Роль языка и общения в науке
Язык является важнейшим средством общения. В Древней Греции и Риме уже развивались культура родного слова. Древний мир взрастил прекрасных поэтов, писателей, драматургов – мастеров художественной речи. Этот мир подарил истории великих и выдающихся ораторов, ставивших и решавших важнейшие вопросы речевого мастерства. В обществе росло понимание полезности и необходимости хорошей речи, укреплялось увлечение к тем, кто умел применять родной язык.
В развитии правильных взглядов на язык важную роль сыграло марксистское философское учение Карла Маркса и Ф. Энгельса в «Немецкой идеологии» (1845 – 1846 года), сформировали знаменитое философское определение языка. В нем выражены мысли о языке как средстве общения и познания действительности, о единстве языка и мышления, об изначальной связи языка с жизнью общества. В России борьба за речевую культуру получила всестороннее развитие в творчестве Ломоносова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Некрасова, Чехова, Куприна, Горького – в творчестве кого мы называли классиками художественного русского слова, содействовали становлению русской образцовой речи политические и судебные деятели, ораторы, ученые. В их практической деятельности и теоретических высказываниях все яснее и отчетливее формировалось понимание многосторонней роли языка в развитии художественной литературы, науки., и.т.д. Оценивалось это и в деятельности революционных демократов.
Язык создан и развивается потому, что потребность общения постоянно сопутствует труду и быту людей, и ее удовлетворение оказывается необходимым, следовательно, поэтому язык, будучи средством общения, был и остается союзником и помощником человека в его труде, его жизни.
Очевидная роль языка в развитии науки, художественной литературе, образовательно-воспитательной деятельности общества. Нельзя развить науку не опираясь на то, что ею уже достигнуто, не выражая и не закрепляя работу мысли в слове. Плохой язык сочинений, в который изменил те или иные научные результаты, очень заметно затрудняет овладения наукой.
Не менее очевидно и то, что серьезные недочеты в речи с помощью, которой популяризируется достижения науки, могут возвести «Китайскую стену», между авторами ненаучной работы и ее читателями. Заметна роль языка и общения в художественной литературе. Трудно даже представить себе, насколько своеобразна и значительна роль языка в работе школы.
Борьба за культуру речи, за правильно достигнутый и яркий язык – это настоящая общественная задача, осознаваемая особенно ясно в свете Марксистского понимания языка. Ведь язык, работая постоянно, участвует в деятельности сознания, выражает эту деятельность, активно влияет на нее. Отсюда – колоссальная сила влияния слова на мысли, чувства, настрой, желания, поведения людей. (Лекции тетрадь, магистратура).
Важнейшим достоянием общества является естественный язык. Он может быть охарактеризован как исторически сложившаяся система принятых по соглашению (конвенциональных) знаков, основное предназначение которой состоит в опосредовании общения людей. В отличие от других знаковых систем, возникших среди биологических популяций, предшествовавших человеку, языковые знаки — не просто средства сигнализации или предупреждения; они также не являются воспроизведением (за исключением простейших слов — подражаний звукам) или изображением обозначаемых предметов (иконографическими знаками). Между языковыми знаками и обозначаемыми ими событиями нет никакой материальной связи; между ними существует только идеальная, социокультурная связь. Пользователи языка (индивид, группа, общество) мысленно относят знаки к обозначаемому, независимо от того, предъявляется ли обозначаемое или представляется другими знаками. Для любой категории собеседников условием введения какого-либо соглашения об употреблении некоторого знака является присоединение его, хотя бы временное, к ранее принятым соглашениям. Чтобы изменить соглашение о правиле употребления какого-то термина или выражения, необходимо неявно принять другие соглашения, а именно те, которые касаются употребления терминов (слов) и выражений, разъясняющих смысл нового знака. Например, носом человека по соглашению названа выступающая часть лица, орган обоняния. Носу свойственно быть первопроходцем в новой атмосфере, соприкасающимся с ее необычностью. Эти свойства предопределяют буквальные, аналогичные и метафорические употребления понятия «нос» («сует нос в чужие дела», «держит нос по ветру», «любопытной Варваре нос оторвали» и т.д.) и все разъяснения употребления. Когда же термину «нос» придали значение передней части корабля, самолета и т.п., разъяснения новых употреблений слова «нос» стали подразумевать переднюю в направлении движения, рассчитанную на наименьшее сопротивление среды часть судна или летательного аппарата.
В естественном языке соглашения о значениях знаков и правилах их употребления (т.е. формы связи с другими знаками) обычно неявны и часто противоречат друг другу. Стихия возникновения и развития естественного языка придала ему неоднородность (диапазон соглашений простирается от индивидуальных до общепринятых), непоследовательность (части языка и употребления одинаковых выражений различны и даже противоречат друг другу в употреблениях, так как введены в язык различными создателями и пользователями, к примеру, слово «умный» может употребляться для похвалы и для укора) и бессвязность (наличие относительно замкнутых частей языка, в частности диалектов, фольклора и т.п.).
Попытки усовершенствования естественного языка лежат в основе иногда случающихся реформ языка. Научное познание усматривает в стихии естественного языка как недостатки, так и достоинства. Неоднородность, непоследовательность и бессвязность естественного языка считаются недостатками, препятствующими сосредоточению познания на исследуемом объекте, доказательной и понятной форме сообщения результатов познания; они преодолеваются общезначимыми соглашениями о значениях знаков, о принятии правил логики в качестве правил связей языковых выражений (по содержанию и объему), о словосочетаниях, грамматических и синтаксических правилах употребления языка. Соглашения о значениях и правилах употребления знаков, как подметил К. Льюис, подчиняются такому положению: если принято соглашение о значениях знаков, то правила их употребления не могут быть предметом нового соглашения, — они обусловлены значениями знаков, и наоборот, если принято соглашение о правилах употребления знаков, то их значения не могут быть произвольными, допускающими особое соглашение об их принятии. Например, приняв соглашение о том, что считать слагаемым, нельзя независимо от принятого соглашения устанавливать соглашение о том, что считать сложением, и наоборот, назвав некую процедуру сложением, нельзя независимо от нее нечто называть слагаемым. Если слагаемым назвать элемент, сохраняющий свою величину в соединении с другими величинами и изменяющий состояние соединения в сторону роста на величину, равную своему значению, то сложением может быть лишь процедура, соответствующая этим свойствам слагаемого. Такая процедура ведет к сумме, а не к разности, произведению, частному от деления и т.д., которые можно было бы выбрать по соглашению и связать со слагаемым. Аналогична судьба слагаемого после принятия соглашения о сложении. Впрочем, заметно, что во вводимых соглашениях о значении знака или правилах употребления знаков явные соглашения об одном неявно включают соглашения о другом. Это присуще всем языковым элементам и отношениям между ними в синтактике (учении о знаковых системах: структуре, образовании и преобразовании знаков) и синтаксисе (учении о структуре и словосочетаниях в предложении). Явные соглашения призваны преодолеть недостатки естественного языка. Крайним выражением недовольства естественным языком служит искусственный язык.
Однако для развития языка посредством создания новых частей языка, в частности научного языка, недостатки естественного языка выглядят его достоинствами. Неоднородность, непоследовательность и бессвязность обеспечивают многогранность его употребления, гибкость и разнообразие оттенков смысла языковых выражений. Естественный язык служит источником буквальных, подобных и переносных значений знаков, создающих новый язык.
Язык как предмет исследования входит в семиотику, лингвистику, культурологию, психологию, философию. Для философии науки, занимающейся теорией научного познания, логикой и методологией научного исследования, язык интересен не как предмет, а как средство познания, т.е. интересно: о чем говорит язык, как определяет предмет, средства и результаты познания (в том числе и применительно к познанию языка). Поэтому основное внимание сосредоточивается на процедурах выявления, сохранения, изменения и удостоверения смыслов языковых выражений, а именно определениях и доказательствах.
Научное знание выражается соответствующим языком. Относительно замкнутые области знаний, особенно на уровне научных теорий, составляют относительно замкнутые языковые системы. Научный реализм применительно к языку сконцентрирован в утверждении Р. Карнапа: «Быть реальным в научном смысле значит быть элементом системы; следовательно, это понятие не может осмысленно применяться к самой системе»80. После выбора языка можно формулировать его средствами только внутренние вопросы и возможные ответы на них. Вопросы такого рода могут быть эмпирическими или теоретическими; соответственно и правильные ответы на них будут фактически истинными или аналитическими. Внешние вопросы, касающиеся существования внеязыковых объектов, подразумеваемых до введения языковых форм, следует считать вненаучными, лишенными познавательного содержания. Внешние вопросы уместны и осмысленны лишь в ситуации принятия новых языковых форм. Поскольку принятие является внеязыковым фактом, постольку оно не может быть каким-либо суждением, в том числе таким, которое подразумевает реальность рассматриваемых объектов. Принятие конкретных или абстрактных объектов вообще как обозначаемых элементами языка сводится к принятию некоторого языкового каркаса для этих объектов81.
Вряд ли можно возражать против того, что при наличии развитых языков исследователи используют для научного познания готовые языковые формы. При этом смысл и объективное значение этих форм могут экстраполироваться на изучаемые объекты, предопределяя в данном отношении научное знание. Но многие не согласятся с тем, что языковые формы лишены объективного содержания и что сами языковые формы не изменяются под влиянием познания новых объектов. Язык отражает внеязыковую реальность, сообщает знание о ней, и изменяется под влиянием ее познания.
Научный реализм изображает непреодолимой проблему выражения внеязыковой реальности: все, что может быть выражено языком, целиком обусловлено выбранным языком; все, что существует вне языка, не будучи самим языком, не может быть выражено языком; поскольку вопрос об отношении данного языка к внеязыковой реальности выходит за пределы данного языка, постольку он не имеет научного смысла. Но ни один из приведенных тезисов не выдерживает критики.
Язык выбирается именно для того, чтобы выразить независимую от него и не обусловленную им внеязыковую реальность; так что выраженное языком не есть обусловленное языком. И хотя каждый выбранный язык науки обладает ограниченными выразительными возможностями, эти возможности всегда могут быть расширены с переходом к более богатому языку. Более богатым по отношению к любому конкретно-научному языку является философский язык, достаточный для постановки вопроса об отношении первого к объективному миру и выражения ответа на него. При этом внеязыковая реальность может быть выражена не только языками, отличными от выбранного, но и внеязыковыми средствами: образами восприятия и интуиции в сознании, операциями, моделями и ситуациями в объективном мире.
Принятие языка само по себе ни истинно, ни ложно; но, будучи практическим, оно может служить критерием истинности языковой системы. Если принятие языка руководствуется непознавательными целями, то оно прямо не связано с принятием объективной онтологии. Принятие языка для познавательных целей обязывает к согласованию его онтологии с познаваемым объектом. В этом случае происходит проверка выбранного языка на истинность или ложность. Здесь дает о себе знать обусловленность языка внеязыковой объективной реальностью. Конвенции могут иметь место лишь при выборе постулатов значения терминов принятого языка, когда терминам приписывается новый смысл. Но такие конвенции не представляют интереса, поскольку они носят тривиальный характер. В итоге, хотя внеязыковая реальность выражается в мышлении различными языками, это не указывает на ее непостижимость или объективную подчиненность языку.
Научное познание является разновидностью опосредованного познания, так как наибольшая часть знаний приобретается не непосредственным восприятием, а мышлением, проявляющимся в операциях с понятиями и суждениями языка. Среди таких операций важное место занимает логика (порядок, последовательность, правила мышления).
В целом элементарная логика, ее законы «суть отражения объективного в субъективном сознании человека»82, проверенные практической деятельностью человека, которая «миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению различных логических фигур»83. Но плюрализм логик (если не в фактическом употреблении, то во всяком случае в виде множества систем логики, предложенных различными логиками) и деонтологизация логики (лишение ее объективного содержания) неопозитивизмом, порождающее конвенционалистское понимание логики, вынуждают к более подробному рассмотрению аргументов против этого конвенционализма.
Конвенционалистский подход в логике достаточно ясно выражен Р. Карнапом в утверждении о том, что каждый может строить свою логику, свою языковую систему, если в состоянии давать четкие синтаксические определения ее построения, и что каждый может принять определенную форму языка с его логикой (правилами образования предложений и проверки, принятия или опровержения их)84.
Такое утверждение относится к создателям искусственных языков и логик (например, языков математики, физики и др., а также разнообразных логик — вероятностной, индуктивной, интуиционистской, комбинаторной, многозначной, модальной и т.п.) Однако логику создают и бессознательно в процессе употребления языка: все следования и правила вывода возникают из эмпирических повторений, они становятся устойчивыми способами языкового поведения с предписывающей силой. При всем различии между сознательными и бессознательными творцами логики, их объединяет (с точки зрения конвенционализма) признание явной или неявной конвенциональности логики: существование логики оправдано соглашением о ее употреблении.
Конвенционалистское понимание логики смешивает объективную и субъективную ориентации логики. Первая обусловлена внеязыковой (внелогической) реальностью, вторая — употреблениями языка в различных целях (прагматикой языка), которые не обязательно требуют обращения к внеязыковой реальности.
Возможный плюрализм объективных отношений совместим с плюрализмом правил логического вывода (например, отношения между элементами внутри актуальных конечных или бесконечных последовательностей совместимы с классической логикой, а отношения между элементами потенциальных последовательностей совместимы с интуиционистской логикой, динамические отношения между событиями совместимы с двузначной логикой, статистические отношения — с вероятностной логикой и т.д.). Однако альтернативные правила в таком случае представляют собой объективно содержательные альтернативы, выбор которых определяется не конвенцией, а объектом познания.
Вторая, субъективная ориентация логики обусловлена в основном субъективной реальностью — желаниями, склонностями, волей субъекта. Эта реальность вызывает изменение смыслов и правил употребления объективно содержательных понятий и логик, а также сохраняет разнообразие собственных логик (знамений, предчувствований, предпочтений и т.п.). Наиболее ярко субъективная ориентация логики представлена в литературном и художественном творчестве и критике, идеологических формах сознания. Хотя и в субъективной ориентации логики прослеживаются детерминация, обусловленность субъективной реальностью, извне все правила употребления языка кажутся произвольными, регулируемыми лишь соглашениями.
Общее мнение о соотношении языка, логики и реальности можно свести к утверждению: язык и логика символизируют и воспроизводят объективную и субъективную реальность и в этом отношении содержательно ограничены, предопределены. Разнообразие познавательных и непознавательных целей обусловливает разнообразие языков и правил их употребления. Игнорирование конкретных целей употребления создает видимость его произвола и равноценности, учет их обеспечивает беспристрастную оценку.
В итоге следует признать, что выбор альтернатив в научном познании неизбежен и все существующие знания оказались результатом осознанного или неосознанного выбора. Выбирая знание, выбирают изображаемую им реальность. Сама по себе выборность знания и реальности не означает зависимости выбираемого от выбирающего. Цели и обеспечивающие их достижение критерии выбора гарантируют различение объективной и субъективной научных реальностей, что служит преимуществом научного познания в сравнении с вненаучными видами познания. (Будко)