Философская категория «движение». Основные формы движения материи. Понятие развития
Вещи и процессы окружающего мира и в нас самих находятся во взаимосвязи и воздействуют друг на друга, поэтому они взаимно превращаются, изменяются (в этом смысле можно сказать, что любая вещь есть процесс). Под движением понимается, прежде всего, изменение в результате взаимодействия. Оно неотделимо от материального носителя. Движение универсально, объективно; вся существующая реальность находится в движении. Поэтому материю можно определить как все многообразие вещей, находящихся во всеобщем взаимодействии, изменении, превращении, то есть во всеобщем движении. Движение это способ существования материи (как и духовного, т. е. нематериального). Иначе как в движении материя существовать не может.
Определенным уровням организации материи соответствуют определенные формы движения. Форма движения материи – это движение, связанное с определенным материальным носителем. Серьезная попытка классифицировать формы движения принадлежит Ф. Энгельсу. Он подчеркивал, что движение «обнимает собой все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением»1. Материю как таковую и движение как таковое никто еще не ощущал; мы имеем дело только с различными реально существующими веществами и формами движения, замечал ученый. Вместе с тем, материю и движение можно познать лишь путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения2.
Обобщив известные основные открытия в естествознании, Энгельс выделил следующие основные формы движения, расположив их по мере их усложнения – от простых к высшим: механическая(простое перемещение масс, которое рассматривалось как фундамент физических процессов); физическая(электричество, магнетизм и т.п.); химическая(сложные взаимодействия атомов); биологическая(существование и развитие живых организмов); социальная (вся совокупность явлений и процессов общественной жизни).Конечно, с учетом сегодняшнего состояния развития естествознания, в содержание этих форм должны быть внесены изменения.
Ф. Энгельс также подчеркивал существование взаимосвязи, переходов между формами движения материи. Более развитые формы движения возникают на базе низших форм, причем высшие формы качественно специфичны и несводимы к низшим. Так, например, невозможно объяснить биологическую форму как некую взаимосвязь (тем более, сумму) физических и химических процессов, даже несмотря на все сказанное выше о сложнейшем понятии «жизнь». Редукция (от лат. reductio – «отодвигать назад») сложных форм движения к более простым называется механицизмом. Причем речь идет не только о сведении к механической форме, как это было в механистической картине мира, но и о сведении биологической формы к физической или химической, социальной – к биологической.
Итак, формы движения материи, во-первых, способны превращаться в другие формы, то есть подчиняться всеобщим законам. Это – движение вообще. Движение вообще реализует себя через изменение, превращение конкретных форм движения материи. Во-вторых, каждая форма движения способна сохраняться, то есть подчиняться своим особым законам (или осуществляться по своим особым законам). Это – покой, понимаемый философски как движение в определенной сохраняющейся форме.К сожалению, в литературе философское понимание покоя часто подменяется физическим.
В понятии «форма движения материи» отражается противоречивая сущность движения, понимаемого как единство изменчивости (форма движения) и устойчивости (форма движения).
Развитие – это такое движение, при котором возникает нечто совершенно новое (неважно, в прогрессивном или регрессивном направлении). Не все движение является развитием, так как развитие – не любое изменение.
4. Философские категории «пространство» и «время»
Пространство и время – это формы существования материи. Категории пространства и времени выступают как предельно общие абстракции, в которых отражается структурная организованность и изменчивость бытия.