Философия маркса и энгельса
К.Маркс(1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Создатели и творцы диалект и ко-материалистической философии, в период с 30-х до конца 40-х годов 19 в. формировалась философия марксизма, которая ставила перед собой задачи исследования действительности, описания ее законов, понимания и объяснения жизни общества.
Предпосылками возникновения марксисткой философии были:
1) Промышленная революция в Европе. Появление пролетариата. Идеи классической немецкой философии. Открытия в области естественных наук. Характерными чертами являлись:
1) Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом.
2) Исторический процесс истолковывается с материалистических позиции как естественный, законо-I мерный процесс.
3) Объясняется мир, разрабатываются основы его преобразования. Философские исследования пере-i носятся на область материально-практической деятельности человека.
4) Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, совпадающие с потребностями общественного развития.
Философским новаторством Маркса и Энгельса стало материалистическое понимание истории.
Исторический материализм - это распространение материализма на общественную жизнь, социальный I мир, историю. Суть своих воззрений Маркс изложил в ! предисловии к книге "К критике политической экономии" (1859 г.).
На каждом этапе общественного развития люди | для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в не зависящие от их воли производственные отношения. Производственные отношения, уровень про-| иэводительных сил образуют экономическую систему, базис для институтов государства и общества, У общественных отношений. Государственные и общественные институты и общественные отношения являются надстройкой по отношению к экономическому базису.
Базис и надстройка взаимно влияют друг на друга:
8 зависимости от уровня производительных сил и производственных отношении, типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации (рабовладельческая, феодализм и т.д.).
Рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношении и к смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя.
Уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и ход истории.
Человеческая история - естественно-, исторический процесс; ни одна формация, ни одна ступенька этого развития не уйдет в прошлое, пока на исчерпает себя, но если производственные отношения исчерпаны и тормозят дальнейшее развитие производительных сил, они должны быть в корне изменены, наступает эпоха социальной рев.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но переработанная на основе материалистических принципов. Бытие определяет сознание. Сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя. Материя находится в постоянном движении и развитии. Бога нет. Он является плодом фантазии. Материя вечна и бесконечна и периодически принимает новые формы. Важнейшим фактором развития является практика. Развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.
Философию Маркс и Энгельс рассматривали как "руководство к действию", имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов, марксистский гуманизм пришел в противоречие с реальной попыткой построения социализма и коммунизма и способствовал развитию тоталитаризма.
25 ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ 19 В.
Ненецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли. Нового времени. Она подводит итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории.
К этому течению относится филос. учение И.Канта, И.Фихте, Ф.Шиллинга, Л.Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм, ни просвещение. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, передача идей между поколениями и современниками. По содержательному разрешению фил. проблем к этому течению можно отнести фил. учение К.Маркса и Ф.Энгельса. Фил. учение этих мыслителей вписывается в традицию немецкой классической фил., представляя собой завершающий этап ее эволюции. Под "классической" понимается высочайший уровень ее представителей и значимость решаемых этой фил. проблем.
И.Кант - основоположник класс, нем. фил., совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. В его творчестве выделяют два периода - докритический, в котором он решает естественно научные проблемы, и критический, когда он написал свои главные произведения - "Критика чистого разума" (теория познания), ^Критика Практического разума (этическое учение), "Критика способности суждения' (эстетика). Кант дал объяснение возникновения солнечной системы, при этом он опирался на законы Ньютона. Он впервые в науке и философии поставил вопрос о возможностях познавательных способностей субъектов, выдвинул идею о категориях - основополагающих, общих понятиях, которыми оперирует философия.
Кант сформулировал моральный закон - нравственный императив: "поступай так, чтобы твое поведение могло стать всеобщим правилом". Он выдвинул идею о "вечном мире , основанном на эконом, невыгодности и правовом запрете войны. В философии Г.Гегеля была развернута внутренняя логика движения абсолютного духа от его чистого бытия к природе, а затем к человеческому обществу. Гегель обосновал концепцию объективного идеализма. Он демонстрирует действие диалектических законов в мировом процессе: зак. единства противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания.
Основной заслугой мыслителя перед фил. является разработка диалектики - учения о всеобщем развитии, его основных законов и принципов.
Л.Фейербах в ряду нем. философов является представителем материалистического направления. Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубока анализирует такие свойства материи, как движение, пространство и время. Он разработал материалистическую теорию познания с высокой оценкой роли чувств в познании. Фейербах обосновал объективную ценность человека в системе мира, выступал как атеист, разработал основные принципы гуманизма. Его фил. завершила классический этап нем. фил. и заложила основы немецкого материализма.
В начале 40-х годов 19 в. возникает марксизм, основатели учения - К.Маркс и Ф.Энгельс. Марксизм -это сложная мировоззренческая система, которая включает в себя философию, политэкономию и теорию научного социализма. Марксизм явился теоретическим выражением кризиса капитализма и по своей соц. сути отразил политические цели и интересы пролетариата. Сущность эконом, учения марксизма составляет теория прибавочной стоимости, которая раскрывает механизм эксплуатации наемного труда. Политическое учение марксизма сформулировано в теории научного социализма. Это учение о пяти формациях развития чел. общества. Теоретической и методологической базой политэкономии и теории социализма является марксистская философия в форме диалектического и исторического материализма. Специфика марксистской фил. - в ее социальной направленности.
ФИЛОСОФИЯ КАНТА
Немецкая классическая философия второй половины 1в-го - первой половины 19-го вв, была апофеозом рационализма. Классическая - имеется в виду высочайший уровень ее представителей и уровень поставленных задач, которые они решали.
Философия поставила вопрос об основах и условиях своего собственного существования и развития, вычленив в качестве исходных категорий полярные
Йиапектические противоположности: мышление и ытие.
Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник классической немецкой философии, разработал последовательную философскую систему, в которой §ал ответы на кардинальные вопросы человеческого ытия:
' Что я могу знать?"," Что я должен делать?"," На что я могу надеяться?". Из множества трудов Канта особо выделяются;
1. "Критика чистого разума" (1781)-излагается
теория познания.
2. "Критика практического разума" (1788) -
излагаются этические познания.
3. "Критика способности суждения" (1790) -
изложение эстетических взглядов.
В «Критике чистого разума» Кант внес изменения в понятия " Метафизика" и " Теория познания". Метафизика для него - наука об абсолютном, но в границах человеческого разума. Знания по Канту основаны на опыте и чувственном восприятии, только чувства дают нам сведения о внешнем мире.
В познании различают две стороны: содержание и форму. Содержание определяется опытом. Форма знания не зависит от опыта (она врожденная и присуща нашему сознанию). Первыми доопытными формами сознания являются пространство и время, все, что познает человек, он познает в формах пространства и времени, но самим вещам в себе они не присущи. От чувств процесс познания переходит к рассудку, а от него к разуму. Рассудок, переходящий за свои границы, т.е. границы опыта - это уже разум. Разум диалектичен, его заключения иллюзорны, так как не подкреплены опытом.
Но роль разума выше, это регулятивная форма по отношению ко всем остальным познавательным способностям человека. Идеи Бога, бессмертие души -недоказуемо. Но это моральная вера. Она основана на человеческой нравственности
В труде "Критика практического разума" Кант называет нравственное сознание практическим разумом. Этот вид разума сильнее теоретического. Человек в важнейших жизненных ситуациях должен доверяться не рассудку, а нравственному чувству - долгу.
"Критика собственности суждений" начинается с изложения системы критицизма, затем следует критическая эстетика возвышенного, прекрасного, гениального, затем - критика принципов биологии, согласно которой Кант отвергает механическое объяснение жизненных процессов. В заключение - критическое определение границ применения теологического мышления при метафизическом толковании мира.
Для Канта поведение человека должно основываться на трех максимумах:
1. Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом.
2. В поступках исходи из того, что человек - наивысшая ценность.
3. Все поступки должны делаться на благо обществу.
Философия Канта уже при его жизни оказала сильное влияние на специалистов своей теоретической и практической стороной. Учением о морали он сориентировал творчество Шиллера. Гете признавал, что кантовская "Критика способности суждения" дала философские основы его творчеству. Фихте, Шеллинг, Гегель связывали его имя со своей идеалистической метафизикой. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение, оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.
27философия фихте
Фихте (1762) - великий, нем. философ. Выступал с работами социально-исторического и этического характера. В своих трудах он пытался определить . цели и задачи драктического действия людей в мире и обществе. Фихте исходил из кантовского этического ригоризма и активизма.
Фихте утверждал, что гений Канта открывает ему истину, не показывая ее оснований, поэтому Фихте создает философию подобно геометрии, исходным пунктом которой является сознание "Я". Это обыкновенное сознание человека, оторванное от него и превращенное в абсолют. Весь внешний мир - это "не- Я" - порождение "Я". "Я" производит "не-Я", как свою противоположность, чтобы найти применение своей . активности.
Философия для Фихте является научным самона-блюдением творчески-этической активности личности "Я", поэтому он называл свою философию "наукоучением". Фихте устанавливал три деятельности Я:
1)Я полагает себя.
2) Я полагает не-Я.
3) Я противополагает делимому Я делимое не-Я. Я для Фихте - понятие духа, воли, нравственности,
веры не-Я. Я - понятие природы и материи. Первоначально существует только абсолютная деятельность -Я. Мы видим вещи вне нас потому, что Я снимает реальность в себе и эту снятую реальность полагает а не-Я, которое также является "деятельностью" Я. Убеждение, что сознание вещественного мира вне нас не что иное, как продукт нашей собственной способности представления, дает нам вместе с тем представление о свободе. . Под деятельностью Я Фихте понимает нравственное поведение субъекта. Нравственный долг человека - стать свободным. Фихте делает вывод, что состояния свободы человек может достичь только на Jопределенной стадии развития. Свобода неотъемлема от знаний лишь при высоком нравственном и духовном уровне человека. Одна из блестящих идей Фихте - рассмотрение процесса деятельности через снятие промежуточных целей с помощью различных средств.
Практические противоречия возникают постоянно, и поэтому процесс деятельности есть бесконечное снятие этих внутри практических противоречий.
Сама деятельность понимается как деятельность практического разума, т.е. субъективно-идеалистически. Проблема активности субъекта заставляет задуматься современников и последующих философов.
Диалектический способ мышления - высочайшее достижение философии Фихте. Все сущее противоречиво, а противоречие Фихте рассматривает как источник развития.
В практической философии Фихте-развивает учение о нравственности, государстве и праве. Это учение складывалось под впечатлением от революционных событий во Франции (1789-1794.) При рассмотрении вопросов этики, права и государства, Фихте наибольшее внимание уделил понятию свободы. Свобода - это подчинение человека законам с осознанием их необходимости.
Вся человеческая история - это процесс распространения свободы, путь ее торжества. Право - это добровольное подчинение человека установленным законам. Государство - гарант мира и защиты собственности. Государство есть организация собственников. Это положение Фихте подтверждает догадку об экономической и социальной природе государства.
В философии Фихте содержится ряд идей, оказавших сильное влияние на развитие классической немецкой философии и последующей философской, мысли - это учение о развитие сознания, попытка систематического выведения категорий, диалектический метод их анализа, утверждение права разума на теоретическое познание, учение о свободе, как добровольном подчинении и исторической необходимости, основанном на познании этой необходимости, исследование структуры человеческой деятельности.
ФИЛОСОФИЯ ШЕЛЛИНГА
Немецкий философ (1775 г.) - один из главных представителей объективного идеализма.
Философия Шеллинга развивалась поэтапно: натурфилософия, практическая философия, иррационализм. Одни идеи замещались другими, но замысел творчества был единым - понять абсолютное. Природа представляет собой абсолютное, а не индивидуальное "Я" - она есть вечный разум, абсолютное тождество субъективного и объективного. От субъективного идеализма Фихте Шеллинг переходит к созерцательному объективному идеализму и переносит свои исследования с общества на природу. Он развивает идею тождества идеального и материального. Материя - это свободное состояние абсолютного духа и разума, они тождественны.
В конце 16-го века были совершены открытия в области магнитных и электрических явлений и их воздействие на организм, была создана теория формирования живой природы и ее развития от низших форм к высшим. Возникает потребность в философском обобщении этих открытий, и Шеллинг пытается найти всем этим открытиям единое основание. Он выдвигает идею идеальной сущности природы, нематериального характера ее активности. Размышляя над связями, которые открывало естествознание, Шеллинг выдвинул положение о сущностном единстве сил, обусловливающих эти связи и единстое природы. Вся природа и живая и неживая - это единый организм, природа "абсолютна", это первопричина и первоначало всего. Материя и дух едины и являются свойствами природы. Природа есть вечный разум, единство субъективного и объективного.
Противоположности субъекта и объекта, реального и идеального, природы и духа устраняются в абсолюте, представляющем собой тождество идеального и реального. Согласно Шеллингу этот абсолют познается в ходе интеллектуального созерцания и в искусстве. В творчестве Шеллинга особое место занимают проблемы философии искусства. Одной из основных гносеологических проблем для Шеллинга является проблема противоречия между теоретическим и практическим. Решить эту проблему возможно только при помощи высшего вида искусства - творчества.
Натурфилософия Шеллинга подорвала идеи субъективного идеализма Фихте, произошел поворот классического немецкого идеализма к объективному идеализму и его диалектике.
В практической философии главной проблемой Шеллинг считал проблему свободы, он утверждал, что создание правового строя должно происходить одновременно во всех государствах, все они должны стремиться к объединению в федерацию. Гл. их цель - это достижение состояния мира между народами. Шеллинг понимал, что достичь таким образом состояния мира между народам/ непросто, но стремиться к этому необходимо.
Одно из направлений работ Шеллинга - проблема свободы человека и его отношение к Богу, основывающиеся на человеческой воле. Проблема самоутверждения свободы у Шеллинга решается путем отделения ее от универсального начала (Бога), которое само является началом зла. Вследствие этого человек должен стремиться к воссоединению с Богом.
6 решении проблемы отчуждения в истории Шеллинг близко подходит к открытию природы исторической закономерности, Он утверждает, что на пути исторической необходимое™ стоит огромное количество индивидуальных целей и субъективных устремлений, мотивирующие человеческую деятельность.
В своей метафизике религиозной истории он развивал основы позднейшей религиозной науки.
Шеллинг стал насыщать свою фил. тождества бытия и мышления теософским смыслом, обращением к абсолюту как к Богу, а результате чего вся философская система приобрела иррационалистический и мистический характер - отрицания логики и закономерностей в истории и восприятия окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ
Фридрих Гегель(1770-1831) - один из самых выдающихся философов своего времени представитель немецкого классического идеализма.
Философия Гегеля считается- завершением всей западной истории философии, завершением философии Нового времени или классического немецкого идеализма.
Основные философские произведения Гегеля: "Философия духа", "Наука логики", 'Энциклопедия философских наук".
Соответственно философская система состоит из трех частей: логика, философия природы и философия духа. Логика - важнейшая часть системы. Это область "чистой мысли", существующей до субъекта и объекта. Логика предшествует истории и природе, она их творит. Логика делится на три части: учение о бытие, о сущности и понятии. По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна предшествовать логика объективная - учение о диалектическом саморазвитии Абсолютной идеи ( Мирового Духа, Бога). Главное в фил. Гегеля -доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Дух на своем вь^в-шем этапе развития ( в искусстве, религии, философии) лишь воплощает то, что заложено в мышлении.
Гегель считает, что благодаря мышлению человек обнаруживает тождественность субъекта и объекта. Эту тождественность Гегель называет идеей. Обнаружение идей, понимание человеком их достоинств вынуждает начинать философствовать не с субъекта, а с самих идей. Философия - это постижение мира в идеях. Для того чтобы возвысить фил. до уровня науки, Гегель строит систему идей и старается вывести из одной идеи последующую. Философия у Гегеля становится наукой идей, логикой движения идей, диалектической логикой.
Причиной движения идей являются противоречия.
Противоречия неискоренимы и присущи каждой идее, именно они вынуждают идти человека от одной идеи к другой более совершенной, не абстрактной, а конкретной. От логики Гегель переходит к философии природы. Созидательницей природы является идея, она порождает природу. Природа развивалась поэтапно-механизм, химизм, организм. Благодаря глубине и силе диалектической мысли Гегель в "Философии природы" высказал ряд ценных догадок о взаимной связи между отдельными ступенями органической и неорганической природы и закономерности всех явлений в мире.
Величайшая заслуга Гегеля - в разработке проблем диалектики. Он вывел учения о диалектическом развитии как качественном изменении, переходе старого в новое, движении от высших форм к низшим. Он открыл взаимосвязь между всеми процессами в мире. Гегель создал непревзойденную систему категории диалектики и открыл связь между ними: сущность, содержание, общее, необходимое, закон, явление, форма, единичное, случайное, - эти категории органично переходят друг в друга. Гегелю принадлежит открытие основных законов диалектики: закона количественно-качественных изменений, закон проникновения противоположностей и закон отрицание отрицания.
В сфере социально философских концепций Гегель высказал ряд ценных идей: о смысле истории, о понимании исторической закономерности, о роли личности в истории.
Наибольшее влияние Гегель оказал на области философии государства и фил. истории. Общая мировая история рассматривается им как процесс самосознания мирового духа и вместе с тем как- "прогресс в сознании свободы". Свобода состоит в том, что человек познает свое тождество в сущности с абсолютом и отождествляет себя с образованием объективного духа и его волнением (государством и правом). Результатом гегелевской системы явилось учение К.Маркса. Значительно влияние Гегеля на историографию - он убедил в своей правоте даже тех историков, которые возражали против работ философов-систематиков.
ФИЛОСОФИЯ ФЕЙЕРБАХА
Великий немецкий философ (1872 г.) считал философию наукой о естественно понятой действительности в ее истине и универсальности.
Фейербах является последним представителем классической немецкой философии. Он стремился к ее обновлению и первым подверг критике фил. систему объективного идеализма Гегеля. Он подверг критике гегелевскую постановку проблемы отношения мышления и бытия, считая, что Гегель выводит природу из логики, нарушая тем самым все логические правила. Одновременно Фейербах не соглашался с Гегелем по вопросу соотношения философии и религии. К сожалению он увлекался критикой Гегелевской фил. системы, не поняв важности разработанной Гегелем диалектики.
Он правильно оценивал ее как идеалистическую, но не увидел в ней главного - учения о поступательном развитии мира, общества и человека. Его собственная фил. страдала односторонностью и абстрактностью. К Маркс критиковал антропологические концепции фил. за созерцательное отношение к миру.
Фил. Фейербаха питалась из двух источников: критика религии и критика фил. идеализма Гегеля.
Оба источника тождественны, т.к. идеализм Гегеля - это та же религия христианства, изложенная философским языком.
Фейербах называл свою философию "Антропологией", так как основой фил. исследований должен быть человек и природа. Человек - это единство материального и духовного.
Фейербах - материалист и атеист, исходя из антропологического материализма, старался доказать, что не Бог создал человека, а человек силой своей фантазии и абстрактного мышления сотворил Бога, передав ему свои собственные черты и характеристики в гиперболизированной форме.
В своих работах: "Сущность христианства" и "Лекции о сущности религии" Фейербах пытался доказать, что антропология - универсальная наука, в принципе совпадающая с философией. Фейербах разработал теорию познания на основе материализма. Исходным пунктом познания являются ощущения, источником которого является материальный мир. Он критиковал теорию Канта, утверждая, что Кант ложно истолковал границы разума. Разум человека в своем развитии открыл глубочайшие тайны природы. Созданный Фейербахом философский портрет человека гуманистичен и полон оптимизма. Человек - создатель и мыслитель - верит в победу над неразумными силами мира.
Антропологический материализм определил социально-философские воззрения Фейербаха. Он вскрыл социально-психологические корни религии, рассмотрев историю религии различных народов, обратился к проблеме человеческого счастья, охарактеризовав человека через единство его чувств и воли.
В своей философии Фейербах выступал с критикой религиозного сознания, считая, что оно основано на вере в сверхъестественное и представляет собой совокупность фантастических образов. Однако критика религии не означала попытку ее упразднения. Фейербах пытался заменить старую религию на новую, которая должна вместо любви к Богу проповедовать любовь к человеку и веру человека в самого себя. Антропология Фейербаха есть также теология как продукт человеческого духа. Бог - не что иное, как сущность человека, мысленно освобожденная от границ индивидуального.
Фейербах не смог объяснить царившие в его обществе социальные неравенства. Он прославился защитой материализма, критикой идеализма и религии, верой в человека, мощь и силу его разума. Учение Фвйербаха о человеке очень актуально. Для него человек - это мир чувств, эмоций, желаний, настроений, размышлений. Главное в жизни человека - любовь, дружба, преданность. Его критика раболепства, деспотизма, невежества имела благотворное влияние на развитие мировой философской мысли.