумным.

Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.

3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).

4.Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т.е. защищает специалиста от того, что называют профессиональной ограниченностью, узостью. Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.

5.Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

6.В 18 веке прусский министр Цедлиц "внушал своим подчиненным уважение к философии"; "студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т.д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку" (см.: А.Гулыга. Кант. М., 1977. С. 95).

7. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку -понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т.е. защищает от ксенофобии.

8. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.

Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как "мир в целом", "пространство", "время", "материя", "дух".

9. Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.

10. Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.

11. Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

Задание 3.

Ответьте на вопросы по тексту и сделайте самостоятельные выводы.

1. Особенности мифа и религии как типов мировоззрения.

2. Особенности религии и философии. В чём Вы видите их сходство и различие?

3. Что изучает философия? Охарактеризуйте предмет философии.

4. Как исторически изменялся предмет философии?

5. Какие области (сферы) образуют философское знание.

6. Чем философия отличается от специальных (частных) наук, таких как биология, математика, география, литература…?

7. Какие функции выполняет философия? Охарактеризуйте их.

8. Каковы основные задачи философии?

9.. Нужно ли, и зачем, если нужно, изучать философию?

10. Что означает: философствовать?

11. Может ли философствовать человек, никогда не занимавшийся философией?

Рекомендуемые источники информации:

Основные источники

1.Горелов А.А.учеб. пособ. «Основы философии» 2011.;

2. Губин В. Д. уч пос. «Основы философии»М.2011.

3. Краткий философский словарь. Под. ред. А. П. Алексеева. – М.:РГ – Прогресс, 2010

4.Канке В. А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. – М.: Университетская книга; Логос. -2009

Интернет-ресурсы:

http://www. Alleg.ru/edu/philos 1.htm

http://www.diplom –inet.ru/resurshpilos

ru.wikipedia.org/wiki/философия

Дополнительная литература

1. Анишкин В, Г., Шманева Л, В.Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д., Феникс,2009.

2.Кохановский В.П., Мятеш Т. П., Яковлев В, П., Жаров Л. В. Основы философии: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений - Ростов н/Д,Феникс, 2010.

Наши рекомендации