Вопрос 2. Природа философских проблем. Проблема научности философии
Важнейшие проблемы, которые возникают в связи с осмыслением фундаментального предметного отношения «человек-мир», касаются четырех главных философских тем:
1. Проблема Универсума. В ее рамках создается категориально-понятийная модель мира, осуществляется поиск его онтологического первоначала, предельных «сквозных» основ, которые цементируют все в единое целое, решаются вопросы о конечности и бесконечности, единстве и множественности, формах и способах бытия. Философия, как «дочь своего времени» (Фейербах), «в мыслях схваченная эпоха» (Гегель) всегда окрашивает эту проблематику общим духом соответствующей эпохи, ее культурой.
2. Проблема человека, связанная с осмыслением его аксиологического статуса как особого типа бытия. Как следует жить? Какую жизнь можно назвать правильной? В чем смысл жизни человека? Свободен или не свободен человек в своих действиях и поступках? Каковы принципиальные отличия человеческого существования от функционирования и развития природных и социальных систем? Эти и ряд других мировоззренческих вопросов формируют ценностно-смысловое пространство философской проблематики человека в философии.
3. Проблема отношения человека как субъекта познавательной деятельности и познаваемого им мира. Тема «человек - мир» проецируется здесь на координатную плоскость «субъективное - объективное», «идеальное - материальное». Является ли идеальное, субъективное самостоятельной реальностью или оно зависит от материального, производно от него? Способно ли человеческое сознание дать объективную информацию о познаваемых объектах или оно есть продукт самодеятельности сознания? Можно ли построить гноселогический мост, который соединит субъективное мышление и объективное бытие? «Вещь для нас» и «вещь в себе»? Выстраиванием координационных и субординационных отношений идеального и материального, субъективного и объективного всегда активно занимались и занимаются сегодня материалисты и идеалисты различных оттенков и направлений. Это одна из самых «горячих» тем философских дискуссий.
4. Проблема субъект-субъектных социальных отношений. В первую очередь, она предполагает рассмотрение связки «человек - человек». Предельно широкий контекст «человек – в мире» сужается здесь до «человек в мире людей». Функции субъекта могут выполнять не только индивиды, но и также малые и большие социальные группы, общество в целом и даже конкретные цивилизации. В последнем случае «субъект-субъектные» связи приобретают глобальный характер. Круг вопросов мировоззренческого звучания, возникающих в связи с обсуждением темы социального бытия, достаточно широк: создание идеальной модели организации социума, выяснение механизмов и движущих сил социальной динамики, прогнозирование будущего «социальной материи», обеспечение конструктивной коммуникации путем создания синергетического, кооперативного эффекта как на уровне межличностного, так и межцивилизационного общения и др.
Соответственно специфике анализируемых проблем в структуре философского знания традиционно выделяются его основные разделы, отражающие историческую динамику предметной ориентации философии:
· онтология – философия бытия, учение о наиболее общих основаниях всего сущего и его отдельных целостных фрагментов;
· гносеология – философия познания, учение о принципах, закономерностях и механизмах познавательной деятельности;
· философская антропология – философия человека, учение о человеке, его сущности и многомерности бытия в мире;
· аксиология – философия ценностей, учение о ценностях и их роли в человеческом бытии;
· праксеология – философия деятельности, учение об активном практико-преобразующем отношении человека к миру;
· социальная философия – философия общества, учение о специфике социума, его динамике и тенденциях развития.
К самостоятельным разделам философского знания относят историю философии, философию природы, философию сознания, философию науки, философию права, политическую философию и философию культуры и др.